В странах с развитой банковской структурой выдача кредитов физическим лицам и оказание некоторых других услуг населению — прерогатива кредитных союзов. Украинские банки, в отличие от европейских, не хотят отказываться от розничного сегмента. Естественно, борьба за клиента заставляет руководства банков задуматься о необходимости построения и применения адаптированных систем, которые бы сделали процесс выдачи кредитов быстрым, надёжным и прибыльным.


Михаил Бейрак, руководитель отдела корпоративных проектов «ABBYY Украина»
Михаил Бейрак, руководитель отдела корпоративных проектов «ABBYY Украина»
Одна из типичных задач современного банка — обработка персональных дел физических лиц. При получении кредита, оформлении пластиковой карты или открытии депозитного счета клиент подает в банк определённый набор документов: копию паспорта, заявление, справку из налоговой инспекции. В интересах банка — уменьшить время и повысить точность обработки этих документов, занимающей, как правило, значительную долю всего процесса оформления. Помимо простой обработки и экспортирования данных в базу, необходима также проверка их достоверности. Эффективность ручной обработки при этом обратно пропорциональна объемам рабочей информации: чем больше данных, тем больше возникает ошибок и опечаток и тем больше сотрудников требуется для «бумажной» работы. Выходом из положения могло бы стать привлечение сторонней организации, которая занимается распознаванием квитанций. Однако очевидно, что банки стремятся избегать подобного сотрудничества с компаниями-посредниками, так как это приводит к дополнительным затратам.

Одно из возможных решений для автоматизации процесса обработки бумажных форм предложила компания ABBYY. Её технология FlexiCapture позволяет не только распознавать текст, написанный от руки, но и обрабатывать документы физических лиц: сравнивать данные, проверять, на той ли странице вклеена фотография в паспорт, и пр. Это существенно ускоряет процессы выполнения банковских операций по обслуживанию клиентов.

При оформлении любого договора с клиентом банк обязан тщательно проверить, насколько информация, содержащаяся в предоставленных документах, соответствует действительности. Например, подпись в паспорте должна совпадать с подписью в заявлении, паспорт и справка о присвоении идентификационного кода должны быть на имя того человека, который заполнил анкету, не должно быть исправлений и т.д. Любые подобные ошибки крайне важно выявить до выдачи кредита, особенно это актуально для удалённых филиалов банка, поскольку удлиняется цепочка передачи и отслеживания документов. Технологии распознания заполненных вручную анкет существуют уже давно, и они внедрены в ряде банков. Основной принцип их работы сводится к следующему: два человека вводят информацию в некоторую оболочку, а остальные проверяют правильность всех данных. Использование же технологии ABBYY FlexiCapture даёт возможность полностью автоматизировать этот процесс. Документы сканируются и поступают в программу ввода форм ABBYY FormReader с технологией FlexiCapture, которая идентифицирует поля на форме.

Помимо применения в системе кредитования, решение может быть полезным при вводе и обработке коммунальных платежей. В последние 10 дней каждого месяца в банк поступает огромное количество бумажных платежей. Чем быстрее они будут обработаны, тем меньше будет очередей и тем больше человек сможет произвести оплату. ABBYY FlexiCapture позволяет обрабатывать все квитанции в одном потоке, непосредственно на рабочем месте: полученные бумаги вставляются в сканер, затем отсканированная информация передается в банковскую систему, в которой специалист видит результаты распознавания и возможные ошибки или неточности.

После того как клиент заполнил показания счётчиков, данные централизованно передаются в базу данных поставщика услуг. Поставщик вводит информацию в свою биллинговую систему и производит анализ и расчёт платежей.


Документы поступают в систему при помощи листопротяжного сканера
Документы поступают в систему при помощи листопротяжного сканера
Следует отметить, что основным источником проблем при извлечении данных служит информация, написанная от руки. Казалось бы, банки уже давно должны были отказаться от открытых квитанций, в которые можно вносить изменения, и перейти на закрытые (без возможности внесения изменений) квитанции, генерируемые автоматически. Тем не менее, многие компании не спешат избавляться от открытых квитанций, а, скорее, наоборот: стремятся получать квитанции, которые бы заполнялись от руки. Объясняется это просто: из-за того, что в документы, созданные автоматически, невозможно внести изменения, клиент не может заплатить ни больше, ни меньше положенной суммы. Например, должник не сможет выплатить часть своего долга. Такой подход лишает систему гибкости.

В ABBYY FlexiCapture используется система распознавания написанных от руки символов, которая базируется на описании различных стилей написания цифр и букв, которым традиционно обучают в школах. Различают европейский, американский, советский, арабский и индийский виды начертания. В одном виде насчитывается приблизительно пять различных вариантов написания символа. Использование такой классификации делает возможным построение единой методологии, при помощи которой будет распознаваться рукописный текст. Распознавание чисел еще более упрощается, поскольку у них есть характерная особенность: очень трудно написать многозначное число, не отрывая ручки от бумаги.

Еще один распространенный процесс в банках — прием платежных поручений. Нередко их обработка происходит так: специфический документ, с печатью и подписью клиентов банка, поступает к операционисту, который и производит их анализ. Украинские платежные поручения в большинстве случаев представляют собой типичные слабоструктурированные формы. Для работы с ними необходима не просто технология распознавания текста, а и методология правильной интерпретации, смысла записи и ее местоположения. Эта задача не менее сложна, чем распознавание текста.

Кроме того, технология ABBYY может работать с неструктурированными банковскими документами. Таких бланков очень много: балансы и справки из налоговой администрации, копии, подтверждающие права собственности на имущество, передаваемое в заем, и множество других. Любые из этих данных обрабатывает кредитный комитет, главная задача которого — проверить наличие всех необходимых документов, установить их юридическую подлинность.

Кредитные менеджеры банковских филиалов в региональных центрах собирают набор документов, чтобы затем отправить их в центральный банк. Осуществить пересылку можно как физически, по почте, так и в электронном виде. Последнее, несомненно, более выгодно, поскольку риски потерь значительно уменьшаются. После пересылки документы распространяются в системы управления кредитными делами, где происходит их дальнейшая обработка.

Для большинства филиальных банков актуальна задача правильной идентификации документов и сохранения их в определённом месте. Иногда для быстрого поиска электронных копий документов вводят специальные наименования договоров. Существуют целые инструкции, предписывающие, как правильно именовать тот или иной договор. Однако случается, что из-за невнимательности сотрудника, пренебрежения правилами или по каким-то другим причинам эти инструкции игнорируются, что приводит к потере документа.

В банках при рассмотрении различных официальных документов отличить документы один от другого может только эксперт, разделительные листы со штрих-кодами помогают ему передать информацию о типе документа другим сотрудникам. Такая схема работы автоматизирована следующим образом: весь набор документов сканируется и сравнивается со штрих-кодами на разделительных листах. Похожий процесс используется и при именовании документов. И в том и в другом случае на первом этапе задействовано устройство сканирования. Затем документ поступает непосредственно в программу для обработки. В зависимости от того, какая архитектура — централизованная или территориально распределённая — используется в организации, программа устанавливается либо в месте сканирования, либо в центральном офисе — выбор зависит от каналов связи и некоторых других факторов. Сначала изображение идентифицируется по набору признаков или разделительным листам со штрих-кодом, которые можно задавать в системе, например по реперам в анкетах или по наличию фотографии и номеру страницы в паспорте.

При необходимости, ABBYY FlexiCapture позволяет проверить целостность всего документа. После идентификации на него накладывается соответствующий шаблон, который содержит информацию о местонахождении и типе информации для системы. Шаблон может быть двух видов: жёсткий и гибкий. Жёсткий применяется в случае, когда положение и тип информации чётко зафиксированы, гибкий — для документов с произвольным расположением данных. Примером жестких форм могут служить анкеты и формы коммунальных платежей. Программа идентифицирует наличие необходимой информации либо по геометрическим характеристикам жесткого шаблона, либо по заданным условиям для гибкого, которые указывают, где какая информация находится. После завершения анализа из соответствующих полей извлекаются данные.

Следующий шаг — проверка правильности итогового распознавания. Ее условия настраиваются в системе. И наконец на последнем этапе в работу включается специалист, который в специальном интерфейсе может просмотреть и исправить сомнительные места и ошибки. Затем осуществляется экспорт данных в систему. При желании можно настроить решение таким образом, что информация будет автоматически экспортироваться в базу данных компании.

Естественно, на первых порах после внедрения все документы на последнем шаге еще раз полностью проверяются человеком, но с течением времени число документов, не подвергающихся повторному контролю, растет. Количество сотрудников, которые участвуют в процессе, зависит от количества появляющихся ошибок. В Восточной Европе уже развернуты централизованные комплексные системы, где документы одновременно обрабатывают более сотни человек. В одном потоке они могут обрабатывать около двухсот видов форм. Однако в Украине, из-за высокой стоимости использования каналов связи, нет примеров использования полномасштабного комплекса, где были бы задействованы все возможные компоненты технологии. Однако отдельные решения уже успешно работают во многих банках, среди них «Аваль», «ПриватБанк» и «Укрсоцбанк».

При покупке продукта ABBYY лицензируются рабочие места и количество обрабатываемых на них документов. Если комплекс развёрнут в локальной сети, цена будет зависеть от количества документов и рабочих мест, а также от дополнительной функциональности, которая может потребоваться заказчику. Например, установка дополнительных языков.