Сегодня концепция управления информацией на протяжении ее жизненного цикла (Information Lifecycle Manage-ment, ILM) является общепринятым подходом к управлению данными. Полномасштабная реализация концепции ILM позволяет компании не только сократить операционные издержки по управлению данными, но и создать предпосылки для перевода информации компании в категорию ключевых бизнес-ресурсов.


Концепция ILM была впервые введена в практику компанией StorageTek, позднее приобретенной корпорацией Sun Microsystems. Согласно определению авторитетной организации Storage Networking Industry Association (SNIA), ILM – это политики, процессы, регламенты эксплуатации, услуги и инструментарий, используемые для приведения в соответствие бизнес-цен­ности информации с наиболее рациональной и экономичной инфраструктурой, начиная с момента создания информации до момента ее окончательного размещения. Информация соотносится с бизнес-требованиями через использование политик управления и уровней обслуживания, связанных с приложениями, метаданными и данными.

Достижение подобной цели является важной задачей для компании любого уровня. На технологическом уровне ее традиционно пытаются решать с использованием классической архитектуры многоуровневого хранилища данных (Tiered Storage).

Тем не менее очевидно, что ILM и многоуровневое хранилище данных — далеко не тождественные понятия. Как показывает практика, технологическая составляющая не является определяющей в успехе проекта по внедрению ILM. Эффективная реализация концепции ILM в компании зависит от нескольких нетехнологических факторов, в том числе:

 существования единого со стороны руководства компании и ИТ- специалистов понимания требований к информационному обеспечению бизнеса;

 учета отраслевой и региональной специфики;

 учета регуляторных требований (Sarbanes-Oxley Act, HIPAA, нормативные документы и постановления государственных органов и пр.);

 принятия во внимание таких требований, как доступность информации для бизнес-пользователей в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф, безопасность хранения и обработки данных, удобство работы бизнес-пользо-вателей и пр.;

 учета текущего уровня развития, на котором находится информационная система компании.

Для решения перечисленных задач в рамках единого практического подхода и с использованием единой методологии, компания Sun Micro-systems развила концепцию ILM в новую концепцию управления информацией — Information Management (IM).

Sun Microsystems понимает IM как поддержание баланса между стоимостью хранения и сопровождения информации и ее постоянно меняющейся реальной ценностью для бизнеса.

В отличие от ILM, фокусирующейся на вопросах хранения данных, Information Management рассматривает вопросы организации и обработки информации комплексно — с точки зрения всего информационного окружения компании и в контексте стоящих перед компанией бизнес-задач. На базе новой концепции была создана модель зрелости компании с точки зрения работы с информацией – Information Management Maturity Model (IMMM, или IM3), которая описывает пять уровней зрелости компании с точки зрения способности работы с данными.

Хаос. Начальный уровень зрелости, характеризующийся слабо выраженной связью между бизнес-задачами, стоящими перед компанией, и задачами, решаемыми информационной системой.

С технологической точки зрения информационная система характеризуется несвязанными между собой наборами оборудования и ПО, ситуативно скомпонованными для решения задач («лоскутный» подход). Вся информация компании обслуживается как один класс данных. Архивное и резервное копирование внедрено фрагментарно. Система хранения данных одноуровневая или двухуровневая, например, диски и магнитные накопители.

Реактивный. На данном уровне зрелости присутствует односторонняя связь для трансляции задачи от бизнеса к ИТ-департаменту. Задачи и проблемы управления информацией решаются по мере их поступления со стороны бизнеса на основе исключений в принятых ИТ-процессах.

Информационная инфраструктура данного уровня характеризуется консолидацией аппаратных и программных платформ, управление которыми осуществляется в ручном режиме. Резервное копирование консолидировано и автоматизировано. Архивирование информации реализовано частично. Используется несколько предварительно заданных классов данных. Система хранения имеет два или три уровня (Tiers).

Проактивный. ИТ-служба пытается упредить возможные проблемы информационной поддержки бизнеса за счет полномасштабного внедрения ИТ-процессов, ориентированных на соблюдение Соглашения о качестве обслуживания (Service Level Agreement, SLA).

Для информационной инфраструктуры данного уровня характерна консолидированная програм­мно-аппаратная платформа, управление которой автоматизировано. Резервное копирование и архивирование консолидированы и автоматизированы на основе динамически изменяемых классов данных. Реализованы системы управления контентом (ECM). Система хранения данных — трех- или четырехуровневая.

Оптимизированный. ИТ-процес­сы тесно интегрированы с бизнес- про­цессами. Управление информационной инфраструктурой выполняется на базе политик, задаваемых бизнесом в зависимости от текущей ситуации.

В информационной инфраструктуре данного уровня широко используются технологии виртуализации, позволяющие обеспечить автоматизированное управление комплексом на базе SLA. Система хранения данных имеет более четырех уровней.

Саморегулирующийся. ИТ-про­цессы фактически относятся к биз-нес-процессам компании, имеющим самостоятельную добавленную стоимость, поскольку предоставляют новые возможности для бизнеса. Информационная инфраструктура организована на основе концепции «инфраструктура по требованию» (infrastructure on-demand). Управление информационной инфраструктурой производится на основе динамически задаваемых требований к уровню обслуживания.

В рамках модели IM3 оценка информационной инфраструктуры проводится по пяти направлениям.

Связь с бизнесом (Business Inter-face). Анализ данного направления решает задачу понимания бизнеса заказчика и его требований к надежности хранения, актуальности и доступности информации.

Ценность для бизнеса (Business Value Integration). На данном направлении анализируется степень интеграции информационной инфраструктуры в бизнес-процессы и способность доставить информацию бизнес-пользователям с требуемым качеством (классификация, политики, SLAs).

Управляемость хранилища (Storage Management Integration). Описывает способность адаптации хранилища к изменению политики работы с данными.

Размещение информации (Information Placement). Изучает способность сохранять и перемещать информацию с точки зрения хранения, резервного копирования, архивирования.

Инфраструктура (Infrastructure). Исследует базовую инфраструктуру хранения данных.

На базе модели IM3 корпорация Sun Microsystems разработала услугу IM3 Workout. Она направлена на оценку зрелости информационной инфраструктуры компании с точки зрения работы с информацией. В результате заказчик получает не только представление о текущем состоянии информационной системы, но может с учетом целостной перспективной картины определить направления, нуждающиеся в дополнительном усовершенствовании.

Особенностью методологии IM3 является также использование базы данных, содержащей информацию о зрелости информационной инфраструктуры более 1000 компаний. Благодаря этому заказчик имеет возможность сравнить состояние собственной информационной инфраструктуры с уровнем зрелости компаний, работающих в той же отрасли и в том же регионе, имеющих сходную конфигурацию центров обработки данных.

Таким образом, уже на этапе первичной оценки необходимости в модернизации инфраструктуры хранения данных компания получает возможность не только локализовать проблемные области, но и сделать осознанный выбор первоочередного направления инвестирования с учетом долгосрочной перспективы и глобальных тенденций развития информационных технологий.
С Вячеславом Кулько, менеджером направления Professional Services, можно связаться по адресу
Vyacheslav.Kulko@sun.com