Особенности развертывания ИТ-средств в территориально распределенных организациях зависят от масштаба их бизнеса и требований к его эффективности. Компании, которые ведут бизнес в разных регионах, можно условно разделить на три категории. К первой относятся те, чья структура предполагает четко обозначенный центр управления и однотипные удаленные филиалы, — примером может служить розничная сеть банка. Представители второй категории также имеют единый центр, однако их региональные отделения более самостоятельны.
В качестве примера можно привести некоторые сети розничной торговли и дистрибуторские организации. И, наконец, третья категория — холдинги, объединяющие компании разных размеров и специализации.
Стратегия развития территориально распределенных компаний разная и зависит от сектора экономики. Если банковские и торговые сети практикуют территориальную экспансию, а холдинги консолидируют управление дочерними компаниями, то перед государственными структурами стоит задача упорядочить внутренние процессы и повысить оперативность работы удаленных подразделений.
Приступая к проектированию ИТ-инфраструктуры для распределенной компании, интегратор предварительно изучает информационную модель ее бизнеса. Его задача на этом этапе — формализовать структуру организации, бизнес-процессы и логику их взаимосвязи, разобраться, какие ИТ-ресурсы задействованы в подразделениях, что происходит на разных уровнях управления и т.п. Корректное сопоставление территориальной и логической структур компании помогает интегратору разработать приемлемое и жизнеспособное решение.
Требования к распределенной
ИТ-инфраструктуре
Существуют как общие, так и специальные требования к ИТ-инфраструктуре компаний, о которых мы ведем речь. К общим можно отнести необходимость удаленного доступа к приложениям и базам данных, требования к емкости и защищенности каналов связи, объемам и способам организации хранилищ, инструментам администрирования и репликации, сохранности и безопасности информации и т.д. Важное место в этом ряду занимает сумма первоначальных инвестиций, необходимых для развертывания, а также стоимость и порядок обслуживания системы на этапе эксплуатации.
Специальные требования продиктованы необходимостью объединить в общую инфраструктуру множество площадок обработки, хранения и доступа к данным. Особенности применения ИТ-продуктов в распределенных системах наиболее ярко выражены в области телекоммуникаций, где предъявляются повышенные требования ко всем компонентам инфраструктуры. Вопросам организации каналов связи и специфики передачи данных можно посвятить отдельный материал, мы же остановимся на критериях выбора серверного решения.
Критерии выбора серверного решения
Для внедрения серверных решений следует определить объем вычислений, необходимый в головном офисе и в филиалах, а затем, исходя из полученных оценок, сформулировать требования к центральным и удаленным серверам. Кроме того, решение о внедрении должно быть эффективным, экономичным, управляемым и обеспечивать безопасность бизнеса.
Проектируя серверное решение для распределенной структуры, следует учитывать такие обстоятельства: местонахождение центра управления вычислениями; необходимость консолидации критически важной информации в ЦОД; потребность филиалов в работе с данными в режиме реального времени.
В компаниях с территориально разнесенными подразделениями серверы и хранилища данных не обязательно должны быть физически «привязаны» к удаленным объектам. Вычисления, архивирование и хранение информации, а также управление этими процессами могут осуществляться в едином центре. При этом возможно размещение серверов приложений для пользователей региона и других вспомогательных серверов на местах.
Такая архитектура характерна для ИТ-систем финансовых учреждений с развитой сетью филиалов. Например, предъявляя высокие требования к непрерывности бизнеса, передовые банковские учреждения создают относительно новую для украинского рынка ИТ-структуру, которая состоит из двух территориально разнесенных ЦОД. Они дублируют работу друг друга, обеспечивая резервирование критически важных данных и вычислений, что гарантирует непрерывность бизнес-процессов банка. Однако из-за высокой стоимости такие решения в настоящее время могут внедрить только крупные банки. Тем не менее, НБУ все настойчивее требует создавать распределенные ЦОД, угрожая применить ограничительные санкции к тем, кто с этой задачей не справится. Поэтому в ближайшей перспективе территориально распределенные ЦОД могут стать стандартом в банковском секторе.
В территориально распределенных ЦОД применяются технологии удаленного зеркалирования, кластерные системы и серверные фермы. Для наиболее ресурсоемких вычислений используются архитектуры RISC и EPIC, а для обслуживания корпоративных служб веб, почты, домена и серверов приложений целесообразно прибегнуть к помощи blade-серверов, которые оптимально решают инфраструктурные задачи. Такое оборудование устанавливают крупные компании практически всех отраслей. Для организации сетей хранения данных ведущие разработчики предлагают аппаратные и программные продукты, позволяющие обеспечить необходимый уровень отказоустойчивости.
Снижение рисков и затрат
Одним из распространенных критериев принятия решений является минимизация затрат на развертывание и сопровождение ИТ-сервисов в удаленных подразделениях. Обеспечение отказоустойчивости на всех уровнях оказывается неоправданно дорогим. Удачным примером снижения затрат и повышения надежности может служить технология Server Based Computing (SBC, вычисления на базе серверов), которая предполагает использование тонких клиентов в качестве рабочих мест сотрудников. Такая структура позволяет сосредоточить в центре вычисления, аналитические средства, хранение и резервирование данных, инструменты отказоустойчивости и др., передавая в филиалы лишь результаты вычислений. Применимость этой модели подтверждает мировая практика: по данным IDC и Forrester Research, ежегодный прирост решений на базе Server Based Computing с 2004 по 2007 годы составляет около 12%. Концепция SBC находит отклик и в Украине: в частности, проект на ее основе был успешно реализован в «Первом Украинском Международном Банке».
Масштабирование
Для развивающихся организаций особенно важными являются возможности расширения ИТ-инфраструктуры. Применительно к серверным решениям это означает, что вычислительные возможности центральных узлов следует изначально проектировать с учетом потенциального роста потребностей в вычислениях. Такие системы должны допускать дальнейшее увеличение мощности в соответствии с развитием бизнеса и структуры организации.
Для филиалов временная нехватка серверных ресурсов редко является критичной. Там дефицит производительности можно устранить путем замены центрального сервера более мощным, при этом прежнее оборудование будет применяться в другом растущем филиале.
Однако при проектировании центрального вычислительного узла вопрос масштабирования приобретает принципиальную важность. Дефицит ресурсов основного сервера банка чреват не только снижением эффективности работы учреждения, но и нарушением протоколов НБУ в случае задержки предоставления банковской отчетности, что может привести к жестким штрафным санкциям. Поэтому при проектировании серверных решений одной из задач интегратора является разработка предложений с учетом будущих потребностей заказчика.
Мониторинг и управление
Быстрое расширение и усложнение ИТ-структур увеличивает прямые и скрытые затраты на обслуживание. Поэтому все более насущной становится организация системы централизованного мониторинга и управления ИТ-сервисами. В настоящий момент необходимость внедрения таких средств очевидна для крупных финансовых структур, имеющих значительное количество филиалов, большой парк серверного оборудования и программного обеспечения. Однако рост и усложнение корпоративных систем во всех отраслях заставляют обратить внимание на инструменты централизованного управления инфраструктурой и компании среднего звена – от государственных учреждений до розничных сетей. Подобные продукты предлагают многие разработчики. Наиболее развитые возможности реализованы в решениях IBM Tivoli, HP OpenView, а также в продуктах Microsoft.
Поддержка жизнеобеспечения
Финансовые организации, как правило, обслуживают ИТ-системы собственными силами. Несмотря на то что сопровождение сложных решений стоит дорого, жесткий контроль ИТ-систем является для банков задачей принципиальной. Крупные компании из других отраслей, где информационные технологии играют менее важную роль, рассматривают возможность передачи функций сопровождения ИТ-систем в аутсорсинг системным интеграторам. Такое сотрудничество оказывается взаимовыгодным: специализированные компании способны обеспечить квалифицированную техническую поддержку и администрирование, развертывание и сопровождение системы в филиалах. Этот вариант может заинтересовать розничные сети, государственные учреждения и другие организации с распределенной структурой, не имеющие выраженной централизации.
Для торговых компаний характерно наличие центра вычислений, который ведет учет продаж, отслеживает состояние складов и движение товаров, анализирует внутренние и внешние процессы и т.п. При этом филиалы сохраняют относительную самостоятельность, имеют собственные серверы баз данных и приложений. Подобная структура отличается меньшей степенью централизации, однако требует значительных ресурсов для поддержки жизнеобеспечения. Задача осложняется еще и тем, что наиболее компетентные ИТ-специалисты обычно работают в центральном офисе и не всегда могут лично выехать в регионы для настройки и сопровождения систем.
При проектировании и развертывании ИТ-инфраструктуры для такой организации интегратор должен предусмотреть и предложить заказчику возможность сокращения затрат на обслуживание системы. Для этого интегратор выясняет, какие ИТ-услуги необходимы заказчику и каковы требования к их оказанию. В результате составляется каталог сервисов, на основании которого разрабатывается «Соглашение об уровне сервиса» (Service Level Agreement, SLA). Он определяет требования к обеспечению непрерывности бизнеса, а также способы и условия их выполнения. В договоре фиксируются следующие показатели: время доступности системы; срок восстановления работоспособности оборудования в случае сбоя; способы взаимодействия интегратора и заказчика; регламент обеспечения информационной безопасности; прогнозируемые операционные расходы на ИТ; уровни ответственности и т.п. Сторонняя техническая поддержка ИТ-системы силами интегратора позволяет предприятию сосредоточиться на профильном бизнесе, не отвлекая ценные ресурсы на сопровождение компьютерного оборудования.
Стандартизация ИТ-инфраструктуры
ИТ-инфраструктура холдингов и государственных структур на региональном уровне, как правило, не имеет жесткой централизации. Филиалы, дочерние компании или другие подразделения могут иметь «право голоса» и свое мнение о том, какие серверные решения им нужны, как их «правильно» внедрять. Такие территориально распределенные структуры могут быть очень разношерстными, общей идеологии построения информационных систем в них зачастую нет.
В этом случае необходимо выработать единые стандарты ИТ-инфраструктуры. Особое внимание интегратору следует уделить согласованию и принятию решений о методах внедрения серверных решений, устраняя противоречие между требованиями заказчика и тем, как система уже реализована в его филиалах. При этом региональные структуры можно рассматривать как разных заказчиков, каждый их которых заинтересован в минимизации затрат.
Заключение
Проектирование и развертывание ИТ-инфраструктуры на территориально распределенных предприятиях сопряжено с повышенными сложностями. Цена ошибки здесь особенно высока: неправильная оценка необходимых ресурсов может вызвать затруднения в работе, а иногда и полную остановку бизнес-процессов. Поэтому грамотное планирование, учитывающее перспективы дальнейшего развития организации, помогает устранить возможные узкие места и добиться высокой эффективности взаимодействия между центральным офисом и его удаленными филиалами.
С автором материала Вадимом Дроботом, руководителем направления серверных решений «МКС Системная Интеграция», можно связаться по адресу:
Vadym.Drobot@si.mks.ua








