В корпоративной среде становятся популярными все более разнообразные средства связи. Привычную телефонию и электронную почту дополняют программы обмена электронными сообщениями (IM), голосовой и видео связи через интернет и даже блоги на сайтах. Общение в столь неструктурированной коммуникационной среде зачастую оказывается неэффективным, отнимает слишком много рабочего времени и приводит к убыткам компаний.



В прошлом году сразу несколько ведущих игроков в сфере телекоммуникаций, в том числе корпорация Microsoft, предложили концепции Unified Communications, которые предусматривают унификацию средств связи и повышение их эффективности. О разработках и стратегиях развития этого направления PCWeek/UE рассказывает Зиг Серафин (Zig Serafin) генеральный директор подразделения Microsoft Unified Communications Group.

PCWeek/UE: Чем вызвано внимание Microsoft к развитию направления Unified Communications? В чем состоят отличия Microsoft Office Communications Server 2007 от разработок других компаний?

Зиг Серафин: Корпорация Microsoft создала департамент Unified Communications путем слияния нескольких отделов. В январе 2006 мы представили концепцию Unified Communications, а в марте, следом за нами, Cisco объявила о собственном варианте разработок. Затем ее примеру последовали и другие компании.

Возможно, термин Unified Commu­nications используется сегодня излишне часто: многие компании-разработчики пытаются использовать эту концепцию для продвижения своих коммуникационных продуктов и решений. Например, в одном из интервью представителям нескольких крупных телекоммуникационных компаний задали вопрос о перспективах развития офисных АТС. Все они сошлись во мнении, что это устаревший продукт, а будущее — за Unified Communications. Хотя, по сути, они просто изменили название.

Ключевое преимущество подхода Microsoft состоит в том, что мы разработали принципиально новую технологию. С Unified Communications компания получает не просто набор служб, а единую платформу для интернет-телефонии, видеоконференций, службы мгновенных сообщений и других сервисов. Мы объединили все доступные виды общения в полностью интегрированный программный продукт.

Опыт Microsoft в области разработок программного обеспечения предоставил компании ощутимое преимущество перед разработчиками, которые специализируются в сфере сетевых технологий. Они идут по пути передачи VoIP поверх частных IP-сетей. Мы считаем этот вертикально-ориентированный подход неэффективным.

Сегодня можно утверждать, что пока ни одна компания не может представить полноценное решение Unified Communications в виде единого комплексного продукта, объединяющего существующие средства общения. Большинство компаний, продвигающих инициативы в рамках Unified Communications, строят свои системы на базе АТС, систем для видео-конференций и других разрозненных сервисов, основанных на совершенно разных технологиях и объединенных с помощью некоего программного решения. Такой подход влечет за собой необходимость в покупке дополнительного аппаратного обеспечения и требует обучения персонала ИТ-подразделений тонкостям сопровождения телефонных станций.

Система, разработанная Microsoft, основана только на программном обеспечении и, в отличие от разработок других компаний, может функционировать в любых сетях. Для внедрения нашей системы нет необходимости инвестировать в дополнительное оборудование или ПО. Наш продукт построен на основании технологий, которые уже знакомы и понятны корпоративным пользователям. Все необходимые для связи сервисы реализованы в Microsoft Exchange Server, их нужно просто активировать.

PCWeek/UE: В чем заключаются основные бизнес-преимущества представленного вами продукта? Каким образом он позволяет уменьшать эксплуатационные расходы?

З. С.: Во-первых, выбирая решение Microsoft, компания экономит, по нашим оценкам, до 40% средств на покупку телекоммуникационных систем и их внедрение. Для компании с тысячей сотрудников интегрированная голосовая почта, основанная на АТС, обойдется в несколько сотен тысяч долларов. Стоимость нашей разработки, предоставляющей те же сервисы для того же количества пользователей, снижается до десятков тысяч долларов.

Во-вторых, уменьшается совокупная стоимость владения. Долгое время в Microsoft для корпоративных коммуникаций также использовались традиционные АТС. Мы на своем опыте знаем, что в составе каждого подразделения должен был состоять администратор для оказания поддержки пользователям. Например, когда новый сотрудник поступал на работу, необходимо было добавить его в каждую из систем отдельно. На внесение информации о новом сотруднике Microsoft тратила около 600 долларов и еще около 180 долларов в год в расчете на одного сотрудника для поддержки работы системы. По сравнению с аппаратными системами администрирование Microsoft Office Communications Server 2007 гораздо проще и дешевле. При этом учетная информация пользователя находится в Active Directory.

В-третьих, использование Microsoft Office Communications Server 2007 помогает компании повысить эффективность работы сотрудников. По результатам исследований, проведенных Microsoft, с помощью нашей системы каждый сотрудник экономит до 40 минут в неделю на телефонных звонках и работе с электронной почтой. Для крупных компаний с большим количеством сотрудников это дает значительное финансовое преимущество.

Пятьдесят компаний, которые внедрили нашу систему, уже добились возврата инвестиций около 540%. Это означает, что компания получит в пять раз больше прибыли, чем вложила изначально.

Помимо экономической эффективности, наше решение включает ряд технологических инноваций, которые повышают качество связи и предоставляют пользователям дополнительные возможности. В частности, специалисты Microsoft разработали специальный звуковой кодeк, который отфильтровывает шумы при конференц-связи. Работники могут передавать, изменять и отправлять файлы собеседнику, не прерывая разговора. Добавлена возможность ответа на письмо с помощью телефонного звонка, отображение тем входящих звонков и другие удобные функции.

PCWeek/UE: С какими компаниями Microsoft вступает в конкуренцию в сфере Unified Communications?

З. С.: Наш основной конкурент — Cisco. Впрочем, конкуренция не мешает обеспечивать взаимную совместимость. Системы Cisco получили официальные сертификаты совместимости с нашей платформой.

Еще одним сильным игроком в области Unified Communications является IBM.

PCWeek/UE: Существуют ли ограничения или особенности работы Microsoft Office Communications Server 2007 на разных аппаратных платформах?

З. С.: Нет, наше решение не предъявляет какие-либо специфические требования. Заказчики могут продолжать использовать уже существующие серверы, ведь мы предоставляем только программный продукт. Клиентское ПО может функционировать на любом современном компьютере или ноутбуке.

PCWeek/UE: На какие компании ориентирован Microsoft Office Communications Server 2007?

З. С.: На все компании, которые достигли уровня развития, при котором оправдана установка Microsoft Active Directory. Более 120 миллионов пользователей во всем мире работают с Microsoft Exchange Server. К 2010 году мы ожидаем, что число абонентов IP-телефонии, использующих нашу разработку, достигнет 120 миллионов. Это произойдет благодаря тому, что интеграция сервисов IP-телефонии в Microsoft Exchange Server не представляет технических сложностей.


Microsoft Round Table
Microsoft Round Table

Мы считаем, что Microsoft Office Communications Server 2007 будет эффективен в компаниях, штат которых составляет 50 и больше сотрудников. Среди наших заказчиков есть компании, количество работников которых достигает сотен тысяч. Однако и более мелкие фирмы, которые планируют активное развитие, также внедряют наше решение. Решения на базе Microsoft Unified Communications востребованы и теми компаниями, сотрудники которых проводят много времени в командировках и испытывают необходимость постоянно находиться на связи.

PCWeek/UE: Каким образом Microsoft планирует развивать платформу Office Communications Server?

З. С.: В ближайшей перспективе мы планируем запустить программу сертификации аппаратных решений, что позволит обеспечить наилучшую совместимость систем сторонних разработчиков с нашим продуктом. Мы будем продолжать работу над дальнейшим улучшением интеграции продукта с другим программным обеспечением, со временем появится поддержка новых коммуникационных сервисов. Мы стремимся обеспечить не только эффективное внедрение и администрирование Office Communications Server 2007, но и удобную работу с продуктом для рядовых пользователей.

Пакет решений Microsoft Unified Communications

Microsoft Office Communications Server 2007 — объединяет в себе IP-телефонию, корпоративные клиенты для обмена электронными сообщениями и средства для проведения веб-конференций.

Microsoft Exchange Server 2007 — помимо традиционных возможностей (доступа к почте, голосовым сообщениям, календарю и контактам), реализованы дополнительные возможности для защиты данных.

Microsoft Exchange Hosted Services — четыре настраиваемых сервиса для фильтрации и кодирования важных сообщений, распространяемых по почте либо IM-клиентам.

Microsoft Office Live Meeting 2007 — интерактивное пространство для проведения конференций на основе потокового звука и видео; с реализованы функции коллаборации в режиме реального времени и обмена файлами.

Microsoft Round Table — устройство для интерактивных конференций на основе уникальной веб-камеры с углом обзора 360 градусов, благодаря которой транслируется панорамный в ид всех участников круглого стола.

Основы концепции Unified Communications также нашли свое отражение в продуктах Communicator 2007 и Outlook 2007.