В Киеве прошел первый международный транспортный форум
Автоматизация государст-венных объектов в нашей стране напоминает лечение запущенного, вялотекущего респираторного заболевания, когда слишком много усилий и средств приходится пускать на исправление прежде допущенных ошибок. Впрочем, есть немало факторов, свидетельствующих, что процесс движется по правильному пути. Доказательство тому — успешные внедрения высоких технологий во многих отраслях, в частности — на городском транспорте.


Игорь Шиповалов: «На сегодняшний день стоимость проезда в Киевском метрополитене — одна из самых низких в мире»
Игорь Шиповалов: «На сегодняшний день стоимость проезда в Киевском метрополитене — одна из самых низких в мире»
В феврале в Киеве прошёл первый международный транспортный форум, посвящённый автоматизация систем оплаты в городском и пригородном транспорте. Для обсуждения насущных проблем съехались транспортники из разных областей Украины. В роли организаторов выступили компания NXP, чьи полупроводниковые технологии активно применяются во многих странах для автоматизации различных отраслей, а также «Кард-Системс» — разработчик систем контроля доступа и билетных систем.

Наибольший резонанс на мероприятии вызвало заявление об успешном вводе в коммерческую эксплуатацию системы автоматизации оплаты проезда в Киевском метрополитене. В конце 90-х годов прошлого столетия стало ясно, что существующая система оплаты проезда морально устарела: в ней использовались только разовые жетоны и месячные проездные с магнитной лентой, практически отсутствовала защита от подделок. Кроме того, она требовала применения ручного низкоэффективного труда сотрудников метрополитена, а получить оперативную и подробную статистическую информацию было практически невозможно. Это приводило к нерациональному расходу средств и их утечке, увеличению очередей у касс и критическому скоплению пассажиров в холлах метрополитена. Инженерные службы этого коммунального предприятия провели подробный сравнительный анализ существующих систем оплаты в европейских подземках, изучили опыт их внедрения и эксплуатации, и к 2000 году был разработан собственный проект по устранению перечисленных недостатков. Тогда же стартовала его реализация.

Основной целью внедрения системы является предоставление пассажирам удобного средства оплаты проезда — бесконтактной карты. Помимо комфорта и высокой степени защищённости, ее применение значительно ускоряет оплату, тем самым устраняются скопления людей перед турникетами. Кроме того, новая инфраструктура рассчитана на реализацию более гибкой тарификации проезда, в частности, оплаты в зависимости от дальности поездок и количества пересадок с одной линии на другую. Это представляется более справедливым, нежели существующая система. Также проект предусматривает модернизацию устаревшего и изношенного оборудования пассажирской автоматики. Средства, по мнению разработчиков, будут сохранены за счёт снижения эксплуатационных затрат, устранения мошенничества и уклонения от оплаты проезда.


Обсуждение вопросов Форума
Обсуждение вопросов Форума
Техническую основу проекта составили микросхемы для считывателей бесконтактных транспортных карт и чипов Mifare производства компании NXP Semiconductors. Выбор технологии неслучаен: по словам менеджера по развитию бизнеса в Центральной и Восточной Европе NXP Semiconductors Игоря Бояренко, более 70% автоматизированных транспортных систем в мире основаны на Mifare. С момента пуска автоматической системы прохода пассажиров (АСПП) в эксплуатацию в конце 2005 года в Киевском метрополитене используют карты Mifare Standard 1K, однако есть возможность адаптировать АСПП под двухинтерфейсные смарт-карты или карты типа Mifare Ultraight и DESFire. Системным интегратором проекта выступила компания «Кард-Системс», имеющая за спиной многолетний опыт внедрения систем контроля доступа. На сегодняшний день реализованы бесконтактные проездные билеты на произвольное количество поездок, произвольное время действия, а также билеты, в которых учтена зависимость от дальности поездки. В ближайшей перспективе метрополитен планирует разработать безналичные проездные, в том числе и с автоматическим пополнением, а также билеты для льготных категорий, в частности — студентов.

К слову, использованию студенческих билетов при оплате проезда на пассажирском транспорте был посвящён отдельный доклад директора Научно-исследовательского института прикладных информационных технологий Юрия Есаулова. В нём рассматривался проект  превращения студенческого билета в универсальную карту для идентификации и оплаты. Это, по мнению докладчика, способно в значительной мере защитить от мошенничества и помочь в ведении контроля актуальности льгот.


Обсуждение вопросов ФорумаИгорь Шиповалов демонстрирует работу бесконтактных карт
Обсуждение вопросов ФорумаИгорь Шиповалов демонстрирует работу бесконтактных карт
Реализация проекта автоматизации оплаты проезда в метро за последнее время существенно продвинулась. Был создан центр управления и расчётов, коммуникационная сеть АСПП и центр инициализации проездных билетов. По состоянию на февраль 2008 года, около 80% входных турникетов оборудовано считывателями бесконтактных карточек. В обороте находится около 17 тысяч бесконтактных карт для пассажиров и 9 тысяч служебных. Все вестибюли, запущенные в эксплуатацию после 2006 года, полностью оборудованы и по входу, и по выходу. По заверениям заместителя начальника коммерческой службы Киевского метрополитена Игоря Шиповалова, к концу марта 2008 года все окна касс будут оборудованы автоматическими рабочими местами кассира для продажи и пополнения ресурса на бесконтактных карточках, а в апреле в вестибюлях установят автоматы самообслуживания, в которых пользователи смогут пополнять свои карты.

В ближайшее время планируется запуск пилотного проекта по использованию NFC (Near Field Communication). Эта технология позволяет осуществлять платежи непосредственно с мобильных телефонов. Встроенные чипы устанавливают беспроводное соединение между мобильным терминалом и считывателем. Правда, пока что в Европе устройств такого рода совсем немного, один из пионеров — телефон Nokia 6131 NFC. Киевский метрополитен — не первый транспортный оператор на просторах СНГ, планирующий тестировать NFC. Так, в Московском метрополитене новая услуга была апробирована ещё в сентябре 2007 года.

На форуме были затронуты не только успехи и проблемы метрополитена: тщательному анализу подверглась и система наземного городского транспорта. В этом сегменте гораздо сложнее вводить автоматизированные системы оплаты проезда, чем в подземке, — нет приспособленной для этих целей инфраструктуры. Однако разработка системы оплаты проезда и учёта пассажиров наземного транспорта в Киеве уже идёт. Её собираются внедрять в четыре этапа. Для начала автобусы, троллейбусы и трамваи оборудуют бортовыми компьютерами. После этого запустят в обращение бесконтактные смарт-карты для самой массовой категории пассажиров — в нашей стране это льготники. Они не оплачивают проезд, поэтому, если на начальных этапах возникнут технические проблемы, можно будет на время вернуться к старой схеме. Одновременно с введением карт для льготников планируют настроить взаимодействие с метрополитеном, а следом — внедрять бесконтактные проездные для «взрослых» граждан, а затем и частичных льготников (студентов и пр.). Перед запуском карт необходимо наладить инфраструктуру для их дистрибуции.


Автоматизированное рабочее место кондуктора: пополнение бесконтактных карт
Автоматизированное рабочее место кондуктора: пополнение бесконтактных карт
Также на мероприятии были освещены планы по интеграции всех запущенных проектов с программой создания «социально-транспортной карточки киевлянина». Последняя, в частности, предусматривает выпуск совмещённых проездных билетов на метро и наземный транспорт и кобрендинговых карт банков и предприятий. С докладом, посвящённым социальному проекту создания автоматизированной системы безналичной оплаты и учёта реализации товаров и услуг для всех категорий граждан, включая льготников, выступил президент ассоциации «Украинский союз участников Национальной системы массовых электронных платежей» Андрей Бирюков. В задачи проекта входит унификация и автоматизация процедуры предоставления и учёта льгот, обеспечение точного учёта тех средств государственного бюджета, которые выделяются для компенсации льгот. Применять проект планируют в системах торговли и страхования, во всех видах гражданского транспорта, банках, системах оплаты коммунальных платежей и пр. По мнению докладчика, такой подход значительно упростит процедуры казначейского исполнения бюджета, сделает возможным предоставление льгот не только в «натуральном» виде, но и в денежном эквиваленте. Внедрение проекта позволит повысить удобство оплаты товаров и услуг и упростит выбор наиболее выгодного способа оплаты для граждан, которые не имеют социальных льгот. Для государственных органов это означает понижение уровня теневого денежного оборота и, соответственно, рост поступления средств в бюджет.

В рамках других докладов прозвучали примеры успешного внедрения систем оплаты проезда как в европейских странах, так и на просторах бывшего СНГ, в частности, в Бакинском метрополитене.

Подытожил работу форума круглый стол. На нём транспортники, подавляющая часть которых представляла регионы, где ситуация ещё сложнее, чем в столице, смогли получить ответы на интересующие их вопросы и уточнить детали. Безусловно, автоматизация транспортной сферы необходима и её целесообразность не вызывает сомнения, но, подобно любым нововведениям, она представляет собой палку о двух концах. С одной стороны, изменения приведут к развитию таких цивилизационных ценностей, как комфорт пассажиров при оплате, упрощение контроля, сведение к минимуму количества «зайцев» и псевдольготников. Однако это скажется на себестоимости услуг и может привести к сокращению рабочих мест служащих транспортных предприятий. Кроме того, перед транспортниками стоит ряд труднопреодолимых проблем, которые, по сути, мало отличаются от общегосударственных: недостаточное финансирование программ, неразвитость инфраструктуры, отсутствие потребительской культуры и неясность со стороны властей. Серьёзные помехи создает непрозрачность деятельности отдельно взятых предприятий — в результате, структуры, которые, по сути, должны сотрудничать, отгораживаются друг от друга. Очень часто «точка отказа», а точнее, равнодушия, исходит от государственных органов. Так, в 2006 году Министерство транспорта инициировало комиссию для обсуждения вопросов компьютеризации транспорта. Однако обсуждение вопросов и существующих проектов не вылилось в конкретные действия и принятые решения.

Впрочем, транспортники, принимавшие участие в форуме, сошлись на мысли, что процесс поставлен на нужные рельсы и они намерены прилагать серьёзные усилия, чтобы работа над нововведениями продолжилась в полном масштабе.