По степени важности для ведомственных и корпоративных сетей учрежденческие автоматические телефонные станции (УАТС) продолжают оставаться на втором месте после оборудования для передачи данных. Несмотря на то что финансовый эффект от модернизации телефонной сети не всегда очевиден и не всегда сразу ощутим, многие предприятия рано или поздно приходят к необходимости внедрения современных или замены устаревших УАТС.


Этому во многом способствует рост бизнеса компаний, часто приводящий к расширению сети филиалов, а также появление на рынке принципиально новых программно-аппаратных решений, способных оказать заметное влияние на деятельность компаний. Наиболее показательными примерами можно считать технологии информационной безопасности и IP-телефонии, приобретающие в последнее время  большую важность и популярность.

И если на рынке УАТС в нашей стране в целом наблюдается весьма высокий уровень конкуренции, то с госсектором успешно работают ограниченное количество поставщиков оборудования. Среди них — немецкий концерн Siemens, история сотрудничества которого с государственными ведомствами Украины началась задолго до открытия официального представительства в Киеве. До недавнего времени в составе Siemens существовало самостоятельное подразделение, занимавшееся разработками систем учрежденческой связи.После реструктуризации департамента «Телекоммуникации» в 2006 году оно продолжило свою деятельность в составе Siemens Enterprise Communications. Cемейство его мультифункциональных коммуникационных решений HiPath отвечает требованиям бизнеса различного масштаба, включая целый ряд отраслевых вертикалей и госсектор.

HiPath 1100

Линейка телефонных станций в нижнем ценовом сегменте HiPath 1100 предназначена исключительно для предприятий малого и среднего бизнеса. Сейчас она состоит из трёх моделей (ранее из четырёх), которые призваны удовлетворить как потребности мелких частных предпринимателей, так и организаций с несколькими десятками сотрудников. В базовом исполнении эти УАТС предназначены для обслуживания преимущественно аналоговых телефонных линий, широко применяемых на территории нашей страны. Вместе с тем есть возможность использовать и ограниченное количество цифровых соединений, в том числе подключённые с помощью специальных адаптеров цифровые системные телефоны Siemens.

По мере изменения требований бизнеса инфраструктуру на базе HiPath 1100 легко дооснастить опциональными платами расширения. В первую очередь, это относится к двум старшим моделям, 1150 и 1190, допускающим работу с цифровыми потоками ISDN BRI/PRI. Модуль ADSL позволяет любой УАТС из состава HiPath 1100 организовать широкополосное подключение в интернет поверх используемых аналоговых соединительных линий. Существуют также платы для автоматического определения сигналов факса, донабора внутренних номеров, голосовой почты. Несмотря на кажущуюся простоту, УАТС HiPath 1100 находят успешное применение и в составе крупных проектов, например, для связи с мелкими территориально удалёнными филиалами, что особенно актуально для банков.

HiPath 2000

Если преимущества VoIP-решений уже не вызывают сомнений у большинства представителей среднего и крупного бизнеса, то в мелких компаниях на отечественном рынке этим технологиям ещё только предстоит найти путь к потребителям. Недавно появившаяся в арсенале Siemens новая линейка коммуникационных систем связи HiPath 2000 объединяет сети обработки голоса и данных в единое целое в офисах из нескольких десятков сотрудников. При этом она сохраняет свойственные УАТС семейства HiPath 1100 невысокую стоимость, простоту установки и малые эксплуатационные затраты.

HiPath 2000 работает под управлением ОС Linux и содержит встроенный 4-портовый коммутатор с демилитаризованной зоной для эффективной защиты от несанкционированного доступа к внутрикорпоративной информации извне. УАТС обеспечивают полноценную поддержку всех возможностей, предоставляемых открытым стандартизированным протоком SIP. В зависимости от модели к коммуникационной системе можно подключить несколько аналоговых и цифровых линий ISDN c соответствующими телефонными аппаратами.

Хотя в базовом варианте HiPath 2000 не предусматривает подключения точек беспроводного доступа WLAN, допустимо совместно с ним использовать решение Siemens HiPath Wireless. Оно позволяет организовать передачу голоса и данных по мобильным сетям. Благодаря встроенным механизмам VPN удалённые сотрудники смогут получить безопасный доступ к приложениям передачи голоса и данных независимо от своего местоположения. 

HiPath 3000

HiPath 3000 тоже предназначены для сегмента малого и крупного бизнеса, но — в общемировой классификации, когда речь идёт количестве сотрудников до 1 тысячи человек. В отличие от 1000-й и 2000-й линеек эти УАТС представляют собой IP-конвергентные устройства, которые при необходимости объединяются в единую сеть. В этом случае функции управления на себя берёт центральный сервер HiPath 5000 RSM (Real-Time Services Manager), способный одновременно осуществлять контроль за 32 устройствами HiPath 3000.


Интеграция HiPath 5000 RSM позволяет оптимально обрабатывать речь в единой сети передачи данных и одновременно использовать преимущества обеих технологий пакетной и линейной коммутации. Центральный сервер в этом случае отвечает за организацию централизованного управления работой многошлюзовых систем, а также прикладных интерфейсов и услуг телефонии. Такой подход помогает значительно сократить расходы на раздельное обслуживание телефонной и IP-сетей, кроме того, дополнительно сэкономить на расходах на связь благодаря функции IP-транкинга, коммутации полезной нагрузки в IP-сети и маршрутизации по наименьшей стоимости.

Поскольку компания Siemens является давним сторонником стандарта микросотовой связи DECT, в состав УАТС интегрировано решение по созданию беспроводной связи на его основе. Впрочем, это только один из примеров многочисленных полезных сервисов, которые могут предоставить пользователям модели семейства HiPath 3000. В частности, большой интерес для отечественных компаний представляет HiPath ProCenter Agile для построения с минимальными затратами функционального контакт-центра, содержащего до 100 активных агентов. 

УАТС Siemens HiPath 3000 располагают развитыми средствами хранения, вывода и распределения речевых сообщений в индивидуальных почтовых ящиках. Входящая голосовая почта является стандартной функцией для HiPath 33х0 и HiPath 35х0 версии 5.0 и выше. Она позволяет организовать два канала связи, 24 почтовых ящика и сохранить до 2 часов записей. Коммутационный центр поддерживает обмен не только телефонными сообщениями, но и факсимильными, а также электронной информацией и SMS.

HiPath 4000


Основное преимущество HiPath 4000 состоит в возможности эффективной адаптации их архитектуры к средним и крупным компаниям с различной структурой, независимо от того, сосредоточены все сотрудники в одном офисе или рассредоточены по многочисленным отделениям и филиалам. Эти коммуникационные системы Siemens находят применение и в относительно небольших IP-конвергентных корпоративных сетях с несколькими сотнями клиентских мест, и в огромных транснациональных компаниях, чья абонентская база иногда достигает 100 тыс. пользователей.

Платформа HiPath 4000 является частью стратегии OpenPath подразделения Siemens Enterprise Communications. Это означает, что она построена на базе открытых стандартов с целью упрощения интеграции в рамках единого проекта как с представителями других серий УАТС HiPath, так и с индивидуальными бизнес-процессами на предприятиях. Дополнительные возможности расширения предоставляет использование широко распространённых в индустрии протоколов SIP и SRTP.

Для систем уровня HiPath 4000 чрезвычайно важное значение имеет обеспечение высокой степени надёжности, безотказности работы и, как следствие, целостности конфиденциальной информации. Защитить УАТС от возможных сбоев помогают модульное многоуровневое резервирование и специализированные технологии защиты от несанкционированного доступа. Механизмы интеллектуальной маршрутизации позволяют избежать нарушения функционирования даже в случае отказа центральной станции (хоста).   

Подобно коммуникационному серверу HiPath 5000 RSM, который может сосуществовать в IP-конвергентной среде с УАТС HiPath 3000 в компаниях малого и среднего бизнеса, в портфеле решений Siemens существует его аналог — HiPath 8000 — для крупных сетей на предприятиях и провайдеров услуг. Архитектура этого SIP-коммутатора работает на полностью отказоустойчивой аппаратной платформе дублированных серверов, позволяя обслуживать до 100 тыс. абонентов в кластере и практически неограниченное их количество в сети. Серверы работают под управлением ОС Linux, для обеспечения высокой степени надёжности добавлена платформа RTP (Resilient Telco Platform).


При использовании HiPath 8000 совместно с УАТС соответствующего класса — HiPath 4000, — последние могут функционировать в качестве отказоустойчивых медийных шлюзов. Специально для компаний среднего масштаба существует отдельная конфигурация HiPath 8000, рассчитанная на обслуживание от 300 до 5 тыс. абонентов. Она изначально содержит встроенный медийный сервер и систему управления HiPath Assistant с опциональной поддержкой дублирования.

Решения для госсектора

В основе решений Siemens по организации учрежденческой связи для государственного сектора в зависимости от масштабов и специфики проектов лежат УАТС HiPath 3000 или HiPath 4000 и, нередко, контакт-центры HiPath ProCenter. Несколько особняком стоит решение HiPath Slcurity, предназначенное для организации систем аутентификации, хранения данных и ограничения доступа в здания, помещения, даже к ПК и отдельным приложениям. В настоящий момент оборудование ведомственной связи Siemens в нашей стране эксплуатируют несколько тысяч организаций. На его основе построены локальные и корпоративные сети во многих министерствах и ведомствах, в банках, на атомных электростанциях, облэнерго, крупнейших нефтеперерабатывающих заводах и предприятиях химической промышленности. В целом по Украине установлена не одна сотня тысяч портов УАТС серий HiPath и Hicom.

Комментарий специалиста

Сергей Королев, генеральный директор ООО «Сименс Энтерпрайз Коммьюникейшнс Украина»:


Обеспечение безопасности сетей и защита информации, включая организацию санкционированного доступа к ней, играют особо важную роль в государственном секторе. Для этих целей Siemens предлагает специализированные решения:

профессиональную систему транкинговой радиосвязи на базе стандарта TETRA с повышенной степенью защиты — для ежедневной работы служб быстрого реагирования;
оптические сети связи с высокой скоростью передачи аудио/видеоинформации и её защитой (в том числе и от воздействия окружающей среды) — для создания систем видеонаблюдения, контроля доступа, обнаружения несанкционированного проникновения, пожарной безопасности и централизованного управления ими;
системы регистрации информации (голос и данные) с широким набором пригодных для любых сетей средств контроля и комплексной системой анализа собранных данных.

Для идентификации персонала и управления его доступом к данным Siemens предлагает решение HiPath SIcurity с централизованной системой управления, объединяющее различные технологии защиты информации — от паролей и шифрования до смарт-карт. Решение облегчает определение и управление идентификацией и правами пользователей в рамках учреждения. Основными компонентами этого решения являются аутентификация (пароль, смарт-карта, биометрия), администрирование (службы каталогов для хранения идентификационных данных, сервер объединения и синхронизации данных из различных источников, автоматизированная система обеспечения, системы проверки подлинности и управления веб-приложениями) и авторизация (внедрение правил, защита сеансов связи, авторизация через веб-приложения с помощью единого пароля, аудит).

Все эти специализированные решения, а также универсальные телекоммуникационные решения Siemens уже давно внедрены и используются в госсекторе Украины, а также других стран. Среди последних проектов, реализованных на базе оборудования Siemens в 2007 году:

модернизация и расширение ведомственных сетей Министерства внутренних дел Украины, CБУ и городских администраций города Киева (на базе HiPath 4000 и HiPath 3000);
построение телекоммуникационной инфраструктуры для муниципалитета города Цвикау, Германия (на базе HiPath 4000, HiPath Xpressions, VoIP);
внедрение сети передачи данных, включая финансирование и обслуживание, для финансового департамента кантона города Цюриха, Швейцария;
создание единой сети передачи голоса и данных, объединяющей все полицейские участки и главное управление полиции Кливленда, Великобритания, а также повышение производительности контакт-центра службы чрезвычайных ситуаций 999 (на базе HiPath ProCenter, HiPath 5000, VoIP).