Современный бизнес предполагает все большую мобильность персонала компаний. Заказчики проявляют интерес к системам, способным обеспечить сервисы передачи данных и голосовой связи с сотрудниками, где бы они ни находились: на своем рабочем месте, в расположенных на территории предприятия служебных помещениях, в региональных филиалах или где-либо на выезде. В свою очередь, сотрудники компаний хотят оставаться в рабочей среде, получать доступ к сервисам корпоративной телефонии внутри и вне офиса, используя при этом стационарные и мобильные терминалы.


Мобильный терминал с установленным ПО Avaya one-X
Мобильный терминал с установленным ПО Avaya one-X

Решения, реализующие концепцию Fixed Mobile Convergence (FMC), способны предоставить подобные сервисы для средних и крупных предприятий, перед которыми стоит задача построения единой корпоративной системы связи, объединяющей фиксированные и мобильные линии. С появлением новых технологий беспроводной передачи данных и голоса концепция FMC получила дальнейшее развитие: если раньше она описывала конвергенцию сотовых и стационарных средств связи, то теперь предполагает и поддержку сетей Wi-Fi.

Типичные задачи

Компании, перед которыми стоит задача обеспечения сотрудников корпоративной мобильной связью, выдвигают ряд типичных требований к системе телефонии. Она должна реализовывать возможность приема внутриофисных и поступающих извне звонков на стационарные и сотовые телефоны, а также предусмотривать возможность произвести исходящий звонок с сотового телефона на внутренний корпоративный номер и на внешнюю линию. Важно обеспечить возможность переключения звонка без обрыва связи с мобильного на стационарный аппарат и наоборот. Востребованы и такие расширенные сервисы, как конференц-связь, переадресация, автоответчик, передача данных и др.

Для реализации таких систем компания Avaya предлагает комплексные решения, в состав которых входят средства унификации доступа к личным каналам связи и сообщениям.

Клиентское оборудование

Системы конвергентной телефонии Avaya способны работать с любыми стационарными аналоговыми телефонами, цифровыми аппаратами Avaya, IP-телефонами Avaya и аппаратами сторонних производителей. Для использования расширенной функциональности на сотовом телефоне или коммуникаторе абоненту необходимо установить программное обеспечение Avaya one-X. Сегодня доступны версии этого ПО для мобильных телефонов Nokia, работающих под управлением ОС Symbian, и для коммуникаторов, использующих ОС Windows Mobile 2003 и Mobile 5.

В стандартном режиме мобильный телефон, на который установлено программное обеспечение Avaya, работает как обычный сотовый аппарат. При необходимости осуществить звонок на внутреннюю телефонную сеть абонент активирует приложение Avaya one-X и переходит в режим soft phone — фактически, мобильный телефон превращается в корпоративный. После этого абоненту становятся доступы мобильный, фиксированный и внутренние номера. Независимо от местонахождения — внутри или вне офиса — он может воспользоваться всеми расширенными возможностями: набрать ведомственный номер, принять на сотовый телефон звонок, поступающий на его корпоративный телефон, переадресовать вызов с мобильной сети на стационарную, принять участие в конференции и т.д. Активация режима Avaya one-X осуществляется нажатием одной клавиши.

Для удобства пользователей в ПО Avaya реализована возможность отключения режима one-X — после окончания рабочего дня сотрудники могут деактивировать корпоративный канал и продолжить использование мобильного телефона в обычном GSM-режиме. Этот подход обеспечивает также и определенную конфиденциальность — абонент может сообщить мобильный номер только руководству и VIP-клиентам, а остальным дать городской номер. В рабочее время АТС автоматически переадресует звонок на мобильный телефон, а в нерабочее — на офисный автоответчик. При необходимости на одном сотовом телефоне можно получить два мобильных номера разных операторов и внутренний корпоративный номер.

Avaya предлагает также коммуникационный менеджер Avaya one-X Portal, предоставляющий абонентам доступ к всей личной и корпоративной контактной информации с ПК или ноутбука. Это решение позволяет контролировать все звонки стандартной, мобильной и IP-телефонии. Менеджер Avaya one-X Portal интегрируется с почтовой службой Microsoft Outlook, что дает возможность использовать для набора номера адресную книгу. При этом АТС самостоятельно производит звонок и в случае удачной коммутации переадресует вызов на стационарный или мобильный телефон абонента.

Поддержка Wi-Fi

Востребованность интеграции Wi-Fi в системы телефонной конвергентной связи обусловлена растущим распространением этого беспроводного стандарта передачи данных. Бесплатные и коммерческие точки доступа Wi-Fi работают в бизнес-центрах, аэропортах, гостиницах, учебных заведениях. Большое количество компаний уже развернули Wi-Fi-сети внутри офисов, развитию Wi-Fi уделяют все большее внимание операторы связи.


Стационарный аппарат Avaya
Стационарный аппарат Avaya
В 2007 году компания Avaya расширила конвергентные возможности решений one-X. Помимо коммутации сотовых и фиксированных линий связи, система Avaya one-X Dual Mode обеспечивает поддержку технологии Wi-Fi, что дает возможность осуществлять корпоративные звонки с помощью мобильных телефонов, оборудованных модулем Wi-Fi. Телефонная станция автоматически регистрирует абонента, который появляется в зоне действия внутрикорпоративной Wi-Fi-сети, и предоставляет ему полный доступ к расширенным возможностям стационарной или мобильной телефонии.

В масштабах корпорации эта возможность позволяет существенно снизить затраты на телефонную связь, используя для звонков условно бесплатные внутриофисные или публичные Wi-Fi-сети вместо GSM. При этом все сервисы, реализованные в стационарной или мобильной сети, окажутся доступными и для абонентов, пользующихся Wi-Fi-соединением.

Инфраструктура

В большинстве случаев ядром конвергентной телефонной является ведомственная АТС, которую устанавливают на площадке заказчика. Такая АТС подключается одновременно к каналам связи стационарного и мобильного операторов, объединяя, таким образом, два вида связи. Какие-либо дополнительные настройки оператора сотовых услуг не требуются: коммутация стандартных мобильных и стационарных сервисов осуществляется на уровне АТС Avaya.

Другой вариант реализации — решение операторского класса, с помощью которого провайдеры связи могут предложить заказчикам корпоративную конвергенцию “под ключ”. Такие системы реализованы в Европе и способны обслуживать сотни тысяч абонентов. Однако, по словам коммерческого директора компании “Техносерв Украина” Олега Лысого, в Украине пока нет примеров коммерческой эксплуатации систем такого уровня.

Варианты интеграции

Построение корпоративной конвергентной телефонной сети не всегда подразумевает полный отказ от уже установленного оборудования. По словам г-на Лысого, строительство систем “с нуля” оправданно лишь в случае, если у заказчика полностью отсутствует внутренняя телефонная связь или же используется устаревшее аналоговое оборудование. В остальных случаях Avaya позволяет расширить существующую цифровую АТС дополнительными модулями или блоками, которые обеспечивают конвергенцию мобильной и стационарной связи. Разработчик заявляет о совместимости таких модулей расширения с широким спектром оборудования третьих компаний. Такой подход позволяет значительно сократить размер инвестиций, необходимых для модернизации корпоративной сети связи.

Для территориально распределенных компаний Avaya предлагает решения, в состав которых входят центральный коммутационный узел и модули для региональных филиалов. Связь между ними осуществляется по IP или TDM-каналам. Реализация мобильного решения Avaya one-X в центральном офисе позволяет предоставить конвергентные возможности для сотрудников, находящихся в любой точке, где есть GSM-покрытие.

Компания, уже построившая корпоративную конвергентную телефонную сеть, может в кратчайшие сроки обеспечить связью работников в новых офисах. При открытии регионального офиса не нужно ждать, пока туда будет проложена стационарная связь. Чтобы предоставить сотрудникам доступ к корпоративным сервисам, в том числе и к внутренней системе коротких номеров, достаточно выдать им мобильные телефоны, оснащенные программным обеспечением Avaya one-X. Впоследствии, после появления стационарной линии связи, компании не придется изменять схему взаимодействия с филиалом — достаточно будет лишь перенаправить сервисы с GSM на наземные каналы.

Выводы

Развитие направления конвергентной связи оказалось для Avaya довольно удачным — на сайте компании можно найти внушительный список страховых, дистрибуторских, торговых компаний, банков и других структур, применяющих решения этого класса. Конвергенция стационарной, мобильной связи и средств передачи данных предоставляет абоненту удобные и гибкие возможности использования корпоративных сервисов. Фактически, подход, пропагандируемый Avaya, позволяет настроить связь так, как удобно сотруднику, а не наоборот.

Гибкие возможности интеграции системы в распределенных структурах сокращают уровень инвестиций, требуемых для развертывания систем. А для растущих компаний, развивающих региональную сеть, применение решений Avaya может обеспечить чрезвычайно быстрое и простое развертывание сервисов телефонии, что предоставит дополнительные конкурентные преимущества.

КОММЕНТАРИЙ ИНТЕГРАТОРА

Олег Лысый, коммерческий директор компании “Техносерв Украина”


Экономический эффект от применения FMC-систем легко проиллюстрировать несколькими типичными сценариями. Представьте, например, что вам необходимо сделать звонок из Киева в Москву. При использовании обычного мобильного телефона стоимость минуты разговора окажется равной 5-8 гривнам. Воспользуемся теперь мобильным телефоном, на котором установлено программное обеспечение Avaya one-X. Вызов пойдет не напрямую, а через офисную АТС, следовательно, звонок будет тарифицирован по цене обычного корпоративного GSM-соединения. Его стоимость составит примерно 15 коп. за минуту + 1 гривна 40 коп. за звонок из Киева в Москву по наземным линиям. Если же воспользоваться Wi-Fi-соединением и IP-телефонией, то цена окажется меньше одной гривны. В масштабах крупной корпорации суммарная экономия средств может оказаться очень существенной: реализованные в Украине проекты показали экономию на уровне 16-38%. За экономией не следует забывать основное преимущество решения Avaya one-X — новый уровень мобильности сотрудников и лучшее качество сервисов связи.