Заняв пост генерального директора год назад, Майкл Делл вернул свою компанию на правильный путь
Лью Мурмена следует причислить к тем, кто восхищается компанией Dell на протяжении последних 12 месяцев. Мурмен, старший вице-президент по стратегии и корпоративному развитию хостинговой компании Rackspace, никогда не стеснялся говорить корпорации Dell, что она должна совершенствовать свою технологию. Он настойчиво подталкивал ее к использованию процессоров Advanced Micro Devices в своих серверах.


Поглощение других компаний стало ключевым элементом преобразований, произведенных Майклом Деллом в корпорации
Поглощение других компаний стало ключевым элементом преобразований, произведенных Майклом Деллом в корпорации
Наблюдая на протяжении последних нескольких лет, как эта OEM-корпорация утрачивает свои передовые позиции на некоторых направлениях, Мурмен с осторожным оптимизмом отреагировал на заявление Майкла Делла от 31 января 2007 г. о его возвращении на пост генерального директора.

Хотя сделать предстоит еще очень много, Мурмен считает, что корпорация, отличаясь в некоторых отношениях от той, какой она была прежде, вновь открыла формулу, позволившую ей некогда превратиться в один из наиболее известных локомотивов отрасли.

«За последний год наши отношения с Dell значительно улучшились, — сказал Мурмен. — Не знаю, насколько это связано со сменой руководства, но теперь компания уделяет больше внимания интересам покупателей и чаще к ним прислушивается. Это отражается как на продукции, так и на характере взаимоотношений с клиентами. Мы чувствуем, что дела идут гораздо лучше, чем 18 месяцев назад».

С момента своего возвращения на пост генерального директора 13 месяцев назад Майкл Делл пытался вывести носящую его имя компанию из состояния упадка, в котором она пребывала предшествующие два года. В арсенале Dell появились новые технологии, была радикально переосмыслена исчерпавшая себя модель прямых продаж, стали использоваться магазины розничной торговли и разнообразные каналы продаж. Приобретение нескольких крупных фирм оценивается многими отраслевыми экспертами как наиболее сложная для компании проблема и как ключевой элемент ее новой стратегии.

4 февраля, перед тем как его компания представила новую линейку устройств хранения (первые плоды покупки фирмы EqualLogic за 1,4 млрд. долл.), Делл заявил в интервью, что 2007 г. был удачным, и это иллюстрируется ростом бизнеса в сегменте систем хранения.

«Я по-настоящему обрадован итогами последних четырех кварталов, — сказал Делл. — Сейчас я очень доволен состоянием компании.
Темпы нашего роста высоки как никогда. В данный момент наш бизнес систем хранения является самым быстрорастущим в отрасли. Это продолжается на протяжении последних семи кварталов. Мы обязаны этим нашей системе дистрибуции, новым и инновационным продуктам, нашей активной географической экспансии и реализованному нами более совершенному регулированию структуры расходов. В настоящее время системы хранения представляют собой один из трех наиболее важных для нас видов бизнеса наряду с серверами и ПК. Я намерен сохранить такую расстановку акцентов и в 2008 г.»

Чарльз Кинг, аналитик из компании Pund-IT Research, сказал, что в основе своей Dell остается той же компанией, какой была всегда. Он имел в виду, что она по-прежнему получает значительное преимущество благодаря своей цепочке поставок, позволяющей ей удерживать наиболее низкие на рынке цены на выпускаемое оборудование. Новое, считает Кинг, заключается в подходе, который используют Майкл Делл и его менеджеры для укрепления позиций корпорации посредством приобретения нескольких крупных фирм.

«По-настоящему глубокое впечатление произвел на меня тот факт, что с момента возвращения Майкла Делла компания приступила к выпуску нескольких очень специфических продуктов и произвела крупные изменения в результате поглощений, которыми никогда прежде не славилась», — сказал Кинг.

Пока что возвращение Майкла Делла к руководству повседневной деятельностью — он сменил в этом качестве Кевина Роллинса, которого в свое время лично выбрал своим преемником, — вызывает больше ассоциаций с возвращением Стива Джобса в Apple, чем Теда Уэйтта в Gateway.

«Возвращение Майкла Делла стало весьма примечательным событием. Я думаю, вы заметили: вместо того чтобы ломать и строить заново, используется гораздо более методичный подход. Там, где работа идет хорошо, пусть она продолжается. Если есть слабые участки, их надо укрепить», — сказал Кинг.

За год, прошедший с момента своего возвращения, Майкл Делл вывел компанию на такие рубежи, о которых многие и подумать не могли. Прежде всего — и это, вероятно, самое важное — использование каналов продаж. Были заключены договоры с дистрибьюторами и VAR-реселлерами, налажена розничная продажа с привлечением гигантов вроде Wal-Mart и Staples, сопровождавшаяся шумной рекламной кампанией.

Еще одно серьезное изменение касается приобретения других фирм. Раньше Dell этого избегала. В рамках своего корпоративного плана г-н Делл использовал поглощения, чтобы укрепить бизнес систем хранения (покупка компании EqualLogic, завершенная 28 января) и сервисов (15 ноября была приобретена компания Everdream, выпускавшая продукты категории «софт как сервис» для удаленного управления сервисами). Многие ИТ-эксперты считают, что в области сервисов Dell пока значительно отстает от Hewlett-Packard и IBM.

В июле Dell купила еще и фирму Silverback Technologies, также занимавшуюся предоставлением сервисов и выпускавшую платформу для удаленного мониторинга и управления аппаратной инфраструктурой — серверами, устройствами хранения, ПК и ноутбуками.

В рамках следующей сделки Dell завершила в ноябре приобретение компании ASAP Software. Это обеспечит корпорации управление лицензиями на ПО и активами при продаже корпоративных ИТ и сервисов.

Стивен Бейкер, аналитик из компании The NPD Group, отметил, что в следующем году Dell предстоит не только проверить свою стратегию использования каналов продаж, которая должна приносить плоды и совершенствоваться, но и продолжить поглощения.

«Что касается приобретений, то у корпорации нет времени, чтобы можно было спокойно переварить все, что она поглотила», — сказал Бейкер и добавил, что Dell скорее всего и далее будет покупать компании, которые помогут ей развивать такие направления, как системы хранения и сервисы. «Корпорации необходимо постоянно убеждаться, что эти приобретения себя оправдывают и помогают ей идти в ногу с развитием технологии. Чтобы сохранить свои преимущества, Dell приходится непрерывно давить на газ, не снимая ногу с педали».

Одно из направлений деятельности, где мало что изменилось, считает Бейкер, - это выпуск корпоративных ПК. Хотя корпорация внедрила новые технологии, такие как мобильные рабочие станции с твердотельными дисками, основная часть усовершенствований была нацелена на развитие ПК для частных лиц, а также для малого и среднего бизнеса. В июле Майкл Делл лично представил линейку Vostro, предназначенную для небольших компаний. Системы Vostro проще устанавливать, в них нет ничего лишнего («bloatware»).

«Корпорация быстро откликается на потребности компаний среднего размера и конечных пользователей своей продукции в целом, — отметил Бейкер. — В данный момент здесь открываются самые широкие возможности, это наиболее быстрорастущий сегмент рынка».

Более года Dell, которая всегда славилась как производитель ПК, постепенно утрачивала свою долю этого рынка, пропуская вперед HP. Дополнительную угрозу ПК-бизнесу Dell создавали дешевые ноутбуки таких производителей, как Acer и Toshiba.

Теперь компании удалось остановить уменьшение своей доли мирового рынка ПК. Исследовательская фирма IDC подсчитала, что в 2007 г. Dell выпустила почти 400 млн. ПК на 2,3% больше по сравнению с предыдущим годом. Многие аналитики согласны, что использование розничных торговых сетей, хотя оно и не является каким-то гигантским шагом вперед, помогло Dell компенсировать определенную часть своих потерь. Кроме того, Dell присматривается к развивающимся рынкам. На январь 2009 г. запланировано открытие нового завода в Польше, чтобы увеличить поставки для Восточной Европы.

Помимо прочего, по данным компании Forrester Research, Dell сохраняет позицию номер один в качестве предпочтительного поставщика ПК для предприятий.

Системы хранения тоже будут одним из главных направлений для Dell. Так, 4 февраля корпорация приступила к выпуску массивов для сетей хранения EqualLogic SAN (Storage Area Network) под маркой Dell EqualLogic PS5000. В этих массивах используется архитектура EqualLogic iSCSI. По утверждению руководителей Dell, она вдвое быстрее той, что применяется в обычных массивах хранения, а благодаря более простому в использовании графическому интерфейсу и новому набору инструментов ее проще установить и обслуживать.

Что касается финансовой стороны дела, то Dell удалось преодолеть некоторые проблемы, с которыми приходилось бороться Роллинсу, пока он не покинул корпорацию в январе 2007 г. В октябре того же года комиссия внутренних аудиторов Dell объявила, что некоторые руководители корпорации внесли коррективы в финансовую отчетность, чтобы привести ее в соответствие с ожиданиями Уолл-стрит по итогам квартала. В конечном счете корпорация подтвердила, что ее доход за второй квартал составил всего 92 млн. долл.

В ноябре, когда Dell объявила цифры за третий квартал 2008-го финансового года, ее доход увеличился на 9% по сравнению с предшествующим годом и достиг 15,6 млрд. долл., а чистая прибыль подскочила на 27%, составив 766 млн. долл.