В Киеве прошел первый международный транспортный форум
Автоматизация государст-венных объектов в нашей стране напоминает лечение запущенного, вялотекущего респираторного заболевания, когда слишком много усилий и средств приходится пускать на исправление прежде допущенных ошибок. Впрочем, есть немало факторов, свидетельствующих, что процесс движется по правильному пути. Доказательство тому — успешные внедрения высоких технологий во многих отраслях, в частности — на городском транспорте.
Игорь Шиповалов: «На сегодняшний день стоимость проезда в Киевском метрополитене — одна из самых низких в мире» |
Наибольший резонанс на мероприятии вызвало заявление об успешном вводе в коммерческую эксплуатацию системы автоматизации оплаты проезда в Киевском метрополитене. В конце 90-х годов прошлого столетия стало ясно, что существующая система оплаты проезда морально устарела: в ней использовались только разовые жетоны и месячные проездные с магнитной лентой, практически отсутствовала защита от подделок. Кроме того, она требовала применения ручного низкоэффективного труда сотрудников метрополитена, а получить оперативную и подробную статистическую информацию было практически невозможно. Это приводило к нерациональному расходу средств и их утечке, увеличению очередей у касс и критическому скоплению пассажиров в холлах метрополитена. Инженерные службы этого коммунального предприятия провели подробный сравнительный анализ существующих систем оплаты в европейских подземках, изучили опыт их внедрения и эксплуатации, и к 2000 году был разработан собственный проект по устранению перечисленных недостатков. Тогда же стартовала его реализация.
Основной целью внедрения системы является предоставление пассажирам удобного средства оплаты проезда — бесконтактной карты. Помимо комфорта и высокой степени защищённости, ее применение значительно ускоряет оплату, тем самым устраняются скопления людей перед турникетами. Кроме того, новая инфраструктура рассчитана на реализацию более гибкой тарификации проезда, в частности, оплаты в зависимости от дальности поездок и количества пересадок с одной линии на другую. Это представляется более справедливым, нежели существующая система. Также проект предусматривает модернизацию устаревшего и изношенного оборудования пассажирской автоматики. Средства, по мнению разработчиков, будут сохранены за счёт снижения эксплуатационных затрат, устранения мошенничества и уклонения от оплаты проезда.
Обсуждение вопросов Форума |
К слову, использованию студенческих билетов при оплате проезда на пассажирском транспорте был посвящён отдельный доклад директора Научно-исследовательского института прикладных информационных технологий Юрия Есаулова. В нём рассматривался проект превращения студенческого билета в универсальную карту для идентификации и оплаты. Это, по мнению докладчика, способно в значительной мере защитить от мошенничества и помочь в ведении контроля актуальности льгот.
Обсуждение вопросов ФорумаИгорь Шиповалов демонстрирует работу бесконтактных карт |
В ближайшее время планируется запуск пилотного проекта по использованию NFC (Near Field Communication). Эта технология позволяет осуществлять платежи непосредственно с мобильных телефонов. Встроенные чипы устанавливают беспроводное соединение между мобильным терминалом и считывателем. Правда, пока что в Европе устройств такого рода совсем немного, один из пионеров — телефон Nokia 6131 NFC. Киевский метрополитен — не первый транспортный оператор на просторах СНГ, планирующий тестировать NFC. Так, в Московском метрополитене новая услуга была апробирована ещё в сентябре 2007 года.
На форуме были затронуты не только успехи и проблемы метрополитена: тщательному анализу подверглась и система наземного городского транспорта. В этом сегменте гораздо сложнее вводить автоматизированные системы оплаты проезда, чем в подземке, — нет приспособленной для этих целей инфраструктуры. Однако разработка системы оплаты проезда и учёта пассажиров наземного транспорта в Киеве уже идёт. Её собираются внедрять в четыре этапа. Для начала автобусы, троллейбусы и трамваи оборудуют бортовыми компьютерами. После этого запустят в обращение бесконтактные смарт-карты для самой массовой категории пассажиров — в нашей стране это льготники. Они не оплачивают проезд, поэтому, если на начальных этапах возникнут технические проблемы, можно будет на время вернуться к старой схеме. Одновременно с введением карт для льготников планируют настроить взаимодействие с метрополитеном, а следом — внедрять бесконтактные проездные для «взрослых» граждан, а затем и частичных льготников (студентов и пр.). Перед запуском карт необходимо наладить инфраструктуру для их дистрибуции.
Автоматизированное рабочее место кондуктора: пополнение бесконтактных карт |
В рамках других докладов прозвучали примеры успешного внедрения систем оплаты проезда как в европейских странах, так и на просторах бывшего СНГ, в частности, в Бакинском метрополитене.
Подытожил работу форума круглый стол. На нём транспортники, подавляющая часть которых представляла регионы, где ситуация ещё сложнее, чем в столице, смогли получить ответы на интересующие их вопросы и уточнить детали. Безусловно, автоматизация транспортной сферы необходима и её целесообразность не вызывает сомнения, но, подобно любым нововведениям, она представляет собой палку о двух концах. С одной стороны, изменения приведут к развитию таких цивилизационных ценностей, как комфорт пассажиров при оплате, упрощение контроля, сведение к минимуму количества «зайцев» и псевдольготников. Однако это скажется на себестоимости услуг и может привести к сокращению рабочих мест служащих транспортных предприятий. Кроме того, перед транспортниками стоит ряд труднопреодолимых проблем, которые, по сути, мало отличаются от общегосударственных: недостаточное финансирование программ, неразвитость инфраструктуры, отсутствие потребительской культуры и неясность со стороны властей. Серьёзные помехи создает непрозрачность деятельности отдельно взятых предприятий — в результате, структуры, которые, по сути, должны сотрудничать, отгораживаются друг от друга. Очень часто «точка отказа», а точнее, равнодушия, исходит от государственных органов. Так, в 2006 году Министерство транспорта инициировало комиссию для обсуждения вопросов компьютеризации транспорта. Однако обсуждение вопросов и существующих проектов не вылилось в конкретные действия и принятые решения.
Впрочем, транспортники, принимавшие участие в форуме, сошлись на мысли, что процесс поставлен на нужные рельсы и они намерены прилагать серьёзные усилия, чтобы работа над нововведениями продолжилась в полном масштабе.