…вместе с серверной инфраструктурой на базе решений IBM
Конкуренция на рынке розничной торговли усиливается, растёт число отечественных и зарубежных сетей, представленных в Украине, увеличивается количество торговых точек в регионах. Сегодня для розничных сетей даже кратковременный простой в работе, вызванный сбоем компьютерных систем, означает прямые убытки. Времена хаотического развития серверной и сетевой инфраструктуры канули в лету: сегодня ИТ-составляющую розничного бизнеса продумывают заблаговременно и тщательно. Тем более когда речь идет о крупных розничных проектах с разветвлённой сетью торговых точек.


Структура группы компаний «Караван»
Структура группы компаний «Караван»
Структура ГК «Караван»

Первый торгово-развлекательный центр (ТРЦ) группы компаний «Караван» был открыт в Киеве в 2002 году. После успешного старта последовало решение о развитии региональной сети, и вскоре начали работу ТРЦ в Харькове, Черновцах и Ровно. В ближайшее время ГК «Караван» планирует открыть центры ещё в нескольких городах.
Бизнес ГК «Караван» состоит из пяти основных направлений — продуктового, строительного, развлекательного, сети быстрого питания и аренды помещений. Типичный ТРЦ «Караван» состоит из зоны бутиков, развлекательного комплекса, фаст-фудов и продовольственного гипермаркета, а в структуру ТРЦ в Ровно и Харькове входят ещё и строительные гипермаркеты. Общее руководство всем предприятием осуществляется из головного офиса, расположенного в Киеве; каждое из направлений бизнеса имеет собственную управляющую компанию.

Описание и постановка задачи

В первое время работу продовольственного гипермаркета киевского ТРЦ обес-печивала серверная система, которая задумывалась как временное решение. Она состояла из двух серверов начального уровня, обслуживающих локальные задачи. В дальнейшем, по мере необходимости, компания приобретала новое оборудование, на котором была развёрнута система уровня ERP и ряд стандартных бухгалтерских и управленческих приложений. Однако рост бизнеса и увеличение объёма обрабатываемых данных потребовали расширения вычислительных мощностей. Кроме того, с развитием торговой сети возникла необходимость в быстром запуске новых торгово-развлекательных комплексов и объединении разрозненных участков ИТ-инфраструктуры в единую систему.

Наиболее жесткие требования к вычислительной инфраструктуре ТРЦ «Караван» выдвинули отделы розничной торговли. В особенности это касалось продуктовых гипермаркетов с широчайшей номенклатурой товаров, для которых средствами ERP-системы необходимо было обеспечить автоматизированный учёт поступлений, продаж, заказов, мониторинг средств и пр.

С началом экспансии сети гипермаркетов «Караван» в регионы, перед ИТ-отделом встала задача разработать серверную и сетевую инфраструктуру, способную обеспечить консолидацию данных и отказоустойчивость ИТ-систем в каждом гипермаркете. Чтобы максимально ускорить открытие новых розничных центров и реализовать удобство их администрирования, было принято решение разработать некую стандартную конфигурацию, применимую в сети гипермаркетов «Караван» — как продовольственных, так и строительных. Планировалось также установить серверные решения в головном офисе и управляющих компаниях.

Выбор решения

С учётом ресурсоёмкости задач розничной торговли, ИТ-отдел «Каравана» начал поиск подходящего серверного решения: достаточно мощного, чтобы справляться с вычислительными нагрузками, продуцируемыми бизнес-процессами гипермаркетов, и достаточно универсального, чтобы соответствовать предусмотренному для развития ИТ бюджету.

В качестве вендора серверного оборудования ИТ-отдел избрал IBM, а договор о выполнении работ по системной интеграции подписали с компанией SI BIS LLC. Системный интегратор предложил заказчику стандартное решение IBM, которое используют во многих зарубежных и отечественных розничных сетях. Его основу составлял кластер из двух серверов и внешнего дискового хранилища: один из серверов предлагалось использовать в качестве основного для работы ERP-системы, а второй — в качестве резервного. Однако при таком подходе выход из строя хранилища данных влечёт за собой остановку системы в целом. Кроме того, ИТ-отдел «Каравана» считал необходимым внедрить дополнительное хранилище для резервного копирования и резервного дискового пространства.

Проанализировав запросы заказчика и требования к системе в отношении производительности и отказоустойчивости, интегратор предложил улучшенное решение. Его базисом служит основной 4-процессорный сервер IBM SystemX 3850, на котором установлена ERP для ведения товарооборота. По каналам FС к серверу напрямую подсоединена СХД IBM DS4700 M70, где хранится главная база данных магазина. В решении предусмотрен резервный сервер IBM x3650, который, в отличие от первоначального варианта, оборудован отдельным хранилищем данных — SAS-корзиной IBM DS3400, что обеспечивает полное дублирование информации. Резервный сервер в онлайн-режиме копирует все данные в своё хранилище и в случае остановки основного сервера принимает на себя всю нагрузку. Также к резервному серверу подключена ленточная библиотека IBM TS3100, которая используется для архивирования базы данных.


Типовое решение для инфраструктуры продовольственного гипермаркета
Типовое решение для инфраструктуры продовольственного гипермаркета
Для безопасной передачи данных по сети в состав системы включены два сервера-брандмауэра (основной и резервный). Также в состав инфраструктуры входят серверы торгового помещения, прокси-сервер, DNS, серверы терминального доступа, приложений, сервер «1С», почты и др. В киевском гипермаркете, где проводилось первое внедрение, инфраструктурные серверы выполнены в стоечном конструктиве, а запущенные позднее торговые точки оснащены блейд-системами.

Сервер торгового помещения контролирует работу кассовых аппаратов. ERP-система, которую использует «Караван», позволяет каждой кассе работать автономно и накапливать информацию в собственной базе данных. По принятому регламенту сервер торгового помещения опрашивает кассовые аппараты, консолидирует собранную информацию в общий пакет и отправляет её в центральную БД. В случае поломки сервера торговой площадки (СТП) данные накапливаются непосредственно на кассе, пока СТП вновь не начнёт работу — эта особенность позволяет обеспечить надёжное функционирование системы торгового зала.

Описанная выше схема функционирует в каждом продуктовом гипермаркете. Все торговые точки подчинены системе отчётности, которая установлена в управляющей компании — туда поступают отчёты о продажах и заказах, дебиторско-кредиторских задолженностях и т.д. Из управляющей компании в головной офис передаются выборка консолидированных данных, которую запрашивает руководство группы компаний «Караван».

В структуре строительных гипермаркетов была применена другая — централизованная — схема. В серверных комнатах торговых помещений установлены исключительно блейд-шасси с инфраструктурными серверами. Решение, обслуживающее ERP, и основная система хранения данных расположены в управляющей компании. Как показала практика, терминальное соединение, связывающее головной офис и управляющие компании, справляется с нагрузкой — данные передаются без особых задержек.

В продовольственных отделениях такая централизованная схема неприменима, поскольку размер базы данных продовольственного отдела «Каравана» в Киеве превышает 300 ГБ, а в региональных — 150 ГБ. Для сравнения, база данных строительных гипермаркетов занимает около 16 ГБ.

Реализация проекта

Работы по поиску решения и проведение тендера заняли два месяца. В итоге ИТ-отдел «Каравана» принял решение о сотрудничестве с компанией SI BIS LLC. После этого началась разработка спецификации и конфигурации системы. На подготовку помещений для монтажа оборудования ушёл месяц, а затем в течение двух недель интегратор выполнил инсталляцию, запуск и настройку решения в киевском гипермаркете. В феврале 2006 года система была сдана в коммерческую эксплуатацию.

Примерно через год было принято решение об использовании во всех открывающихся магазинах шасси BladeCenter E в качестве платформы для инфраструктурных задач. «Наши расчёты показывают, что годовые затраты на сопровождение, электроэнергию и теплоотвод одного стоечного сервера сопоставимы с его первоначальной стоимостью. Поэтому мы решили использовать лезвия как более компактные и экономные», — пояснил Юрий Матвиенко, директор ИТ-департамента ГК «Караван».

Выводы и перспективы

В итоге проектная группа разработала две основные схемы — для строительного и продуктового направления. ИТ-инфраструктура, развёрнутая в продуктовых гипермаркетах, характеризируется высокой надёжностью и функционирует независимо, передавая в управляющую компанию консолидированные данные. В строительных гипермаркетах инсталлированы только инфраструктурные серверы — основные вычислительные мощности, обслуживающие их работу, размещены в управляющей компании.

Стандартизация серверной инфраструктуры позволила значительно ускорить подготовку к запуску новых продовольственных и строительных гипермаркетов ГК «Караван». Это помогает руководству компании заранее планировать финансы и сокращать время ввода в эксплуатацию новых объектов.

Серверная инфраструктура, применяемая в ТРЦ «Караван», на практике показала себя функциональной и удобной в применении. Она обеспечивает отказоустойчивую и безопасную работу крупных структур розничного торгового бизнеса с распределённым географическим положением. Благодаря стандартизации и использованию блейд-систем, по мере устаревания и роста нагрузки серверные узлы решения можно легко заменить на новые. В дальнейшем инфраструктура может быть усовершенствована путём замены главных серверов в управляющей компании на систему архитектуры RISC. Это связано с существенным увеличением объёма данных, которые должен обрабатывать вычислитель. Кроме того, руководство ИТ-отдела «Каравана» задумывается о внедрении единого централизованного хранилища данных для всех направлений бизнеса.
 
КОММЕНТАРИЙ ЗАКАЗЧИКА

Консультант департамента продаж компании SI BIS Олег Половинко — о тестировании решения:



Предлагая заказчику ту или иную архитектуру, мы отталкивались от потребностей ПО, в особенности ERP-системы, которая автоматизирует бизнес-процессы продуктового и строительного направления. Чтобы облегчить выбор, на первом этапе мы пользовались независимыми публичными тестами, например, TCP.org. С тем решением, которое избрал заказчик, нам удалось «поэкспериментировать» на оборудовании в демо-центре компании SI BIS и убедиться в его работоспособности и соответствии поставленным задачам. Для этого мы моделировали различные ситуации, с которыми мог бы столкнуться клиент, — запускали «тяжёлые» отчёты и отслеживали время реакции, анализировали загрузку системы и корректировали аппаратную конфигурацию в случае нехватки ресурсов. В конечном итоге подобная основательность сыграла положительную роль: запуск проекта прошёл практически без заминок.


КОММЕНТАРИЙ ИНТЕГРАТОРА

О принципах выбора интегратора и решения рассказывает директор департамента ИТ ГК «Караван» Юрий Матвиенко:



При выборе решения мы исходили из нескольких соображений. Во-первых, ещё в начале работы сети «Караван» ИТ-отдел проанализировал потребности бизнеса и избрал в качестве корпоративного стандарта серверы IBM. Конечно, когда дело дошло до практики, мы рассматривали несколько вариантов, анализировали эффективность различных конфигураций. В частности, нам предлагали строить инфраструктуру на серверах Dell или HP. Мы оценили стоимость решений этих вендоров, но разница в цене оказалась не столь внушительной, чтобы вносить изменения в корпоративный стандарт. Кроме того, мы отталкивались и от выбора архитектуры. Так, один из интеграторов предложил нам решения на базе процессоров AMD Opteron. Анализ наших помещений показал, что такой вариант не выгоден из-за избыточной теплоотдачи и меньшей производительности таких CPU. Учитывая сложность задач, связанных с обработкой запросов ERP-системы продуктового гипермаркета, мы также рассматривали возможность внедрения RISC-серверов, однако это повлекло бы за собой необходимость обучения администраторов и перенастройки ПО. И это потребовало бы внедрения SAN, от которой мы отказались, считая такое решение избыточным.

Выбрав вендора, мы рассмотрели предложения нескольких интеграторов и остановились на компании SI BIS. Нам понравилась возможность провести тестирование работы ПО на предложенном оборудовании, которое интегратор развернул для нас в демонстрационном зале.

Проектная группа доработала типовое решение, предложенное системным интегратором, с учётом того факта, что крупномасштабная розничная торговля очень чувствительна к остановке работы. Помимо основного сервера и внешней корзины, которая хранит базу данных, мы подключили резервный сервер и систему хранения данных. Такой подход обеспечил полное резервирование данных и отказоустойчивость всей системы. В случае выхода главного сервера из строя, гипермаркет будет функционировать на резервном оборудовании. Конечно, оно работает несколько медленнее основного, но магазин не прервет обслуживания клиентов и будет осуществлять приём товаров в обычном режиме.