В ходе проведения автома­тизации многие государственные предприятия сталкиваются с проблемами финансирования, низкой подготовкой специалистов, несогласованностью законодательства. Поэтому каждый реализованный проект в этой области даёт неоценимый положительный опыт. В числе компаний, которые успешно провели модернизацию ИТ-инфраструктуры, — коммунальное предприятие «Львовводоканал».


На некотором этапе развития ЛГКП «Львовводоканал» стала очевидной необходимость комплексной автоматизации основных бизнес-процессов предприятия. В рамках проекта «Водоснабжение и канализация г. Львова», который предусматривает замену трубопроводов, реконструкцию водопроводных насосных станций, модернизацию и ремонт оборудования, при поддержке Мирового банка и гранта правительства Швеции было принято решение о создании и внедрении на предприятии комплексной информационной системы (КИС). Системным интегратором — по результатам проведённого тендера — выступила компания «Квазар-Микро». Бюджет проекта составил 11,2 млн. грн.

Предпосылки к внедрению

Штат ЛГКП «Львовводоканал» насчитывает около 2000 человек. Более 120 сотрудников предприятия постоянно работают с финансовой информацией, осуществляют приём абонентов.

Когда специалисты «Квазар-Микро» приступили к работе над проектом, часть бизнес-процессов предприятия (расчёты с потребителями, частично бухгалтер-ский и налоговый учёт, кадровый учёт) уже была автоматизирована с помощью отдельных локальных разработок, выполненных силами отдела компьютерного обеспечения самого предприятия. Остальные же бизнес-процессы не были автоматизированы вовсе (преддоговорная деятельность, складской учёт, управление закупками, корпоративное планирование и бюджетирование, управление эксплуатацией и ремонтом оборудования). В целом эксплуатируемая на предприятии система была работо-способной и выполняла основные необходимые функции, но в ней не были заложены возможности дальнейшего масштабирования, а применение отдельных разрозненных приложений осложняло обмен актуальной информацией между отделами и службами предприятия. Таким образом, по современным меркам система считалась морально устаревшей, не способной выдержать рост объёмов информации и обеспечить руководство предприятия актуальными данными о состоянии дел на ЛГКП в режиме реального времени.

Этапы проекта

Внедрение новой информационной структуры происходило в шесть этапов: определение требований заказчика, их анализ, проектирование в соответствии с собранными требованиями технической архитектуры системы, разработка промышленного экземпляра системы, переход к промышленной эксплуатации и совместная со специалистами «Квазар-Микро» промышленная эксплуатация. Тщательный анализ деятельности предприятия позволил составить чёткий перечень подлежащих автоматизации направлений работы и процессов ЛГКП, а также установить объёмы этой автоматизации, в связи с чем в рамках двухступенчатого тендера было принято решение использовать семь модулей ERP-системы Oracle e-Business Suite. Для автоматизации расчётов с потребителями была выбрана биллинговая система, охватывающая бизнес-процессы от преддоговорной деятельности и получения потребителем технических условий на присоединение — до работы с должниками и претенциозно-исковой работы. ИT-специалисты предприятия избрали стратегию, которая подразумевала автоматизацию наиболее критичных для функционирования предприятия процессов с возможностью дальнейшего расширения уже внедрённой функциональности. Это стало возможным благодаря модульной архитектуре выбранной системы.

Первым шагом в реализации проекта стало построение единой сети передачи данных, было сконфигурировано серверное и активное сетевое оборудование, создана система защиты от вторжений. Чтобы максимально ускорить внедрение системы, все работы велись практически параллельно — в этом заключается одна из уникальных сторон проекта. Одновременно с построением сетевой инфраструктуры проводились наиболее важные фазы проекта: определение и анализ требований предприятия к внедряемой системе.

В итоге на рассмотрение руководству предприятия были представлены варианты оптимизации некоторых процессов. На стадии проектирования системы совместной проектной группой были уточнены основные архитектурные решения, а также принято согласованное решение в ходе разработки промышленного экземпляра системы строго придерживаться норм действующего законодательства Украины в области бухгалтерского и налогового учёта. Параллельно выполнялась выверка и подготовка к загрузке информации из эксплуатирующихся на предприятии систем.

Переход на новую систему включал в себя обучение конечных пользователей на рабочих местах и перенос необходимых, заранее подготовленных данных в новую систему. Таким образом, внедряемая КИС наследовала наиболее важную информацию из находящихся в эксплуатации систем.

При переходе к промышленной эксплуатации были дополнительно детализированы некоторые требования. Естественно, для их реализации потребовалось время. Тем не менее все запросы были учтены и реализованы, хотя внедряемая система уже была к тому времени спроектирована и настроена. Это позволяет говорить о чрезвычайно высоком уровне локализации внедрённых приложений.

Таким образом, впервые в СНГ на коммунальном предприятии в сжатые сроки была внедрена корпоративная информационная система, по аппаратному и программному уровням сравнимая с решениями, работающими во многих банках и других ответственных экономических структурах. Немаловажно, что пользователи в состоянии поддерживать функционирование системы самостоятельно. К настоящему времени заключён договор на сервисное обслуживание.

По словам директора ЛГКП «Львов­водоканал» Мирослава Заплатынского, проект осуществлён полностью успешно и он будет развиваться вместе с предприятием «Львовводоканал».

Биллинговая система

Одним из наиболее важных условий тендера было создание биллинговой системы. «Квазар-Микро» предложила использовать в качестве основы КИС «Водоканал» фирмы Leaves из Санкт-Петербурга, на момент тендера успешно эксплуатирующуюся в  Санкт-Петербурге. Важным аргументом в пользу российской программы стало также использование общей платформы производства Oracle Corp. В то же время, поскольку работа коммунальных компаний имеет всё же много специфических особенностей, группа внедрения организовала для представителей ЛГКП «Львовводоканал» несколько рабочих встреч с их российскими коллегами. В ходе этих встреч специалисты смогли ознакомиться с работой системы в реальных условиях, выслушать мнения специалистов «Водоканала» Санкт-Петербурга о работе КИС, отзывы и рекомендации по внедрению.

Сотрудники «Квазар-Микро» позаботились о том, чтобы в биллинговой системе были учтены особенности работы львовского предприятия, а также требования украинского законодательства. В настоящее время в эксплуатацию запущены две системы — старая и новая, это позволит со временем окончательно убедиться, что перенос данных прошёл успешно и новая система работает без сбоев. Кроме того, это сделает переход на новую систему более плавным.

Функциональность внедрённого биллингового решения намного превосходит возможности старого и в отношении дальнейших разработок. Для будущего его развития нет необходимости приобретать специализированные программ-ные продукты — оно будет развиваться в рамках решения компании Leaves.

Аппаратное обеспечение, защита и резервирование

Вычислительная платформа построена на базе серверов IBM BladeCenter HS20, смонтированных в шасси IBM BladeCenter. Система хранения представляет собой дисковый массив IBM DS4300. Вся архитектура полностью резервируема и основана на базе автозагрузчика ленты IBM LTO Ultrium 2U Tape Autoloader 3581 F38. По мере увеличения объёма хранимой информации можно приобретать дополнительные картриджи.

Единственная возможная проблема, для решения которой в будущем может понадобиться модернизация, — это нехватка ресурсов сервера, используемого в качестве хранилища данных. Запаса возможностей расширения системы должно хватить на два-три года, однако специалисты «Квазар-Микро» не могут точно спрогнозировать рост объёмов данных предприятия, подлежащих хранению, — это будет зависеть от работы самого предприятия, — поэтому прогнозировать и планировать рост бизнеса может только руковод-ство «Львовводоканала».

Защита системы реализована и на аппаратном, и на программном уровне. Этому вопросу уделялось особе внимание, поскольку на центральном сервере функционируют критические для бизнеса приложения. На аппаратном уровне IP-адресное пространство компании скрыто для внешнего мира, что помогает защитить систему от атак извне. На программном уровне защиту обеспечивает антивирусная система разработки «Лаборатории Касперского».

Итоги внедрения

В результате внедрения комплексной ERP-системы на базе Oracle е-Business Suite и биллингового решения компании Leaves автоматизированы практически все основные бизнес-процессы предприятия «Львовводоканал». Вся работа осуществляется в единой информационной среде, каждый сотрудник имеет доступ к единому информационному полю предприятия в соответствии с разработанной системой ролей и полномочий, работает с единой базой данных предприятия. Управленческая деятельность предприятия стала намного более прозрачной. Все бизнес-процессы открыты, унифицированы, выстроены в чёткую последовательность, регламентированы и строго отслеживаются. Взаимодействие между отделами значительно ускорилось, появилась возможность производить контроль исполнительской дисциплины сотрудников предприятия на местах. Эффективное биллинговое решение позволило намного упростить и ускорить обслуживание потребителей, а также свести к минимуму количество ошибок при выставлении счетов.

Специалисты «Квазар-Микро» передали ключевым пользователям организации базовые знания и обучающие программы, которые помогут сотрудникам освоить специфику работы в КИС. Таким образом, после завершения проекта и ухода сотрудников компании-интегратора на предприятии останутся пользователи, которые смогут поддерживать существующую систему. 

Дмитрий Кравченко,директор по продажам

«Подобный комплексный проект реализован в Украине впервые. В нём были задей­ствованы практически все бизнес-отделы компании «Квазар-Микро». И тот уровень интеграции, который сегодня существует, удалось реализовать в рекордно короткий срок — 1,5 года, принимая во внимание невысокий уровень базовой компьютерной подготовки сотрудников предприятия.

При разработке системы учитывалось, что руководство «Львовводоканал» уделяет особое внимание обеспечению стабильной работы созданной инженерной системы, эффективности управления ресурсами предприятия и усовершенствованию технологии взаимодействия с потребителями, в том числе при выставлении счетов и проведении расчётов. Важным инструментом решения этих задач стала новая информационная система предприятия. В целом это хороший пример участия крупных международных организаций в реализации проекта по оптимизации работы коммунальных структур».