Месяц назад представительство Hewlett-Packard отметило первый юбилей — 10 лет работы в Украине. За этот период и страна, и ИТ-рынок, и сама компания пережили большие изменения. Сегодня позиции HP в мире сильны как никогда, однако в Украине уже формируется новый плацдарм для сражения ИТ-компаний, связанный с вхождением страны во Всемирную торговую организацию. О том, чего уже достигла компания, и новых высотах, которые собирается покорить в ближайшем будущем, с редакцией PCWeek/UE беседует Сергей Савенко, глава представительства HP в Украине и руководитель подразделения TSG.
Cергей Савенко |
Сергей Савенко: Украина была и остаётся страной, которая характеризуется нестабильностью. Поэтому даже теперь, проработав в Украине десять лет, мы бы не рискнули с уверенностью предсказать, что произойдет в ближайшее десятилетие. Однако эту нестабильность необязательно воспринимать только в негативном смысле. Часто она проявляется в быстром и непредсказуемом росте рынка — и это мы рассматриваем как приятную неожиданность.
PCWeek/UE: Какими достижениями HP может гордиться сегодня?
С. С.: По результатам прошедшего календарного года, HP, перешагнув 100-миллиардный рубеж, является крупнейшей ИТ-компанией мира по обороту. Немало важных событий произошло и в Украине. Рынок стал быстро развиваться. И на этом растущем рынке Hewlett-Packard стала заметной торговой маркой практически во всех направлениях своей работы, а в некоторых областях — лидером.
PCWeek/UE: Какие рыночные показатели свидетельствуют об этих изменениях?
С. С.: У ИТ-рынка есть очень наглядный индикатор его роста и общей эффективности — это сегмент персональных систем и х86-серверов. Он сразу показывает, на что реагирует рынок, ведь ПК и серверы стандартной архитектуры составляют самый большой сегмент с точки зрения абсолютных цифр.
За последний год, по имеющимся у нас данным, в регионе ЕМЕА в этом сегменте Украина была наиболее быстро растущим рынком: за год она сделала внезапный скачок с 18-го места сразу на 12-е. В этом списке мы обогнали Швейцарию, Бельгию, Данию, Норвегию, Арабские Эмираты и Австрию. Если рассматривать более узкий географический регион СЕЕ (Центральная и Восточная Европа), там Украина заняла еще более впечатляющие позиции — 3-е место, после России и Польши.
Европа в течение многих лет очень сдержанно оценивала перспективы ИТ-рынка Украины. Но именно Украина за прошедший год показала более 50% роста рынка в регионе ЕМЕА. Игнорировать это невозможно. Учитывая рекордную динамику, интерес к стране, без сомнения, будет быстро расти. И это приведёт к расширению присутствия здесь международных компаний.
PCWeek/UE: Чем, по вашему мнению, обусловлен такой прорыв?
С. С.: Рынок серверов и ПК стандартной архитектуры по характеру является массовым. И цифры говорят о том, что рядовые потребители стали покупать больше, то есть появился интерес, выросли возможности и потребность населения и бизнеса Украины в информационных технологиях. Кроме того, население страны очень велико по европейским меркам, и это быстро выводит Украину в разряд крупных потребителей информационных технологий в смысле объемов рынка. В прошлом году сегмент персональных систем, в основном портативных, рос стремительными темпами. Мы ожидаем, что эта тенденция проявится и в других, сопутствующих, сегментах.
PCWeek/UE: Какие выводы извлекла компания НР из рекордного роста рынка и что вы намерены предпринять в связи с этим в ближайшем будущем?
С. С.: Говорят, что семя бамбука может пролежать в земле 20 лет и не прорастать, но когда оно пробилось, то растёт в среднем на 1 метр в день. Сегодня можно смело говорить о том, что Украина миновала тот период, когда зерно лежало в земле.
Рынок персональных систем и х86-серверов — своего рода мотор, который тянет ИТ-рынок за собой. Появление такого гигантского количества средств доступа и обработки информации влечёт за собой изменения в других областях. О наших планах пока могу сказать лишь то, что НР не будет пассивно наблюдать за этим процессом.
PCWeek/UE: Почему, в таком случае, компания не развивала в Украине направление пользовательских ноутбуков?
С. С.: Всплеск интереса к ноутбукам произошел в других странах раньше, чем в Украине. Три-четыре года назад в странах с развитыми рынками десктопы массово заменялись ноутбуками. Поэтому компания сфокусировала внимание на тех рынках, где отдача инвестиций была наибольшей.
Но сейчас ситуация изменилась. В качестве подтверждения серьёзности наших намерений можно рассматривать запуск ноутбуков семейства Pavilion партнёрами НР в Украине. В первом квартале текущего года рост продаж партнерами НР в сегменте ноутбуков на 120% превысил рост рынка, что позволило компании практически удвоить рыночную долю — и останавливаться на этом мы не собираемся.
PCWeek/UE: На протяжении всего прошлого года в Украине было продано лишь около 1200 блейд-систем, что в процентном отношении к общему объему рынка серверов выглядит неубедительно. Каким образом вы собираетесь развивать направление блейд-серверов?
С. С.: Небольшой объем продаж «лезвий» сейчас ни о чём не говорит. Compaq выпустила первый стоечный сервер в 1998 г., и в то время далеко не всем было очевидно, что в будущем они составят 70% объема всех продаваемых серверов.
Блейд-серверы на сегодняшний момент представляют ту технологию, которая будет заменять и дополнять стоечные серверы, поскольку альтернативы им просто нет. И это только вопрос образованности рынка, вопрос времени, когда «лезвия» возьмут своё.
Именно поэтому в прошлом году на небольшой украинской «разминочной площадке» размером в 1200 серверов развернулась конкуренция между теми, кто в полной мере осознаёт потенциал блейд-серверов.
Для нас блейд-серверы являются стратегическим направлением. В 2008 году мы ориентируемся на объём рынка более чем в 3 тыс. штук. Конечно, на фоне 25—30 тыс. единиц ожидаемого рынка серверов, 3 тысячи «блейдов» — это немного. Но, с другой стороны, это почти 300%-ный рост. Надеяться на такое развитие событий нам позволяет растущий интерес к блейд-системам со стороны наших партнёров. Сейчас продвижением этих решений занялись наиболее опытные и активные партнёры НР в Украине: они обеспечивают наличие таких систем на складах, а также достаточный уровень своей технической готовности для продвижения нового технологического направления.
PCWeek/UE: Какие возможности блейд-систем в первую очередь привлекают корпоративных пользователей? Какую идею HP пытается донести рынку, чтобы способствовать росту продаж блейд-серверов?
С. С.: Распространение блейд-серверов сегодня открывает перед корпоративными клиентами совершенно новые возможности для создания добавленной стоимости. Это актуально и для крупного, и для среднего бизнеса. Среднестатистическая компания, которая начинает разворачивать типичную первичную инфраструктуру, уже нуждается в четырёх-пяти серверах промышленного стандарта. Особенность наиболее популярных приложений для такой инфраструктуры состоит в том, что их удобно распределить по разным серверам или же выполнять их на одной большой машине, которая имеет средства виртуализации. Если компании уже на начальном этапе развития инфраструктуры требуется хотя бы пять типичных серверов — это сигнал к приобретению блейд-системы, поскольку уже при таком количестве проявляется финансовая выгода. Неоспоримы преимущества этих систем и для больших корпораций, которые ощутили необходимость повышения управляемости и гибкости, снижения затрат и ограничения энергопотребления своей инфраструктуры
PCWeek/UE: Каковы позиции HP в сегменте серверов для критических приложений?
С. С.: В прошлом году Hewlett-Packard доминировала на рынке сложных enterprise-решений в Украине. В этой области мы достигли уровня, сравнимого со странами Центральной и Восточной Европы, где наша доля составляет около 40%. НР также удалось выйти на первое место на рынке систем хранения, продемонстрировав темпы роста, заметно опережающие рост рынка, и оторваться от конкурентов.
Наша задача состоит в сохранении стабильного лидирующего положения.
PCWeek/UE: От чего это зависит?
С. С.: В отличие от рынка массовых серверов, который превысил 20 тыс. штук, сегмент не-х86 серверных систем в Украине составлял в прошлом году всего около 400 серверов. При этом рынок потребляет лишь несколько десятков «тяжёлых» систем. В то же время в мире в этом сегменте продукты НР пользуются наибольшей популярностью. Очевидно, что сохранять стабильность в такой ситуации непросто, поскольку каждая победа или неудача партнеров НР, продающих такие системы, имеет большой вес.
PCWeek/UE: Какие методы конкурентной борьбы вы применяете в условиях нестабильного рынка? За счет чего удается выигрывать?
С. С.: Никаких секретов здесь нет. Важно полноценно информировать рынок о преимуществах наших продуктов, знать потребности рынка, иметь адекватную сервисную модель. Необходимо сотрудничать с производителями ПО и уделять внимание любым деталям.
PCWeek/UE: Ожидаете ли вы изменения рыночных «правил игры» в связи со вступлением Украины в ВТО?
С. С.: Я бы не переоценивал те изменения, которые произойдут на этом рынке в связи с вступлением в ВТО. Все крупные международные компании уже работают в Украине. И все первые места по объемам продаж на украинском ИТ-рынке уже занимают продукты мировых торговых марок.
Исключение составляет естественно сокращающийся сегмент десктопов, где сильны позиции украинских сборщиков. В остальных сегментах, где глобальные компании ведут серьезную работу, они и так уже заняли лидирующие позиции, не дожидаясь формального вхождения в ВТО.
Если оценивать вхождение в ВТО с точки зрения потребителей, то, без сомнения, это откроет для них новые возможности и создаст более выгодные условия благодаря усилению конкуренции между производителями.
PCWeek/UE: Изменится ли механизм взаимодействия с каналом в связи с вступлением в ВТО?
С. С.: Мы не планируем начинать прямой завоз нашей продукции и приступать к прямым продажам. В обозримом будущем этого не будет. Некоторые крупные компании уже предпринимают похожие шаги, открывают собственные склады, но мы пока не собираемся менять здесь свою модель работы. Изменения будут происходить в другом: мы намерены более активно предлагать свои услуги в области технологических сервисов и консалтинга.
PCWeek/UE: Используете ли вы за пределами Украины практику заключения моновендорного партнерства с целью передачи уникальной технической компетенции?
С. С.: Выбор вендоров остаётся за партнёрами. С нашей точки зрения, практика моновендорного партнерства является чрезвычайно взаимоотягощающей. В таких условиях практически невозможно долго сотрудничать и оставаться конкурентоспособным — как для вендора, так и для партнёра.
В ИТ-бизнесе необходима гибкость. Это даёт возможность развиваться тем партнерам, которые чувствуют свои силы и способны побеждать.
PCWeek/UE: HP принадлежит львиная доля в сегментах х86-серверов и hi-end-систем. Значит ли это, что в ближайшее время вы направите особые усилия на укрепление позиций в сегмент midrange?
С. С.: На данный момент нас нельзя отнести к числу самых сильных игроков в области midrange-серверов. Безусловно, у нас есть стратегия укрепления своих позиций в этом сегменте. Это один из ключевых приоритетов нашей работы на текущий год.
PCWeek/UE: Справедливо ли утверждать, что частью этой стратегии является стимуляция канала для продвижения midrange-решений?
С. С.: В отношении продвижения серверов различной «весовой категории» мы ни для кого не устанавливаем ограничений. Однако часто самим партнерам не хватает компетенции для продвижения сложных решений и систем midrange и hi-end, поэтому они пока склонны сосредоточить усилия на массовых х86-системах. Без сомнения, конечный успех в продвижении «средних» и «тяжёлых» систем во многом зависит от уровня технологической экспертизы партнёров, и в этом направлении мы также будем работать.