Это устройство вызовет у сетевых администраторов немало вопросов
Одно из преимуществ беспроводного стандарта 802.11n состоит в одновременной поддержке частотных диапазонов 2,4 и 5 ГГц. Но вплоть до последнего времени маршрутизаторы на базе пока еще черновой спецификации 802.11n эту возможность не использовали. Инициативу по изменению данной ситуации сегодня возглавила компания Apple: она выпустила устройство AirPort Extreme, оказавшееся первым протестированным eWeek Labs беспроводным маршрутизатором draft 802.11n с поддержкой обоих радиодиапазонов.


Работа в двух диапазонах
Работа в двух диапазонах

Apple AirPort Extreme иллюстрирует ряд преимуществ использования двух спектральных диапазонов, но также ставит много новых вопросов, которые должны задавать себе администраторы беспроводных сетей при оценке этой технологии.

Итак, AirPort Extreme принадлежит к числу первых маршрутизаторов draft 802.11n, совместимых со стандартами 802.11b/g и 802.11a и задействующих сразу обе полосы 2,4 ГГц и 5 ГГц. В последние месяцы на рынке появилось много ноутбуков со встроенной технологией draft 802.11n и поддержкой обеих частот (среди них ThinkPad T60p производства Lenovo Group и Apple MacBook, с которыми мы проводили проверки для этого обзора). Однако большинство производителей беспроводных маршрутизаторов, исходя из ценовых соображений, до сих пор игнорировало полосу 5 ГГц, даже если эту функцию имели беспроводные чипы, являющиеся основой их продуктов.

Кроме AirPort Extreme мы слышали лишь об одном аналогичном двухполосном маршрутизаторе — Wireless-N Nfiniti Dual Band компании Buffalo Technology, который, однако, принадлежит к другой ценовой категории. Кажущийся дороговатым для беспроводного маршрутизатора AirPort Extreme стоит $179, но это куда меньше, чем $299, за которые предлагается устройство Buffalo. В то же время у Nfiniti Dual Band есть существенное преимущество — он поддерживает обе полосы одновременно. AirPort Extreme, напротив, имеет лишь один приемопередатчик, и его владельцу приходится выбирать, какой полосой он будет пользоваться. Администратор AirPort конфигурирует выбранную полосу из консоли, и этот выбор запоминается в ПО устройства. Nfiniti Dual Band мы не проверяли, но официальные лица Buffalo заявляют, что их маршрутизатор обнаруживает одновременно две полосы, обеспечивая параллельную передачу трафика.


AirPort Extreme можно сконфигурировать на работу с полосой 2,4 ГГц либо 5 ГГц, но его единственный радиоузел не позволяет использовать обе полосы одновременно
AirPort Extreme можно сконфигурировать на работу с полосой 2,4 ГГц либо 5 ГГц, но его единственный радиоузел не позволяет использовать обе полосы одновременно
Несмотря на этот минус AirPort Extreme, мы приветствует решение Apple поддерживать полосу 5 ГГц. При проверке AirPort Extreme мы убедились, что в верхней полосе устройство работает в целом намного стабильнее, в немалой степени благодаря более низкому уровню интерференции по сравнению с весьма перегруженным частотным диапазоном 2,4 ГГц. Мы также увидели, что полоса 5 ГГц ускоряет двунаправленную передачу. Наш тест с MacBook показал в этом случае на близких дистанциях производительность в 107 Мбит/с, тогда как в полосе 2,4 ГГц мы имели в аналогичных условиях только 90,5 Мбит/с. На тех же близких расстояниях наш клиент Lenovo в полосе 2,4 ГГц тоже работал на 22% медленнее, чем в 5 ГГц.

Следуя инструкциям последней черновой редакции стандарта 802.11n Task Group, Apple отказалась в полосе 2,4 ГГц от объединения каналов, чтобы уменьшить вероятность интерференции с более старыми беспроводными сетями. Поэтому клиенты 802.11n, работающие на 2,4 ГГц, могут использовать только каналы в 20 МГц, тогда как клиентам, настроенным на 5 ГГц, доступна полная ширина полосы в 40 МГц. Это отражается на реальном функционировании приложений. Как показали тесты, в режиме 5 ГГц каждый клиент мог получать и отправлять данные с канальной скоростью 300 Мбит/с, а в режиме 2,4 ГГц скорость соединения составляла максимум 144 Мбит/с.

В случае больших расстояний наши тесты производительности показали менее согласованные результаты. На дистанции в 26м производительность клиента Lenovo в полосе 5 ГГц упала на 32%, а в полосе 2,4 ГГц только на 19%, тогда как аналогичные потери MacBook в полосе 5 ГГц составили 7%, а при использовании 2,4 ГГц — 28%.

Обращает внимание, что хотя обе клиентские системы использовали чипсеты XSpan фирмы Atheros Communications (ее же технология draft 802.11n используется и в самом маршрутизаторе AirPort Extreme), они у нас показали существенно разную производительность. Это говорит о том, что при нынешней ситуации с пока еще черновым стандартом хорошее взаимодействие оборудования — даже в рамках одного семейства чипсетов — все еще не достигнуто.

Но несмотря на разницу в производительности клиентов, общий уровень совместимости в целом нам понравился. В своих прошлогодних тестах взаимодействия аппаратуры мы обратили внимание на крайне неровную совместную работу почти во всех парах проверявшихся клиентов и маршрутизаторов. Последние тесты демонстрируют обратное — ровные и согласованные результаты в различных прогонах с одной и той же парой устройств.

Напутствие покупателям

Мы, безусловно, рады, что Apple позаботилась о поддержке двухполосных возможностей стандарта 802.11n, однако ее маркетинговые материалы указывают на необходимость осторожно оценивать продукты с новой технологией. В наших первых разговорах об AirPort Extreme представители Apple заявляли, что новое оборудование может пятикратно повысить скорости и удвоить радиус передачи данных по сравнению с прежним поколением продуктов Apple на базе 802.11g. Однако доскональное обсуждение показало, что данные о пропускной способности относились к полосе 5 ГГц, а тесты на дальнодействие проводились для полосы 2,4 ГГц.

Так как в ближайшие пару лет компании и домашние пользователи начнут более пристально интересоваться аппаратурой 802.11n, советуем покупателям судить о рекламных характеристиках продуктов на примере их поведения в реальной сети. Эти продукты используют новую технологию MIMO (multiple input/multiple output), и поэтому администраторам также надо быть в курсе всех опций работы антенн. Большинство известных нам устройств имеют по три антенны, однако покупателям надо проверять, все ли они служат для передачи и приема (вариант 3х3) или при трех принимающих антеннах передают только две (2х3).

AirPort Extreme изнутри

Внешне простой и элегантный AirPort Extreme имеет белоснежный корпус длиной и шириной 16,5см и толщиной всего 3,3см. Все антенны встроены внутри устройства — по одной с боков лицевой панели и третья в правом заднем углу. По нашим оценкам, устройство имеет наилучшую производительность, если нацелить правый передний угол в направлении точки измерений, но в целом расположение антенн обеспечивает хорошее покрытие во всех направлениях.

AirPort Extreme включает трехпортовый 10/100 коммутатор и четвертый порт для подключения к глобальной сети. У него также есть USB-порт, через который мы могли подключать сетевой принтер или USB-устройство памяти.

Мы сконфигурировали AirPort Extreme при помощи ПО AirPort Utility 5.0, которое можно инсталлировать в системах с ОС Microsoft Windows или Apple Mac OS X.Переработанная утилита AirPort Utility, по нашему мнению, стала значительно лучше, чем в прошлых версиях, и обеспечивает более эффективное взаимодействие с физическим устройством в плане регистрации событий и простоты настройки. Вместе с тем новая версия ПО поддерживает и более старую беспроводную аппаратуру Apple.

В AirPort Utility имеется мастер для легкой и быстрой настройки рабочих функций AirPort Extreme, но с точки зрения гибкости, по нашему мнению, гораздо эффективнее ручной режим. В нем мы могли задавать используемую полосу и опцию поддержки унаследованных беспроводных клиентов, а также выбирать из многих функций беспроводной безопасности. Поддерживаются протоколы WPA (Wi-Fi Protected Access) и WPA2, причем оба в вариантах PSK (Pre-Shared Key) и Enterprise, а также технология WEP (Wireless Equivalent Privacy).

Встроенный USB-порт позволяет превратить AirPort Extreme в устройство NAS-памяти, однако эта функция требует доработки — во всяком случае для Windows-клиентов. Подключаемый к сети накопитель памяти можно форматировать в файловых системах Mac OS X File System или FAT32. Mac-клиенты могли видеть все диски, которые мы подключали к AirPort Extreme, но Windows-клиенты видели только диски, отформатированные в FAT32 на Mac-системе. Если устройство форматировалось на рабочей станции Windows XP, то AirPort Extreme не обнаруживал том. (Поскольку мы использовали в тестах только флэш-память USB, а не внешние жесткие диски, в Apple сейчас исследуют, нет ли различий во взаимодействии AirPort Extreme с этими двумя видами подключаемых устройств.)
AirPort Extreme выявляет присоединенный том посредством протоколов AFP (Apple Filing Protocol) и SMB (Server Message Block), но для обнаружения памяти куда проще инсталлировать AirPort Disk Agent под Windows XP или Mac OS X.Этот агент использует для обнаружения и представления элементов сети протокол Apple Bonjour, благодаря которому подключенный через AirPort Extreme диск мгновенно отобразился в нашем Disk Agent. Для дальнейшего доступа к диску достаточно только ввести пароль.

Однако протокол Bonjour использует трафик широковещания, который плохо воспринимается многими беспроводными клиентами. Например, наш клиент Lenovo так и не сумел обнаружить через Bonjour том AirPort Extreme и даже не позволил управлять AirPort Extreme через AirPort Utility, поскольку система Lenovo не смогла обнаружить сам маршрутизатор.