В 2006-2007 году корпорацией “Инком” реализован проект построения корпоративной телефонной сети связи для ЗАО “Холдинговая компания “Блиц-Информ”. В сжатые сроки была разработана и внедрена современная корпоративная сеть , которая обеспечила качественной телефонной связью и дополнительными сервисами более 30 филиалов и офисов компании ”Блиц-Информ”. Кроме того, было обеспечено бесшовное внедрение, исключающее длительные перерывы связи и позволившее пользоваться услугами новой сети уже на этапе внедрения.
Схема внедренной корпоративной телефонной сети |
Общая емкость системы составила более трех тысяч портов. Решение предусматривало объединение всех телефонных станций в единую корпоративную сеть посредством каналов связи ISDN и VoIP. Помимо этого, функциональность установленных АТС позволила реализовать дополнительные сервисы.
Предпосылки к внедрению
Существовавшая ранее телефонная система связи ”Блиц-Информ” состояла из пяти объектов в Киеве и двадцати восьми, расположенных в крупных городах Украины. В силу исторических причин в организации использовалось разное оборудование: в Киеве стояли АТС Квант-Е и Telrad, в регионах — мини-АТС Panasonic, LG. В некоторых точках коммутационные устройства отсутствовали вовсе.
Сложившаяся ситуация обусловила такие проблемы управления и расширения системы:
• отсутствие единого номерного плана;
• невозможность централизованного управления системой в целом;
• необходимость использования междугородних каналов “Укртелеком” для внутренних звонков между офисами по Украине;
• отсутствие дополнительных телефонных сервисов (голосовая почта, DISA, конференции);
• отсутствие возможности сбора данных по звонкам на всех объектах и учета их стоимости;
• отсутствие системы организации сервисов для мобильных пользователей.
Кроме этого, устаревшее оборудование требовало множества усилий для обслуживания. Недостаточная доступность комплектующих, сложность сопровождения техники разных производителей и вызванные этим обстоятельством проблемы с подбором квалифицированного персонала влекли за собой сбои в работе и неудовлетворительное качество связи.
Техническая реализация
Новая система корпоративной телефонной сети “Блиц-Информ” построена на двух типах АТС. Центральные станции в Киеве реализованы на АТС Alcatel-Lucent OmniPCX Enterprise. Это решение для больших компаний допускает расширение до 5000 портов на узел и поддерживает множество дополнительных сервисов. Каждая из пяти АТС реализована на технологии Alcatel Crystal Technology, которая обеспечивает неблокируемую архитектуру станции, что гарантирует связь для каждого абонента и исключает ситуацию “линия занята”. Система поддерживает сервисы резервирования центрального процессора и каналов связи, системы электропитания, что значительно повышает надежность решения. Каждая АТС имеет выход в ТФОП по двухпроводным аналоговым линиям или ISDN PRI-потокам. Также все пять АТС объединены между собой в единую сеть при помощи ISND PRI-потоков с использованием фирменной сигнализации ABC-F. Такая топология позволяет реализовать одинаковый уровень сервиса как для одной телефонной станции, так и для всей сети.
АТС позволяют подключать аналоговые и цифровые абонентские линии. Абоненты с цифровыми телефонами получают высокий уровень сервиса, который, кроме качественной телефонной связи, предоставляет дополнительные возможности: отображение на дисплее телефона имени звонящего, доступ к единому телефонному справочнику станции, набор по имени при помощи полноценной буквенной клавиатуры цифрового телефона, возможность подключения дополнительных клавишных консолей и др.
В регионах Украины установлены АТС Alcatel-Lucent OmniPCX Office. Это решение ориентировано на филиалы и офисы небольших компаний — оно предусматривает расширение до 200 абонентских линий. АТС поддерживает практически все современные стандарты и протоколы связи (ISDN, H.323, SIP, DECT, WiFi и т.д.). Абонентская емкость АТС, установленных в филиалах, лежит в пределах 50 абонентов, каждая АТС имеет собственный выход в ТФОП при помощи аналоговых двухпроводных соединительных линий.
Все АТС, которые входят в корпоративную сеть связи, используют существующую сеть передачи данных для внутрикорпоративных звонков (VoIP-транки, протокол Н.323). Это позволяет значительно сократить расходы на междугородную телефонную связь, ввести единый сокращенный план нумерации, который облегчает вызов требуемого абонента, а также проводить детальный учет всех совершаемых звонков.
Внедрение
Решение реализовывалось одновременно в филиалах по Украине и в киевских офисах. За два месяца специалисты “Инком” установили двадцать восемь АТС Alcatel-Lucent OmniPCX Office в регионах и пять АТС Alcatel-Lucent OmniPCX Enterprise в Киеве. АТС сразу же включались в корпоративную сеть по существующим каналам связи. Благодаря возможностям телефонных станций Alcatel-Lucent при добавлении новой АТС в общую сеть перенастройка уже установленных систем не требовалась, поскольку обмен информацией между новыми и существующими АТС происходил в автоматическом режиме. Переключение со старых АТС на новые проходило в горячем режиме, без долговременных перерывов связи для абонентов, что позволило получить качественную связь еще в процессе реализации проекта.
После установки АТС в течение чуть более двух месяцев были развернуты дополнительные системы и сервисы. Среди них — системы голосовой почты, DECT-связи для мобильных пользователей, многосторонней конференц-связи между абонентами компании, системы управления и тарификации OmniVista 4760.
Выбор решения
Одним из весомых аргументов при выборе поставщика решения было возможность построения системы микросотовой связи DECT на базе оборудования Alcatel-Lucent. Система DECT Alcatel-Lucent полностью интегрируется в общую сеть корпоративной телефонной связи: мобильный абонент DECT является полноценным пользователем корпоративной телефонной сети, его мобильность не имеет никаких ограничений. Как и обычный цифровой аппарат, полностью цифровой многоканальный DECT-телефон Alcatel-Lucent позволяет принимать одновременно несколько звонков и ставить вызов на удержание нажатием одной клавиши. Благодаря поддержке протокола ABC-F, который используется на ISDN-каналах, объединяющих центральные АТС, абонент DECT может не только свободно перемещаться в пределах одной площадки, но и приезжать со своим DECT-телефоном на другой объект в Киеве. При этом у него сохраняется внутренний номер, он получает все сервисы, доступные на рабочем месте.
К моменту развертывания системы заказчик уже имел некоторое количество GAP-совместимых DECT-трубки Panasonic. Благодаря способности системы Alcatel-Lucent DECT работать с оборудованием третьих производителей удалось сократить расходы на приобретение новых аппаратов.
Управление
Управление системой происходит из единого центрального узла в Киеве с помощью программного обеспечения Alcatel-Lucent OmniVista 4760. Это ПО основано на клиент-серверной архитектуре, что значительно облегчает администрирование: физический сервер системы управления находится в центральном узле и подключен к АТС, а администратор при помощи клиентского приложения может из любой точки корпоративной сети удаленно производить профилактические работы, вносить изменения в конфигурацию и т.п.
Пользуясь виртуальным защищенным каналом, инженеры “Инком” могут удаленно подключаться к серверу OmniVista и производить настройки, не выезжая к заказчику. Это значительно экономит время инженеров и помогает быстро реагировать на возникающие проблемы.
В целях обеспечения безопасности реализована многоуровневая система паролей доступа к серверу. Сервер OmniVista 4760 производит сбор тарификационных файлов со всех АТС и передает их для использования внешними системам тарификации. После установки новых АТС Alcatel-Lucent система OmniVista 4760 была интегрирована в собственную систему тарификации “Блиц-Информ”, которая и ведет учет стоимости разговоров.
Результаты внедрения
В рамках построения корпоративной сети телефонии для ЗАО “Холдинговая компания “Блиц-Информ” были решены такие задачи:
• Произведена замена устаревшего оборудования, которое не позволяло эффективно обслуживать повседневные потребности бизнеса, а также требовало привлечения больших ресурсов для администрирования и сопровождения.
• Осуществлен переход на оборудование от одного производителя, что позволило значительно сократить затраты на управление, обслуживание и обучение персонала.
• Благодаря использованию конференц-связи, системы голосовой почты, микросотовой связи DECT и других приложений и сервисов повышена производительность и мобильность сотрудников компании.
• Обеспечена качественная телефонная связь сотрудников компании “Блиц-Информ” как в центральном, так и в региональных офисах.
Планы на будущее
АТС Alcatel-Lucent легко масштабируются: увеличение абонентской емкости происходит путем установки дополнительных плат или лицензий без выключения АТС и, соответственно, без перерыва в связи. В планах “Блиц-Информ” — разработка решения, способного обеспечить совместную работу существующей CRM-системы SAP и корпоративной сети связи на базе АТС Alcatel-Lucent. В настоящий момент проводится тестирование пробных решений. Интеграция двух систем позволит расширить функциональность, увеличить продуктивность работы сотрудников “Блиц-Информ” и улучшить качество обслуживания клиентов.
Владимир Ивлев, инженер-консультант департамента сетей и телекоммуникаций корпорации “Инком”. С автором статьи можно связаться по e-mail: Vladimir.Ivlev@incom.ua
Благодаря широкой функциональности решение Alcatel-Lucent предоставило в наше распоряжение целый спектр новых интереснейших возможностей связи. Сотрудники всех подразделений получили доступ к общему набору функций, они быстрее связываются друг с другом, что в результате повышает продуктивность работы. Новая коммуникационная система, построенная на оборудовании Alcatel-Lucent, — идеальное решение в нашей ситуации быстрого роста. Она повышает качество связи и дает возможность лучше обслуживать заказчиков.