В 2006-2007 году корпорацией “Инком” реализован проект построения корпоративной телефонной сети связи для ЗАО “Холдинговая компания “Блиц-Информ”. В сжатые сроки была разработана и внедрена современная корпоративная сеть , которая обеспечила качественной телефонной связью и дополнительными сервисами более 30 филиалов и офисов компании ”Блиц-Информ”. Кроме того, было обеспечено бесшовное внедрение, исключающее длительные перерывы связи и позволившее пользоваться услугами новой сети уже на этапе внедрения.


Схема внедренной корпоративной телефонной сети
Схема внедренной корпоративной телефонной сети

Общая емкость системы составила более трех тысяч портов. Решение предусматривало объединение всех телефонных станций в единую корпоративную сеть посредством каналов связи ISDN и VoIP. Помимо этого, функциональность установленных АТС позволила реализовать дополнительные сервисы.

Предпосылки к внедрению

Существовавшая ранее телефонная си­стема связи ”Блиц-Информ” состояла из пяти объектов в Киеве и двадцати восьми, расположенных в крупных городах Украины. В силу исторических причин в организации использовалось разное оборудование: в Киеве стояли АТС Квант-Е и Telrad, в регионах — мини-АТС Panasonic, LG. В некоторых точках коммутационные устройства отсутствовали вовсе.

Сложившаяся ситуация обусловила такие проблемы управления и расширения системы:

отсутствие единого номерного плана;
невозможность централизованного управления системой в целом;
необходимость использования междугородних каналов “Укртелеком” для внутренних звонков между офисами по Украине;
отсутствие дополнительных телефонных сервисов (голосовая почта, DISA, конференции);
отсутствие возможности сбора данных по звонкам на всех объектах и учета их стоимости;
отсутствие системы организации сервисов для мобильных пользователей.

Кроме этого, устаревшее оборудование требовало множества усилий для обслуживания. Недостаточная доступность комплектующих, сложность сопровождения техники разных производителей и вызванные этим обстоятельством проблемы с подбором квалифицированного персонала влекли за собой сбои в работе и неудовлетворительное качество связи.

Техническая реализация

Новая система корпоративной телефонной сети “Блиц-Информ” построена на двух типах АТС. Центральные станции в Киеве реализованы на АТС Alcatel-Lucent OmniPCX Enterprise. Это решение для больших компаний допускает расширение до 5000 портов на узел и поддерживает множество дополнительных сервисов. Каждая из пяти АТС реализована на технологии Alcatel Crystal Technology, которая обеспечивает неблокируемую архитектуру станции, что гарантирует связь для каждого абонента и исключает ситуацию “линия занята”. Система поддерживает сервисы резервирования центрального процессора и каналов связи, системы электропитания, что значительно повышает надежность решения. Каждая АТС имеет выход в ТФОП по двухпроводным аналоговым линиям или ISDN PRI-потокам. Также все пять АТС объединены между собой в единую сеть при помощи ISND PRI-потоков с использованием фирменной сигнализации ABC-F. Такая топология позволяет реализовать одинаковый уровень сервиса как для одной телефонной станции, так и для всей сети.

АТС позволяют подключать аналоговые и цифровые абонентские линии. Абоненты с цифровыми телефонами получают высокий уровень сервиса, который, кроме качественной телефонной связи, предоставляет дополнительные возможности: отображение на дисплее телефона имени звонящего, доступ к единому телефонному справочнику станции, набор по имени при помощи полноценной буквенной клавиатуры цифрового телефона, возможность подключения дополнительных клавишных консолей и др.

В регионах Украины установлены АТС Alcatel-Lucent OmniPCX Office. Это решение ориентировано на филиалы и офисы небольших компаний — оно предусматривает расширение до 200 абонентских линий. АТС поддерживает практически все современные стандарты и протоколы связи (ISDN, H.323, SIP, DECT, WiFi и т.д.). Абонентская емкость АТС, установленных в филиалах, лежит в пределах 50 абонентов, каждая АТС имеет собственный выход в ТФОП при помощи аналоговых двухпроводных соединительных линий.

Все АТС, которые входят в корпоративную сеть связи, используют существующую сеть передачи данных для внутрикорпоративных звонков (VoIP-транки, протокол Н.323). Это позволяет значительно сократить расходы на междугородную телефонную связь, ввести единый сокращенный план нумерации, который облегчает вызов требуемого абонента, а также проводить детальный учет всех совершаемых звонков.

Внедрение

Решение реализовывалось одновременно в филиалах по Украине и в киевских офисах. За два месяца специалисты “Инком” установили двадцать восемь АТС Alcatel-Lucent OmniPCX Office в регионах и пять АТС Alcatel-Lucent OmniPCX Enterprise в Киеве. АТС сразу же включались в корпоративную сеть по существующим каналам связи. Благодаря возможностям телефонных станций Alcatel-Lucent при добавлении новой АТС в общую сеть перенастройка уже установленных систем не требовалась, поскольку обмен информацией между новыми и существующими АТС происходил в автоматическом режиме. Переключение со старых АТС на новые проходило в горячем режиме, без долговременных перерывов связи для абонентов, что позволило получить качественную связь еще в процессе реализации проекта.

После установки АТС в течение чуть более двух месяцев были развернуты дополнительные системы и сервисы. Среди них — системы голосовой почты, DECT-связи для мобильных пользователей, многосторонней конференц-связи между абонентами компании, системы управления и тарификации OmniVista 4760.

Выбор решения

Одним из весомых аргументов при выборе поставщика решения было возможность построения системы микросотовой связи DECT на базе оборудования Alcatel-Lucent. Система DECT Alcatel-Lucent полностью интегрируется в общую сеть корпоративной телефонной связи: мобильный абонент DECT является полноценным пользователем корпоративной телефонной сети, его мобильность не имеет никаких ограничений. Как и обычный цифровой аппарат, полностью цифровой многоканальный DECT-телефон Alcatel-Lucent позволяет принимать одновременно несколько звонков и ставить вызов на удержание нажатием одной клавиши. Благодаря поддержке протокола ABC-F, который используется на ISDN-каналах, объединяющих центральные АТС, абонент DECT может не только свободно перемещаться в пределах одной площадки, но и приезжать со своим DECT-телефоном на другой объект в Киеве. При этом у него сохраняется внутренний номер, он получает все сервисы, доступные на рабочем месте.

К моменту развертывания системы заказчик уже имел некоторое количество GAP-совместимых DECT-трубки Panasonic. Благодаря способности си­стемы Alcatel-Lucent DECT работать с оборудованием третьих производителей удалось сократить расходы на приобретение новых аппаратов.

Управление

Управление системой происходит из единого центрального узла в Киеве с помощью программного обеспечения Alcatel-Lucent OmniVista 4760. Это ПО основано на клиент-серверной архитектуре, что значительно облегчает администрирование: физический сервер системы управления находится в центральном узле и подключен к АТС, а администратор при помощи клиентского приложения может из любой точки корпоративной сети удаленно производить профилактические работы, вносить изменения в конфигурацию и т.п.

Пользуясь виртуальным защищенным каналом, инженеры “Инком” могут удаленно подключаться к серверу OmniVista и производить настройки, не выезжая к заказчику. Это значительно экономит время инженеров и помогает быстро реа­гировать на возникающие проблемы.

В целях обеспечения безопасности реализована многоуровневая система паролей доступа к серверу. Сервер OmniVista 4760 производит сбор тарификационных файлов со всех АТС и передает их для использования внешними системам тарификации. После установки новых АТС Alcatel-Lucent система OmniVista 4760 была интегрирована в собственную систему тарификации “Блиц-Информ”, которая и ведет учет стоимости разговоров.

Результаты внедрения

В рамках построения корпоративной сети телефонии для ЗАО “Холдинговая компания “Блиц-Информ” были решены такие задачи:

Произведена замена устаревшего оборудования, которое не позволяло эффективно обслуживать повседневные потребности бизнеса, а также требовало привлечения больших ресурсов для администрирования и сопровождения.

Осуществлен переход на оборудование от одного производителя, что позволило значительно сократить затраты на управление, обслуживание и обучение персонала.

Благодаря использованию конференц-связи, системы голосовой почты, микросотовой связи DECT и других приложений и сервисов повышена производительность и мобильность сотрудников компании.

Обеспечена качественная телефонная связь сотрудников компании “Блиц-Информ” как в центральном, так и в региональных офисах.

Планы на будущее

АТС Alcatel-Lucent легко масштабируются: увеличение абонентской емкости происходит путем установки дополнительных плат или лицензий без выключения АТС и, соответственно, без перерыва в связи. В планах “Блиц-Информ” — разработка решения, способного обеспечить совместную работу существующей CRM-системы SAP и корпоративной сети связи на базе АТС Alcatel-Lucent. В настоящий момент проводится тестирование пробных решений. Интеграция двух систем позволит расширить функциональность, увеличить продуктивность работы сотрудников “Блиц-Информ” и улучшить качество обслуживания клиентов.

Владимир Ивлев, инженер-консультант департамента сетей и телекоммуникаций корпорации “Инком”. С автором статьи можно связаться по e-mail: Vladimir.Ivlev@incom.ua

КОММЕНТАРИЙ ЗАКАЗЧИКА


Александр Лаптев, технический ди­ректор ЗАО “Хол­динговая компания “Блиц-Информ”

Благодаря широкой функциональности решение Alcatel-Lucent предоставило в наше распоряжение целый спектр новых интереснейших возможностей связи. Сотрудники всех подразделений получили доступ к общему набору функций, они быстрее связываются друг с другом, что в результате повышает продуктивность работы. Новая коммуникационная система, построенная на оборудовании Alcatel-Lucent, — идеальное решение в нашей ситуации быстрого роста. Она повышает качество связи и дает возможность лучше обслуживать заказчиков.