ОАО «Вимм-Билль-Данн Про-дукты Питания», один из крупнейших производителей напитков и молочных продуктов, включает в себя несколько десятков предприятий в России, Украине, Грузии, Кыргызстане, а также торговые сети во многих городах России и СНГ. Под различными торговыми марками выпускается более тысячи наименований продукции.


Серверное помещение в главном офисе ОАО «Вимм-Билль-Данн Украина»
Серверное помещение в главном офисе ОАО «Вимм-Билль-Данн Украина»

В Украине компания представлена несколькими крупными молокозаводами. Существенное расширение бизнеса в последнее время и потребность в централизованном управлении и контроле за работой филиалов обусловили необходимость создания собственного полноценного корпоративного ЦОД, способного разместить серверы, системы хранения данных и сетевые устройства, обслуживающие информационные системы предприятия. Это, в свою очередь, повлекло за собой изменение организации инфраструктуры электропитания и охлаждения. Помимо этого, в качестве единой системы управления всеми предприятиями компания внедрила ERP-систему. Результатом стала автоматизация основных бизнес-процессов и консолидация всех функций, ранее выполняемых в отдельных учётных системах, разработанных с применением различных программных оболочек.

Главный ЦОД «Вимм-Билль-Данн Украина» расположен в Киеве. Он включает четыре стойки, в которых размещается около двух десятков серверов. В ЦОД входит также всё активное сетевое оборудование (несколько десятков коммутаторов, которые образуют локальную сеть, а также WAN-сети для связи с филиалами компании в других городах Украины и предприятиями России), оборудование для построения IP-телефонии, внутренняя АТС и система хранения данных.

Охлаждение

Старая система охлаждения, до недавнего времени применявшаяся в «Вимм-Билль-Данн Украина», была представлена специальными кондиционерами. Однако в минувшем году компания запустила несколько новых сервисов, что потребовало установки дополнительной техники — серверов и коммуникационного оборудования. Естественно, повысился уровень тепловыделения: летом температура в помещении не опускалась ниже 27 градусов. Штатные системы охлаждения не справлялись с нагрузкой: кондиционер охлаждал только переднюю стенку стоек, что создавало слишком большой перепад температур между передней и задней стенками хранилища и серверов.


Александр Ляшенко, директор по информационным технологиям ОАО «Вимм-Билль-Данн Украина»
Александр Ляшенко, директор по информационным технологиям ОАО «Вимм-Билль-Данн Украина»
Стала очевидной необходимость внедрения совершенно иного инженерного решения. Требовалось отводить горячий воздух с задней стенки серверов и, пропустив через охладитель, подавать на переднюю сторону серверных шкафов уже охлаждённый поток. Выбор был сделан в пользу in-row-решения компании APC. Подрядчиком выступила компания «S&T Софт-Троник», которая разработала и внедрила схему отвода горячего и подвода холодного воздуха, а также систему отвода конденсата. Это позволило существенно понизить рабочую температуру в серверной комнате и выйти на нормальный режим работы с некоторым запасом по температуре. В кондиционере поддерживается резервирование основных блоков, средства визуального контроля температур на входе и выходе, а также система удалённого управления и мониторинга. В зависимости от повышения или понижения температуры кондиционер увеличивает или уменьшает скорость вращения вентиляторов.

Электропитание

Новая система электропитания также построена на базе решения АРС — Symmetra. До этого на предприятии использовались модульные источники бесперебойного питания этой же фирмы, но для каждого сервера применялся свой ИБП. Переход на другие методы обеспечения электропитания был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, в последние годы в компании применяются серверы с блоками питания на 500-700 Вт, суммарная мощность которых составляет 11,2 кВт. Старые системы бесперебойного питания не способны обслуживать такую нагрузку. Во-вторых, необходимо было обеспечить особую схему включения и выключения серверов. При отключении питания в первую очередь должны выключатся серверы приложений, затем серверы баз данных и в последнюю очередь — серверы управления доменом. Соответственно включение должно осуществляться в обратном порядке. В ситуации, когда для каждого сервера используется отдельный ИБП, обеспечить такое централизованное управление практически невозможно — в компании путём экспертных оценок подбирались временные интервалы включения-выключения.


IP-телефония комбината реализована на оборудовании производства Avaya
IP-телефония комбината реализована на оборудовании производства Avaya
Таким образом, взамен старого решения были установлены единый источник бесперебойного питания для всей серверной комнаты и управляемые розетки от компании АРС. В совокупности с применением программного обеспечения PowerShute, эта архитектура сделала возможной построение схемы централизованного включения/выключения.

ИБП от АРС предусматривает полное резервирование по схеме n+1. К числу дублируемых элементов относятся контроллеры, силовые блоки, батареи питания. Система масштабируема: можно добавлять модули батарей в отсеки, тем самым увеличивая общее время работы без внешнего источника питания. К тому же использование такого ИБП более выгодно с экономической точки зрения. При активном использовании оборудования каждый год необходимо производить замену батарей; стоимость их составляет 70—80% от стоимости самого блока ИБП. Уменьшив количество батарей, компания экономит ресурсы. В реализации этой части проекта компания «S&T Софт-Троник» выступила в качестве поставщика оборудования, а его установкой занимались специалисты «Вимм-Билль-Данн Украина».

Виртуализация систем хранения данных

Стандартный подход при установке серверов подразумевает, что каждый сервер обслуживает один сервис. Однако при такой организации задействуется лишь 5% всех ресурсов серверов. С целью повышения эффективности работы было решено виртуализировать систему хранения.


Александр Кандзьоба, менеджер проектов отдела ИС в промышленной отрасли компании «S&T Софт-Троник»
Александр Кандзьоба, менеджер проектов отдела ИС в промышленной отрасли компании «S&T Софт-Троник»
Сеть хранения данных построена по топологии SAN. Компания-заказчик выбрала систему хранения компании EMC — CLARiiON CX3-20. Роль поставщика и интегратора решения взяла на себя компания S&T «S&T Софт-Троник». Передача данных осуществляется по принципу FC-to-FC с полным дуплексным режимом. Дублирование оборудования обеспечивает функции резервирования, однако благодаря применению дуплексного режима оно не простаивает, а используется для обмена данными. Это позволяет строить кластеры БД с выделенным хранилищем и использовать технологию виртуализации самих серверов.

Объединение ряда сервисов при помощи виртуальных машин VMware позволяет более эффективно использовать мощность каждого сервера — до 65% и тем самым уменьшить количество используемых серверов. Специалисты «S&T Софт-Троник» выполняли инсталляцию и подключение хранилища данных к серверам СУБД, настройку конфигураций RAID. На данный момент используется одна полка на 15 жёстких дисков, общий объём которой составляет около 6 ТБ. Сама стойка может масштабироваться до двенадцати полок.

Планы дальнейшего развития

Предусмотрено построение резервного ЦОДа в виде площадки, которая будет содержать полную копию данных на дисковых массивах ЕМС. Технология EMC MirrorView позволяет создать в удалённом ЦОДе полное зеркало данных основного ЦОДа. Также планируется применить технологии получения моментальных снимков данных (MC SnapView) и приоритизации обслуживания северов СУБД (EMC Navisphere Quality Service).

Внедрение системы «Галактика-ERP»

Необходимость автоматизации бизнес-процессов была очевидна ещё до перехода Киевского молочного завода в собственность «Вимм-Билль-Данн». Руководство предприятия инициировало сотрудничество с компанией «Галактика», которое принесло первые плоды: автоматизировано управление запасами, материально-техническими ценностями; начались работы по автоматизации финансово-бухгалтерской части.

После смены руководства, приобретения ряда украинских молочных заводов и стабилизации новых бизнес-процессов возникла острая необходимость в дальнейшей автоматизации информационных потоков. Процесс принятия решений руководством во многом зависит от возможности контролировать, анализировать и обрабатывать информацию о работе филиалов. В связи с этим исходная задача предполагала построение единой интегрированной системы, которая позволила бы собирать сведения о деятельности группы предприятий.

Первым шагом стала автоматизация процессов, связанных со сбытом. Ранее учёт этих операций был реализован фрагментарно и в различных программных оболочках силами собственных специалистов компании. Автоматизация сбыта стала одной из наиболее важных и сложных частей проекта, поскольку она включает в себя обработку большого объёма документов в режиме реального времени. Такие процессы традиционно выполняются ночью, следовательно, необходимо было обеспечить стабильную работу системы 24 часа в сутки. Кроме того, будущая система должна была содержать средства подготовки отчетных данных для российского офиса и обеспечивать совместимость с работающей там системой Hyperion, которая традиционно используется в «Вимм-Билль-Данн». В ходе выполнения проекта важно было провести замену старой системы на стандартные модули «Галактика», не прерывая бизнес-процессов предприятия. Затем некоторое время заняла адаптация к новой системе.

Проект предусматривал также формирование замкнутого цикла логистики, включающего снабжение, складской учёт, учёт продукции и сбыт. Параллельно с этим проводилась доработка бухгалтерских и финансовых задач.

По завершении основных этапов автоматизации на киевском предприятии настроенная система была клонирована на комбинате в Харькове. Поскольку логика системы и, следовательно, большинство настроек оболочки не меняются, автоматизированную систему в Харькове удалось развернуть в рекордно короткие сроки — за 4–5 месяцев. Таким образом, к июлю 2007 года комбинаты в Киеве и Харькове заработали как единая среда. Затем состоялся перенос системы на Бурынский завод сухого молока. Объединение филиалов позволило компании выйти на значительно более высокий уровень управления корпоративной средой.

Пока проводилось клонирование системы на филиалы в регионах, развитие киевского отделения не стояло на месте. Параллельно велись работы по развитию более глубокой функциональности: были подключены компоненты, отвечающие за высокоуровневое планирование и контроль. Запущены модули, автоматизирующие учёт зарплаты персонала. Развитие системы непрерывно продолжается по мере того, как растёт сама компания.

Таким образом, в ходе реализации проекта были решены задачи управления производством, персоналом, бюджетированием, логистикой, заработной платой. Однако наиболее важным результатом следует считать слаженную работу единой системы на всех подразделениях предприятия. Проект рассчитан на дальнейший рост и развитие компании и легко масштабируется.

Все работы по автоматизации ведутся совместно специалистами «Галактики» и сотрудниками «Вимм-Билль-Данн». На разных итерациях проекта формировались рабочие группы, состоящие из специалистов в конкретной области — в зависимости от меняющихся задач. ERP-системы производства «Галактики» в большинстве случаев не требуют дополнительного программирования, а нуждаются лишь в грамотной настройке, которую заказчик может выполнить самостоятельно. Это вполне устраивало руководство «Вимм-Билль-Данн». Поэтому группы консультантов-аналитиков со стороны «Галактики» подключались только на стратегически важных этапах внедрения — формирования наборов ТЗ или разработки макета. Затем по утверждённому макету заказчик проводил настройку самостоятельно.

На всех этапах реализации и дальнейшего развития проекта компания «Галактика» обеспечивает «Вимм-Билль-Данн» технической поддержкой: компания имеет доступ к консультациям, ресурсам, технологиям.

СПРАВКА О КОМПАНИИ

ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» — крупнейший производитель напитков и молочных продуктов в России и СНГ. Компания основана в 1992 году. Владеет портфелем торговых марок, охватывающим более 1,1 тыс. видов молочных продуктов («Домик в деревне», «Весёлый молочник», «Славяночка», Neo, Bio-max, 2Bio, «33 Коровы», «Чудо» и др.) и более 150 видов соков, нектаров и прохладительных напитков под марками J7, 100% Gold, «Любимый сад», минеральную воду «Ессентуки» (N17, N4, N20) и «Новоессентукская целебная», а также питание для детей «Агуша» и др.

Сегодня в компанию входит 37 производственных предприятий в России, Украине, Кыргызстане, Узбекистане и Грузии, а также торговые сети в 26 городах России и СНГ, обслуживающие в общей сложности 280 миллионов потребителей. На предприятиях компании сегодня работает более 19,5 тысяч человек.

Акции «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) в форме ADR с начала 2002 г. Чистая прибыль «Вимм-Билль-Данн ПП» по US GAAP с учётом долговых обязательств в 2006 г. составила 95,4 млн долл., выручка в 2006 г. — 1,762 млрд. долл.

В Украине компания представлена двумя крупными молокозаводами — Киевским городским молочным заводом и Харьковским молочным комбинатом. Продукция заводов выпускается под торговыми марками «Славяночка», «Ромол», «Весёлый молочник», «Домик в деревне», Neo, «Чудо», «Рыжий Ап», «Фругурт», «Мажитель», NeoVit. В «Вимм-Билль-Данн Украина» входит ОАО «Бурынский завод сухого молока», в настоящее время специализирующееся на производстве сухого молока и масла, а также несколько торговых домов в крупнейших городах Украины.

МНЕНИЕ ЕМС

Предложенное компанией «S&T Софт-Троник» решение для информационной инфраструктуры компании «Вимм-Билль-Данн Украина» отвечает всем требованиям дизайна современных систем и обеспечивает отличную мощность и масштабируемость. Применение VMware для виртуализации серверов в комбинации с дисковыми массивами ЕМС создаёт гибкое в управлении и экономичное решение.