Еще 2—3 года назад такие возможности АТС для крупных предприятий, как поддержка IP-телефонии, конвергентных сетей или протокола SIP, были опциональными или даже считались экзотикой. Во многом это объяснялось тем, что корпоративные пользователи были морально не готовы менять традиционные взгляды на бизнес-коммуникации и в большинстве случаев не имели представления об экономическом эффекте, который способны обеспечить новые возможности связи.


Сейчас, когда «просветительская миссия» ведущих разработчиков решений начинает приносить первые ощутимые плоды, новые коммуникационные возможности переходят из разряда непонятной экзотики в перечень стандартных возможностей PBX для среднего и крупного бизнеса. Собственно, термин «телефонная станция» постепенно теряет свою актуальность, поскольку эти устройства сегодня более справедливо называть телекоммуникационными серверами.

Nortel

Для крупных предприятий (от ста до десятков тысяч пользователей) компания Nortel позиционирует линейку Communication Server 1000 (CS1000), состоящую из двух моделей: CS1000M — крупная IP-enabled телефонная станция и CS1000E — IP-АТС с возможностью подключения всех видов абонентов (как IP, так и разнообразных TDM). Последняя имеет две модификации — с обычным (Standard Availability) и повышенным (High Availability) уровнем отказоустойчивости. Также в её состав входят шлюзы IP Communications Gateway и IP Remote Gateway, интегрированные аппаратные средства, предназначенные для реализации функций обработки вызовов (Call Server), IP-сигнализации (IP Signaling) и маршрутизации сетевого трафика (Network Routing). IP-сигнализация и сетевая маршрутизация могут быть организованы на базе готового коммерческого серверного оборудования — при этом также будет обеспечена полная поддержка всех предусмотренных функций и возможностей, включая различные схемы резервирования.

Платформа Nortel Communication Server 1000E поддерживает Unified Messaging, веб-приложения для контактных центров, платформу Microsoft Live Communications Server, а также сервисы на базе технологий DECT, SIP, IP QoS и др. Технология упреждающего контроля качества речи Proactive Voice Quality Management (PVQM) реализована на основе ПО Nortel CS 1000 и даёт сетевым администраторам возможность регулировать основные качественные параметры систем IP-телефонии в пассивном режиме.

Среди главных преимуществ своей продукции на рынке Nortel выделяет широкие возможности организации дополнительных сервисов (Call Center, Unified Messaging) и голосовой почты, в том числе с возможностью доступа пользователя через сеть к своему поч-товому ящику, равно как и получение сообщений (голос, факс) через Outlook; возможность централизованного управления оборудованием позволяет разворачивать корпоративные телефонные сети с помощью единого филиального решения.

Panasonic

Ключевым решением Panasonic в этом сегменте является станция KX-TDA600, чья максимальная ёмкость составляет до 640 внешних линий и 512 мобильных абонентов (при подключении блоков расширения KX-TDA620). Технология DXDP, традиционная для серии KX-TDA, позволяет подключать два системных аппарата 76-й серии на один цифровой порт и увеличить ёмкость внутренних линий до 960 абонентов.


Система работает с VoIP (H.323 v.2), обеспечивает соединение для городских линий и объединение нескольких систем по ISDN QSIG. Станция поддерживает технологии SIP и CTI; интеграция с CTI-приложениями и управление осуществимы через USB-, LAN-порты. Также станцию можно запрограммировать с помощью приложения Maintenance Console.

KX-TDA600 обеспечивает мобильную интеграцию и рассматривает GSM-телефон в качестве внутреннего абонента системы. Решение осуществляет функции голосовой почты на основе многоступенчатого голосового меню DISA. Благодаря функции «интервью» система может проводить опрос позвонившего и записывать ответы (например, круглосуточный сбор заявок на техобслуживание). Помимо традиционной для подобных решений функции Caller ID, KX-TDA600 совершает автоматический звонок на заданный номер при срабатывании внешнего датчика.

Конкурентным отличием продукции этого класса на рынке и KX-TDA600, в частности, являются встроенные гостиничные функции — регистрация и выписка, распечатка счёта, выписка счетов, детализация звонков с использованием тарификаторов сторонних разработчиков, а также дополнительный интерфейс при взаимодействии с уже существующими гостиничными приложениями.

Сisco

В отличие от многих других вендоров, компания Сisco предлагает на рынке интеллектуальных PBX целостную систему организации коммуникаций, которая может быть построена и обновлена по требованиям бизнеса на основе уже используемых решений. Cisco Unified Communication состоит из нескольких компонентов, ключевым из которых является IP-телефонная станция Cisco Unified Communication Manager. В максимальной конфигурации она поддерживает до 60 тыс. абонентов.


Технические характеристики продуктов, описанных в обзоре
Технические характеристики продуктов, описанных в обзоре
Решение Cisco предлагает работу через протокол SIP для всех телефонов и приложений, а также SIP-транки. Кроме этой технологии, Unified Communication Manager поддерживает протоколы H.323, MGCP, SCCP и интеграцию с XML-приложениями. Unified Communication Manager содержит встроенную поддержку мобильности Cisco Unified Mobility и технологию Single Number Reach — один номер дозвона для всех телефонов пользователя.

С помощью других компонентов — Cisco Unified Provisioning Manager, Cisco Unified Operations Manager — система осуществляет централизованное управление и сбор информации об ошибках.

Основным преимуществом систем Сisco является традиционно лёгкая надстройка над существующими решениями, благодаря чему обеспечивается защита инвестиций пользователя.

Alcatel-Lucent

Для компаний среднего размера и крупных корпораций Alcatel-Lucent предлагает интегрированное коммуникационное решение OmniPCX Enterprise. Этот продукт позволяет предприятиям строить распределённые сети с полной прозрачностью услуг на базе традиционных или IP-технологий. Пакет приложений включает в себя инструменты для совместной работы сотрудников, интеграции системы с другими приложениями, механизмы обработки вызовов и другие функции. Для крупных компаний Alcatel-Lucent предлагает строить сеть связи с узловой структурой на основе этого решения. В системе реализованы функции, обеспечивающие надёжность и безопасность коммуникаций.

Решение OmniPCX Enterprise построено на базе протокола IP, однако обеспечивает поддержку конфигураций TDM или IP-TDM. Реализована поддержка всех решений Alcatel и стандартных протоколов передачи данных, таких как H.323, SIP. Все функциональные возможности распределены по трём направлениям: электронное рабочее место, мобильность абонента, основанная на базе стандарта беспроводной связи DECT, и приложения. Электронное рабочее место представлено аналоговыми и специализированными телефонами Reflex и полнофункциональной телефонной системой My Softphone. Reflex могут работать как на базе стандартной двухпроводной линии через интерфейс 3B+D, так и по радиоканалу, и через Ethernet-сеть компании. Решение поддерживает голосовую почту, подсказки и многостороннюю конференц-связь, которая позволяет подключать до 29 конференций.
Все сетевые разработки базируются на протоколе АВС, разработанном Alcatel-Lucent, и обеспечивают:

 возможность сетевой синхронизации баз данных;
 коллективную рассылку инфор­мации;
 управление IP-адресацией с применением DHCP-сервера;
 сетевое управление через браузер;
 защиту от несанкционированного доступа.

Avaya

Для крупного бизнеса компания Avaya предлагает коммуникационный медиасервер Avaya S8400, работающий на платформе Linux. Он рассчитан на системы ёмкостью до 900 абонентских портов с 400 соединительными линиями. Сервер даёт возможность реализовать функции IP-телефонии и гибридной IP-телефонии, создавать контакт-центры, точки IP-телефонии и добавлять приложения мобильной связи. Одной из его особенностей является применение флэш-памяти для сохранения всех настроек, что позволяет поддержать работоспособность сервера в случае выхода из строя жёсткого диска.

Решение обеспечивает поддержку до пяти вынесенных шлюзов Avaya Media Gateways, благодаря чему организации могут построить централизованно управляемую телефонию, получить доступ к Avaya Communication Manager из любой точки сети. Это гарантирует стабильную работу филиалов даже в случае проблем с определённым оборудованием или при сбоях в сети. При эксплуатации в существующих структурах СМС и G600 возможно обновление серверов Prologix/IP600/S800.

Сервер построен на базе процессора Intel Pentium M и обладает функциональностью TFTP— и DHCP-сервера, а также поддерживает возможность включения голосовой почты Intuity Audix. Помимо этого, существует возможность подключить к решению до 80 шлюзов G150 с использованием протокола Н.323.

МНЕНИЯ РАЗРАБОТЧИКОВ

1) В каком направлении, по вашему мнению, развивается рынок АТС?
2) Какое направление развития в этой области является приоритетным для вашей компании?
3) Как развивается линейка вашей продукции в смысле возможностей конвергенции и Unified Communications?

Александр Андриашевич, координатор корпоративных продаж Nortel


1) С моей точки зрения, динамика развития продуктов всех ведущих игроков на рынке офисной телефонии указывает на такие приоритеты развития рынка:

VoIP как технология, задающая тренд;
SIP как основной протокол взаимодействия между станциями разных производителей и между клиентскими устройствами и станциями;
защищённость (шифрование голосового трафика, шифрование сигнализации);
мобильность (привнесение функциональности офисной АТС на традиционные сотовые телефоны, подключённые к традиционным операторам сотовой связи GSM/CDMA);
Unified Communications.

2) Для Nortel VoIP стал стандартом построения телефонных станций уже довольно давно. К приоритетам развития Nortel относятся SIP во всех его проявлениях, постепенный переход к software-based архитектуре и, конечно, Unified Communications.

3) Nortel является одним из идеологов концепции объединённых коммуникаций. Среди продуктов, выпускаемых Nortel, следует отметить Multimedia Communications Server (MCS) 5100 (для корпоративного рынка) и MCS5200 (для рынка поставщиков услуг), реализующие концепцию объединённых коммуникаций.

Продукты выпускаются уже несколько лет и успешно поставляются в том числе и украинским заказчикам.

В 2006 году Nortel и Microsoft заключили стратегический альянс в области объединённых коммуникаций. В настоящее время IP АТС Nortel CS1000 является единственной АТС, официально рекомендуемой Microsoft для интеграции с продуктами Microsoft: Outlook 2007 UM и OCS2007.

Сотрудничество в области Unified Communications компания Nortel развивает также и с IBM. В частности, для среды Lotus Notes доступно внесение функциональности объединённых коммуникаций на базе продукта от Nortel — MCS5100.

Павел Теплов, менеджер по развитию бизнеса Cisco в Украине


 1) Рынок телефонных станций активно мигрирует с традиционных телефонных технологий на технологии IP-телефонии. Следующий этап, на который уже начали переходить некоторые компании в Украине, — это унифицированные коммуникации. Cisco предлагает систему унифицированных коммуникаций Cisco Unified Communications.

2) Приоритетными направлениями в области Unified Communication являются:

видеотелефония и TelePresence (Cisco VT Advantage, Cisco Video Conferencing, Cisco TelePresense Meeting Solution);
совместная мультимедийная работа (семейство продуктов Cisco MeetingPlace и WebEx);

мультимедийные, в том числе видео-, контактные центры (семейство продуктов Cisco Unified Contact Center, Cisco Voice Portal, Cisco IP-IVR).

3) Cisco предлагает на рынке пятиуровневую систему унифицированных коммуникаций, в которой на первом уровне находится сетевая инфраструктура; на втором и третьем — телефонные станции и IP-терминалы всех видов, соответственно; на четвёртом — сервисы унифицированных коммуникаций. И наконец, системы управления.

Евгений Фастовец, руководитель группы поддержки продаж Alcatel-Lucent в Украине


1) В настоящее время в основном наблюдается спрос на модернизацию существующих устаревших телефонных систем и замену их новыми цифровыми или IP-решениями. Выход на украинский рынок крупных иностранных инвесторов отразился на подходах к построению телекоммуникационной инфраструктуры. В частности, сегодня к распространённым требованиям можно отнести объединение офисов по IP, внедрение дополнительных сервисов мобильности и повышение производительности работы сотрудников путём внедрения новых инструментов.

2) Приоритетными можно назвать направления мобильности, как внутриофисной, так и глобальной, а также направление IP-коммуникаций. Новый продукт представляет собой интегрированный сервер бизнес-коммуникаций, предоставляющий единую платформу для связи, мультимедиа, обработки вызовов и управления, несомненно, будет интересен заказчикам, поскольку он отвечает последним тенденциям развития отрасли.

3) Компания Alcatel-Lucent представила новую концепцию — Dynamic Enterprise, которая вкратце заключается в том, чтобы предоставить пользователю доступ к нужному ресурсу в нужное время. Наиболее важными ресурсами компании, хранящими информацию, в большинстве случаев являются сами сотрудники, поэтому задача сводится к обеспечению коммуникаций сотрудников с использованием необходимых инструментов (конференции, видеовызовы, совместная работа с документами и др.). Пакет приложений Unified Communications в последних версиях получил развитие в области взаимодействия по протоколу SIP, а также обрёл новый унифицированный пользовательский интерфейс.