И готовы ли компании к реализации этой смелой концепции?
Нехватка конкретных решений и практически реализованных проектов, подкрепляемая ореолом технологического мистицизма, заставляет экспертов рынка говорить о любой, пусть даже самой перспективной концепции как о несбывшихся ожиданиях. Яркий и достаточно свежий тому пример — Web2.0 (см. PCWeek/UE №22/2007, стр.8). Некоторое время назад компания Cisco Systems начала активно пропагандировать концепцию сервис-ориентированной архитектуры сетей (Service-Oriented Network Architecture — SONA) как философию создания корпоративных сетей ближайшего будущего, в которых будут пересмотрены сами основы алгоритмов принятия бизнес-решений.


Владимир Орлов: «Ничего страшного в
Владимир Орлов: «Ничего страшного в


Однако и по сей день руководители компаний в большей степени озабочены не философией будущего, а более приземлёнными и насущными вопросами из области безопасности, надёжности и функционального оснащения сегодняшнего сетевого оборудования. Выяснить, какие реальные бизнес-преимущества могла бы дать реализация SONA, редакция PCWeek/UE попыталась в беседе с Владимиром Орловым, заместителем директора представительства Cisco Systems в Украине по работе с крупными предприятиями.

PCWeek/UE: Примерно год назад представители компании Cisco на всех центральных мероприятиях особое внимание уделяли архитектуре SONA, называя её предтечей кардинальных изменений в корпоративных сетях будущего. Эволюционировала ли концепция SONA за последний год? В каких продуктах или технологиях она нашла практическое отображение?

Владимир Орлов: Первое описание концепции SONA, получившее распространение на рынке, гласило, что SONA — это продукт. В действительности это не продукт, а  концепция, которая, в свою очередь, неразрывно взаимодействует с более широкой архитектурой SOA. К примеру, если рассматривать бизнес-архитектуру любой компании, можно выделить сходные составляющие, такие как приложения, middleware, ИТ-инфраструктура и т.п. Если SOA реализует собой сервисную архитектуру, то SONA делает реализацию SOA возможной. Как бы ни пытались построить SOA другие вендоры, без применения идей SONA это невозможно. Поэтому говорить, что компания Cisco представила свое видение архитектуры SOA под названием SONA, абсолютно неверно. Эти две архитектуры лежат в разных плоскостях, не дублируя, а поддерживая друг друга.

Приведу пример, иллюстрирующий преимущества SONA на практике. Одна из основных проблем в работе банковских механизмов — заставить «общаться» между собой отдельные бизнес-приложения (операционный день, базу данных, CRM-систему и др.). Это требует значительных усилий со стороны компаний, причём не всегда эти усилия прикладываются эффективно. Это объясняет, в частности, высокую востребованность middleware в банковской среде и большие штаты банковских программистов, которые пытаются собственноручно связать необходимые звенья взаимодействия. Эту проблему пытается решить и целый ряд крупных производителей. Пока безуспешно — на мой взгляд, из-за конкуренции между собой.

Поскольку продукция Cisco используется в 60–70% корпоративных сетей во всём мире, мы можем взять на себя объединяющую функцию. Наша реализация инициативы SONA заключается в том, что наше оборудование перенимает часть функциональности бизнес-приложений. Мы не являемся конкурентами производителей бизнес-приложений, поэтому можем заключать стратегические альянсы и договорённости в рамках этой инициативы.

По сути, любой бизнес в своей основе подразумевает удовлетворение потребностей клиента, реализацию его бизнес-задач и стратегий. С этой точки зрения инициатива SONA возымела позитивный эффект — мы выступили в роли независимого посредника, на решениях которого основана большая часть сетевой инфраструктуры в мире и который способен реализовать интеллектуальное взаимодействие на уровне инфраструктуры, объединить конкурирующие бизнес-приложения.

Кроме того, многие корпоративные заказчики ошибочно полагают, что SONA — это нечто, что нужно строить с нуля, инвестируя значительные средства. А на самом деле концепция SONA уже воплощена в сегодняшних решениях. Почему, например, мы всегда утверждаем, что Cisco пропагандирует долгосрочную стратегию развития? Для нас SONA — это 3–5-летняя стратегия, по которой мы работаем с заказчиком. Если у компании сегодня реализована телефония и функции безопасности на базе оборудования Cisco — это уже SONA. Сегодня базовые сервисы мигрируют в сеть. Голос, SSL и VPN — эти сервисы уже сегодня работают на наших маршрутизаторах, и это уже SONA.

Эту идею мы пытаемся донести до участников рынка уже полтора года, но разработку начали намного раньше — когда выпустили Integrated Service Router и отказались от термина «маршрутизатор». Это была первая практическая реализация того, что сегодня называется SONA. Уже в том продукте была заложена основная идея: мы создали интеллектуальное устройство, которое позволяет интегрировать в себе сервисы.

PCWeek/UE: Однако тенденция к агрегации сервисов и перемещению их на уровень инфраструктуры прослеживалась на рынке и до начала активного распространения SONA. Как в этом плане Cisco видит дальнейшую стратегию развития этой архитектуры?

В. О.: Конечно, легче всего сейчас говорить о сервисах, которые связаны непосредственно с инфраструктурой. Сервисы, которые мигрировали за последний год (антиспам, античерви), сейчас уже реализованы на уровне инфраструктуры и работают на нашем оборудовании.

Что предпринимает компания Cisco для дальнейшего развития? В боль­шинстве случаев действует стратегия приобретения узкопрофильных компаний, уже создавших успешные решения на стыке сервисов и инфраструктуры. В последнее время Cisco приобрела около 15 компаний, решения которых можно объединить в рамках инициативы SONA.

PCWeek/UE: Как концепция SONA выглядит на практике сегодня в мире и в Украине?

В. О.: В настоящее время концепция SONA в исходном замысле — как реализация некого middleware для бизнес-приложений — в Украине в полной мере пока не реализована. Однако уже получила распространение application-oriented network (AON), которая является частью концепции SONA. Эта разработка относится к области аппаратного обеспечения. AON представляет собой сетевой модуль, который вставляется в маршрутизатор. Это маленький ПК, реализующий обработку сервисов, перешедших с уровня программных приложений на уровень инфраструктуры. Возможно, такая техническая реализация AON и послужила причиной заблуждения, что SONA — это нечто аппаратное, поскольку в нашей идее интеграции бизнеса и ИТ-инфраструктуры интеллект в большей степени заложен именно в этом модуле. Благодаря такой миграции сервисов, решения теперь принимаются на другом уровне за счёт того, что ИТ-инфраструктура получила интеллект, который оперирует не абстрактными нулями и единицами, а значимой бизнес-информацией.

Рассмотрим гипотетический банк с филиальной структурой и предположим, что один из филиалов должен выдать кредит. От суммы кредита зависит приоритет в обработке. Поэтому можно было бы задать некий порог принятия решения локальным офисом, например 5 тыс. долл., а все платежи свыше заданной суммы обрабатывать через центральный филиал. Концепция SONA наделяет маршрутизатор интеллектом, благодаря чему он оперирует уже не сухой технической информацией из заголовков IP-пакетов, а декодирует платёжку, анализирует суммы и самостоятельно принимает решение об отправке этой платёжки по тому или иному адресу. Это наиболее яркий пример перетекания сервисов на уровень инфраструктуры и реализации сущности всей концепции SONA в действии.

PCWeek/UE: Насколько, по вашему мнению, руководители компаний сегодня готовы отдавать принятие таких важных решений инфраструктуре? И насколько сама техника «созрела» для принятия таких решений?

В. О.: Ничего страшного в том, что решения будет принимать «машина», нет. Ведь уже достаточно давно принятие решений иного уровня было отдано CRM- и ERP-системам. ИТ-департамент — вот слабое место. Здесь играет роль человеческий фактор, а ИТ-директора далеко не всегда понимают цели бизнеса. Они любят «железо», могут создать и предоставить услугу. Но зачем это делается? Не многие из директоров знают, какая таким образом решается бизнес-задача.

Допустим, необходимо обслужить не менее 80% звонков и повысить уровень удовлетворённости обслуживанием либо сократить время обслуживания одного клиента, чтобы не потерять его, — вот за этим стоит бизнес-задача. А интеллект уже давно отдан инфраструктуре. Мы не успели даже с точки зрения рыночных задач проследить, когда именно этот интеллект был отдан.

Однако мы не собираемся утверждать, что интеллект будет полностью отдан, например, маршрутизатору — только тот сервис, который нужен банку. При этом сервисы будут перемещены на уровень инфраструктуры человеком, который посчитает нужным его туда переместить. Пример — голосовой сервис: он уже давно обрабатывается на маршрутизаторе, причём обрабатывается надёжно, с необходимым резервированием, и такая схема применяется уже во множестве компаний. Мы сами приняли решение и сами отдали интеллект инфраструктуре.

PCWeek/UE: Отсутствие налаженного диалога между ИТ и бизнесом сегодня можно считать одной из основных проблем роста. С позиции вендора, как должна выглядеть гипотетическая идеальная компания и каким образом концепция SONA воплотилась бы в ИТ-инфраструктуре этой компании?

В. О.: В последнее время менталитет украинского рынка начал меняться, наметился переход к более развитой модели коммуникаций между ИТ и бизнесом. Об этом говорят и объёмы западных инвестиций в Украину. В этом свете концепция SONА — это идея, трансформирующая мышление самих организаций. За SONА стоят просчитанные бизнес-показатели, это стратегия на 3–5 лет вперед, и рынок принимает эту идею.

Как правило, все компании проводят бизнес-планирование, имеют маркетинговую и ИТ-стратегию, но очень немногие задумываются о своей миссии. SONА помогает ответить на вопрос, в какой точке развития вендор и заказчик окажутся через 3–5 лет. Благодаря реализации SONA компания Cisco может соответствовать стратегии развития компании-заказчика, помочь решить её стратегические цели, адекватно оценить ситуацию. Бывало, что наши заказчики делились с нами своими стратегиями, и мы давали экспертную оценку. Сегодня уже никто не воспринимает Cisco как «производителя коробок», потому что наши рекомендации на 3–5-летнюю перспективу могут затронуть и изменить бизнес-стратегию компании. Таким образом, принцип «Follow the customer needs» уже утратил свою актуальность.

Возвращаясь к вопросу об идеальной среде: это такая среда, при которой все в компании знают, что делает компания. ИТ, бизнес, маркетинг и другие отделы вместе решают единую задачу. Пока что в Украине это нигде на практике не реализовано, но, по моему мнению, миссия компании — это именно то, что может её объединить. У всех составляющих бизнеса должна быть единая цель и стратегия.

PCWeek/UE: Можно ли обозначить прогресс в реализации SONА в Украине в наше время?

В. О.: Ситуация выглядит весьма обнадёживающе. Даже средние банки, не говоря уже о крупных, согласны с нашими идеями, стремятся узнать, в какую точку развития они попадут через несколько лет, и сознательно или бессознательно являются частью этого процесса. Радует то, что руководители понимают бизнес-преимущества реализации SONА.

SONА — это философия, частью которой является заказчик. Эта концепция всем нравится, потому что она решает наиболее актуальные для всех проблемы.

PCWeek/UE: На компании какого рода деятельности и какого масштаба рассчитана концепция SONA?

В. О.: SONА — это видение сети будущего только для enterprise-сегмента. У сервис-провайдеров, скажем, совсем другие задачи: они должны быть готовы предоставить сервисы, которые только будут изобретены через несколько лет. Для них разработана концепция NGN (Next Generation Network).

Концепция SONA предназначается для enterprise-сетей в основном потому, что в этом сегменте она решает одну из самых наболевших проблем — интеграцию сервисов и приложений. Изнутри инфраструктура любого масштаба базируется на сервисах. Для сетей в компаниях SMB и SOHO разрабатываются отдельные сервис-ориентированные стратегии развития. Но мы не можем предложить компаниям сегмента SMB стратегию SONA, поскольку тут она, возможно, даже не будет востребована: масштабы не те.

PCWeek/UE: Является ли моновендорность обязательным условием для практической реализации идей SONA?

В. О.: Нет. Даже если речь идёт о голосовых решениях и маршрутизаторах, «голос» не обязательно должен обрабатываться на маршрутизаторе. Возьмите решение другого производителя — мы подключим и объединим его в общую голосовую сеть.

Это же справедливо в отношении сервисов, которые инфраструктура перенимает у ERP-приложений. Мы заключили с разработчиками ERP-систем стратегический альянс, а для бизнес-руководителей мы предлагаем курс-презентацию SONА Workshop, который разъясняет преимущества этой концепции на языке бизнес-аргументов. В диалоге вендора и руководителей бизнеса рождает­ся та самая трёх-пятилетняя стратегия развития.