Автоматизация бизнес- процессов или обновление ИТ-инфраструктуры в большинстве случаев ассоциируется у заказчика с большими денежными и временными затратами. Сотрудники «S&T Софт-Троник» и страховая компания «Провидна» доказали обратное: за шесть недель специалисты сформировали сложную ИТ-инфраструктуру предприятия с 250 подразделениями по всей Украине, уникальными бизнес-процессами и общей численностью сотрудников более 1500 человек. Решение построено на основе best practice интегратора: благодаря накопленному опыту специалисты «S&T Софт-Троник» смогли построить полноценную инфраструктуру и при этом сократить время, затраченное на реализацию проекта, а следовательно, и сэкономить ресурсы заказчика.


Серверное помещение СК «Провидна»
Серверное помещение СК «Провидна»
Предпосылки и выбор интегратора

Несколько лет назад компания занимала одну из лидирующих позиций на рынке корпоративного страхования. Численность сотрудников составляла до ста человек, работало семь удаленных филиалов. Инфраструктура базировалась на Linux-архитектуре: на ней была развёрнута файловая служба и системный каталог, в котором регистрировались пользователи.

В 2006 году СК «Провидна» изменила свою бизнес-стратегию и перешла из корпоративного в розничный сегмент. Такой подход предполагает создание множества точек продаж, увеличение численности персонала и агентов, изменение многих бизнес-процессов. Как следствие, ИТ-инфраструктура, которая ранее выполняла все необходимые функции, оказалась совершенно непригодной в новых условиях быстрорастущего бизнеса. Страхование физических лиц привело к значительному расширению клиентской базы, увеличению информационных потоков, необходимости предоставлять непрерывный сервис клиентам. Поначалу СК «Провидна» пыталась масштабировать и преобразовывать существовавшую структуру ИТ. Однако к концу 2006 года стало очевидно, что она нуждается в гораздо более глобальных изменениях. Кроме того, к тому моменту все точки продаж уже были стандартизированы, были приняты ИТ-стандарты. Компания пришла к необходимости построения информационного фундамента, который будет обладать достаточной степенью надёжности и масштабируемости для разворачивания определённых бизнес-сервисов.

Нет сомнений, что любой крупный украинский интегратор был готов успешно решить задачу такого уровня. СК «Провидна» провела внутренний конкурс решений, и среди нескольких вариантов предложение «S&T Софт-Троник» оказалось наиболее приемлемым с финансовой точки зрения, а также с точки зрения богатого опыта специалистов интегратора в работе с подобными проектами. После того как заказчик смог увидеть функционирующий тестовый образец, построенный в центре компетенции «S&T Софт-Троник», и удостовериться в корректности его работы, было принято решение о старте проекта. Начались закупки программного и аппаратного обеспечения.

Поиск оптимального решения

Первым шагом стала разработка новой инфраструктуры, которая бы позволила с минимальными вложениями на первом этапе и разумными затратами на масштабирование в дальнейшем обеспечить бесперебойное функционирование бизнес-процессов компании.

Поскольку все Linux-системы очень «чувствительны» к квалификации персонала, а также по ряду других причин заказчик принял решение отказаться от Linux-архитектуры и перейти на Windows. Несомненно, выбранная архитектура накладывает некоторые ограничения на функции, которые должны выполнять разные части системы, например на систему хранения, однако она не регламентирует, каким именно образом и на каком оборудовании она должна быть построена: любое оборудование ведущих фирм подходит для таких целей. Однако для разных архитектур построения ИТ-инфраструктуры более выгодно использовать конфигурации определённых производителей. Найти точки отличия между решениями и выбрать именно то оборудование, которое станет оптимальным для данного случая, — в этом и заключалась одна из задач интегратора.

Создание архитектуры проекта «с чистого листа» в среднем занимает около 60% рабочего времени и, следовательно, стоимости проекта. Благодаря предложенному «S&T Софт-Троник» использованию best practice и сокращению этапа проектирования, компания добилась значительной экономии.

Однако без архитектурного, или так называемого дизайнерского, этапа все равно не обошлось: специалисты про-анализировали, насколько подобранный комплект соответствует требованиям бизнеса в данный момент и насколько он будет отвечать дальнейшему развитию компании. В некоторых аспектах была проведена корректировка.

Внедрение

К моменту принятия решения бизнес-план компании «Провидна» был разработан до 2011 года, включая стратегию развития ИТ с учётом масштабов компании. Благодаря более или менее спрогнозированному развитию компании, достаточно просто было определить некоторые рамки и этапы проекта. Кроме того, обновление ИТ-инфраструктуры совпало с переездом компании в новый офис. С одной стороны, это облегчило работу, поскольку в старом здании отсутствовали выделенные телефонные и интернет-линии, а на момент переезда наличие каналов связи уже было важно: началось активное открытие региональных подразделений. Необходимо было доставить туда корпоративные каналы с поддержкой качества обслуживания.

 Но, с другой стороны, переезд ограничил сроки выполнения самого проекта, и это создавало определенные риски — ведь скорость выполнения проекта зависит от своевременности поставок оборудования и многих других факторов. Однако выход из сложившегося положения был найден: некоторые узлы развернули на оборудовании, которое компания «S&T Софт-Троник» предоставила из своей тестовой лаборатории, а когда пришло заказанное оборудование, была осуществлена замена. Сложность представляло то, что во время переезда две инфрастуктуры — новая и старая — должны были работать параллельно.

При проектировании использовались методологии Microsoft Operation Framework (MOF) с некоторыми компонентами MSF. В соответствии с MOF был определен набор документации и проектных ролей. Одна из причин, по которым выбор остановился на MOF, заключалась в том, что техническое задание в терминологии MOF не носит такой фундаментальной сущности, как, например, ГОСТ, и некоторые изменения, которые могут появиться в ходе развития проекта, не требуют больших капиталовложений, а лишь вносят дополнительную функциональность. Внедрение проекта разбилось на следующие этапы: инициализация, планирование, разработка, внедрение, тестирование, эксплуатация и сдача.

Инициализация

На этапе инициализации проекта были созданы рабочие группы с чётко разделенными обязанностями по функциональности, корректировке результатов, проектированию, инсталлированию. Самым главным на этом этапе стало создание среды коммуникации между людьми, то есть определение правил, как часто, по какой процедуре и регламенту будут создаваться и храниться документы, кто будет принимать решения в разных сферах и на разных этапах проекта.

Планирование (проектирование)

На этапе планирования был утвержден проектный план и логическая архитектура сервиса на основе разработанных функциональных спецификаций — как для каждого сервиса, так и для всей системы в целом. Функциональная спецификация определила аспекты того, каким видит проект заказчик, функции, которые он хочет в него включить, в том числе техническую спецификацию, функциональные и бизнес-требования, например, количество транзакций в секунду, взаимозаменяемость компонентов системы, схему построения процессов. Также было зафиксировано, по каким критериям будет осуществляться прием системы в конце работы. То есть подтверждением успешности внедрения, наличия определенной функциональности стали определенные критерии качества, которые, в свою очередь, проверялись по утверждённой методологии. Основным таким критерием для СК «Провидна» стала функциональность корпоративного каталога, унифицированная корпоративная почта, возможность обмениваться документами в определённом формате.

Разработка и обучение

Этап разработки включил в себя построение физической архитектуры — формирование аппаратной части для заданного количества данных, подлежащих обработке. Итогом стала ведомость, в которой перечислялось всё необходимое оборудование от разных вендоров, указывалась его спецификация. Формирование такой документации позволило определить, сколько специалистов для поддержки системы и работы с оборудованием потребуется как со стороны интегратора, так и со стороны заказчика. Стало возможным спрогнозировать количество сотрудников, которых необходимо обучить работе в системе.

От поставщика бизнес-приложений, а также от контрагентов поступили четкие входные требования, касающиеся объема и количества резервируемых составляющих. Для того чтобы выбрать оптимальный почтовый сервер, интегратор зафиксировал качественные и технические характеристики: объемы, транзакции, вероятностную аналитику.

В процессе автоматизации и обновления инфраструктуры заказчики часто сталкиваются с ситуацией, когда администраторы не готовы к работе в новой системе несмотря на полную готовность последней. Это приводит к торможению бизнеса. Подобные ситуации незаслуженно упускаются из виду, хотя правильное и своевременное обучение сотрудников позволило бы избежать многих таких проблем. В период построения архитектуры компания-интегратор организовала обучение сотрудников СК «Провидна». В тестовой лаборатории развернули прототип системы, и сотрудники смогли получить практические навыки работы в ней. Администраторы системы тоже прошли обучение — как организовать поддержку электронной почты и всех серверных групп, сервисов, антивирусной системы, управление серверами. Администраторы страховой компании участвовали непосредственно во внедрении инфраструктуры. Стоит отметить, что практически не пришлось проводить специального обучения пользователей системы. Поскольку большинство знакомы со многими продуктами Microsoft, то интуитивно смогли начать работать с новой системой: настроенными адресной книгой, разделами для хранения файлов.

Внедрение и тестирование

Внедрение решения было выполнено за одну неделю, что является рекордным сроком для ЦОД объемом 1000—2000 пользователей. Специалисты провели тестирование по ключевым характеристикам (спецификациям) проекта, выполнили соответствующие приемо-сдаточные испытания, после чего началось подключение пользователей к системе.

Для запуска системы необходимо было подключить к ней 25 областных центров. Для подключения к ЦОД, а также для дальнейшего обслуживания нужен консультант со стороны интегратора, который на месте выполнит необходимые операции. Это требует довольно значительных финансовых и временных затрат. Однако и тут компания нашла выход из положения: благодаря полному документированию процесса построения, сценарий и методология включения рабочей станции были отработаны для любого момента времени. На нескольких рабочих станциях интегратор выполнил установку системы и обучил сотрудников заказчика, после чего специалисты СК «Провидна» самостоятельно проводили подготовку отделений в регионах. В итоге около 5% тестового подключения осуществили сотрудники компании-интегратора, а остальные филиалы были включены в систему силами заказчика. На протяжении всего этого периода СК «Провидна» получала техническую поддержку со стороны «S&T Софт-Троник». Такой подход к репликации системы в регионах позволил сэкономить немалую сумму.

Мощность серверного и системного программного обеспечения позволила загрузить в него всю старую систему, включить новые бизнес-процессы, не прерывая работы системы. Заложенной мощности системы должно хватить предположительно на 2—3 года, однако не исключается вариант стремительного развития бизнеса. В настоящие время возможны два глобальных метода дальнейшей поддержки построенной ИТ-инфраструктуры: аутсорсинговая поддержка и самостоятельная поддержка инфраструктуры самим заказчиком. СК «Провидна» постаралась найти золотую середину: критически важные функции переданы интегратору, однако система полностью настроена, и специально обученный персонал обладает достаточными знаниями для поддержания ее работоспособности. Помимо сервисного центра, компания «S&T Софт-Троник» создала для СК отдельную входную линию, которая оказывает круглосуточную техническую поддержку при помощи servise desk и координирует работу заявок.

Выводы

В СК «Провидна» построена централизованная инфраструктура, в региональных отделениях внедрены лишь отдельные сервисы. Ядро инфраструктуры, то есть вся серверная инфраструктура, ЦОД, находится в центральном офисе. В каждом филиале работают отдельные серверы, обеспечивающие такие локальные сервисы, как сетевая печать, управление файлами. Общий корпоративный каталог располагается в центральном офисе и дублируется на региональных серверах, благодаря этому в случае сбоя связи обеспечивается непрерывность работы. Синхронизация каталогов осуществляется каждую ночь. Это позволило обеспечить полную мобильность сотрудников: в каком бы отделении компании работник ни находился, он может осуществить доступ в систему и использовать актуальные данные.

Такая централизованная архитектура позволила значительно сэкономить на персонале: наличие в каждом филиале компании собственной ИТ-инфраструктуры потребовало бы создания в каждом филиале специального отдела ИТ, который бы занимался поддержкой инфраструктуры, настройками, добавлением учетных записей, изменением прав и другими административными работами.

Созданная архитектура доказала свою эффективность: она одинаково хорошо работает как при начальном количестве в 40 серверов, так и после того, как компания разрослась до 240 точек. В 2010 году возможно добавление в систему дополнительных серверов.

Создана система резервного копирования, дублирования всех критичных узлов: дублирована точка доступа в интернет, сервер электронной почты, антивирусные серверы. Ранее подключение любого нового пользователя представляло собой трудоемкий процесс, не говоря уже о создании новых подразделений. Благодаря внедрению новой ИТ-инфраструктуры это происходит практически неощутимо для бизнеса.

Что создано

Создана среда для бизнес-приложений на базе архитектуры Microsoft System Architecture (MSA) или Windows Server System Reference Architecture (WSSRA). В нее входит аппаратное и программное обеспечение, установка, настройка, планирование, разворачивание, стандартные Microsoft Core IO. Корпоративный каталог на базе MS Active Directory, WINS, DNS, DHCP — базовые сетевые службы, базовые сервисы, а также корпоративная почтовая система на базе MS Exchange 2007 — первая коммерческая инсталляция этого продукта в то время. Антивирусная защита реализована на базе корпоративного решения от производителя MS Trend Micro. Активно используются функции спам-контроля, контроль DMZ-зоны в виде прокси-шлюза. Также был внедрён доступ к ресурсам публичных сетей на базе MS ISA Server 2006, который интегрирован с функциями квотирования и контроля трафика на базе комплекса решений Trend Micro и Web Sensor. Система и сети хранения данных построены на основе оборудования EMC Clariion CX3-20. Созданный ЦОД состоит из шестнадцати серверов, среди которых 2-узловой кластер ISA Server 2006 и 3-узловой кластер MS Exchange Server 2007. Серверные решения и ленточная библиотека организованы с использованием оборудования Hewlett-Packard: HP DL360G5 и HP DL380G5. Общее количество хранимых данных составило 6 ТБ.