В последние годы все чаще распространяется мнение о том, что развитие индустрии мобильной связи если и не зашло в тупик, то, по крайне мере, проходит по совершенно иному сценарию, отличному от планов 5-7-лет­ней давности. Практика показывает, что рост возможностей сетей и самих терминалов слабо стимулирует абонентов к использованию новых возможностей и сервисов: большинство людей во всем мире продолжают просто звонить и слать SMS. Не оправдывают надежд на активизацию абонентов и сети четвертого поколения, причем даже на развитых и жадных к техническим новшествам рынках, таких как японский и южнокорейский (см. PCWeek №12/2007 стр. 24).


В связи с этим некоторые операторы классической мобильной связи утверждают, что индустрия будет развиваться по-прежнему за счет сетей 2G. И на фоне этих, казалось бы, сомнительных перспектив рынка мобильной связи особенно обнадеживающе выглядит успешный старт на американском рынке компании Sonopia, которая предложила качественно новую инициативу и пакет сервисов, абсолютно не похожий на предыдущие попытки оживить рынок.

Sonopia предлагает компаниям или просто сообществам людей создать собственного виртуального оператора связи. Sonopia покупает трафик у одного из крупнейших североамериканских операторов и распределяет его между виртуальными sonopia-брендами, предлагая при этом не просто абстрактную добавленную стоимость, а качественно новый подход к использованию возможностей мобильной связи. Применяя user-centric бизнес-модель, в качестве основных преимуществ создания sonopia-оператора компания называет не стоимость разговоров или возможность самому регулировать расходы, а социальные факторы, объединяющие сообщество абонентов будущего оператора. Новый виртуальный sonopia-оператор полностью избавлен от технических, организационных забот и получает все необходимое в готовом виде – от инструментария по управлению аккаунтами, трафиком и созданию тематического контента до терминалов, которые при необходимости могут быть брендированными.

Наиболее типичная модель создания sonopia-оператора – коммерческая компания, группа людей по интересам или просто семья. Помимо собственных тарифных планов, группа абонентов получает интерактивный профильный контент, свойственный определенному sonopia-оператору, который и является социальным фактором, объединяющим всех абонентов. Сотрудники коммерческих компаний, становясь абонентами виртуального sonopia-оператора под брендом своей компании-работодателя, смогут всегда быть в курсе событий и новостей компании, получать внутреннюю рассылку, вести корпоративные блоги, при этом находясь в любой географической точке, где есть покрытие. Аналогичные примеры можно привести, рассматривая благотворительные организации, социальные группы и семьи. В этих случаях корпоративные рассылки заменяются на соответствующий социально адаптированный контент.

Компания Sonopia также примечательна тем, что все программные разработки выполняются силами исследовательского центра, открытого в Киеве. Выбор в пользу украинской команды разработчиков со стороны амбициозной западной компании можно считать знаковым показателем, учитывая неутихающую конкуренцию среди аутсорсинговых проектов.

Предложенная компанией Sonopia инициатива стала глотком свежего воздуха для застоявшегося рынка мобильной связи, но все же вызывает ряд вопросов о своей применимости к различным рынкам и абонентам с различными предпочтениями. О перспективах развития глобальной индустрии мобильной связи и об экспансии бизнеса Sonopia с редактором PCWeek/UE беседуют Юха Кристенсен (Juha Christensen), исполнительный директор Sonopia, и Роджер Нолан (Roger Nolan), руководитель департамента инжиниринга.

PCWeek/UE: В чем состоит миссия компании Sonopia? Какие были предпосылки для появления подобной инициативы на рынке?


Юха Кристенсен:
Чтобы лучше раскрыть миссию компании, я немного расскажу об ее истории. Большинство моих коллег и я — выходцы из индустрии мобильных телефонов. Мы разрабатывали операционные системы для наиболее продвинутых моделей. Но нас очень расстраивал тот факт, что, несмотря на непрерывное совершенствование телефонов, обычный абонент использует их только для голосовых звонков и наиболее типичных сервисов, таких как SMS. При этом совершенно не имеет значения, услугами какого оператора пользуется абонент: набор стандартных услуг предлагают все, можно даже забыть о том, кто именно является вашим оператором.

Еще несколько лет назад на рынке были доступны телефоны, оснащенные практически до уровня компьютеров, и были абоненты, желавшие воспользоваться этими преимуществами, но операторы не были готовы предоставить соответствующие услуги. Однако мы не оставляли попыток сделать телефоны технически более совершенными и соответствующими современным запросам.

Роджер Нолан: В процессе изучения возможных путей развития мобильной индустрии мы пришли к пониманию того, что люди очень часто соотносят себя с теми брендами, которые используют. Для людей намного важнее деятельность компании (ассоциируемость бренда), нежели бренд сам по себе. Например, с брендом Greenpeace ассоциируется благотворительная деятельность по защите окружающей среды, и это гораздо важнее, чем просто абстрактное название Greenpeace. Мы хотели создать компанию, которая объединит в себе все наиболее известные бренды и сделает их мобильными операторами, что позволит наполнить телефоны очень интересным контентом, соответствующим профилю деятельности «материнского» оператора. С помощью инициативы Sonopia стать оператором может как любой бренд, так и обычная семья.

PCWeek/UE: Какие продукты и сервисы разрабатывает компания Sonopia?

Ю. К.:
Во-первых, клиенты получают все обычные для операторов услуги (голосовую связь, SMS/MMS), а также рингтоны и другой контент.  Во-вторых, этот контент предоставляется непо­средственно виртуальным оператором и имеет профильную направленность. Клиент имеет возможность стать частью социальной сети или структуры других клиентов, которые интересуются деятельностью виртуального «материнского» оператора.


Так выглядит интерфейс телефона, подключенного к оператору бесйбольной команды LI Ducks – одному из множества тематических sonopiaоператоров
Так выглядит интерфейс телефона, подключенного к оператору бесйбольной команды LI Ducks – одному из множества тематических sonopiaоператоров
Р. Н.: К примеру, мы создали Sonopia-оператора для наших сотрудников. Я могу читать новости в блоге, причем именно те новости, которые интересуют меня. Кроме того, клиент может использовать не одного, а нескольких операторов. У меня есть собака, и я вхожу в сообщество собаковладельцев Сан-Франциско. Информацию об интересующих меня событиях в этой сфере я получаю непосредственно на свой телефон, оператор работает именно для меня.

Другие клиенты, к примеру, могут подписаться на сервисы MTV и наполнять свой телефон огромным объемом соответствующего контента. Но этот Sonopia-оператор предоставляет очень большой поток данных. А зачем мне получать информацию о той группе, которая мне не нравится? Ведь что бы мы ни покупали, какой бы сервис ни использовали, все зависит от личных предпочтений. Люди покупают кроссовки Nike, а не Adidas, просто потому, что соотносят себя с культурой Nike. То же может происходить и с мобильными сервисами.

Ю. К.: Вместе с тем мобильная индустрия очень консервативна, рынок уже сложился, и сейчас трудно представить, что все резко сменят известных операторов на малоизвестных новых. С другой стороны, этот продукт насколько же повседневный и востребованный, как молоко или овощи, его используют все.

PCWeek/UE: Какие технические средства требуются для подключения к сервисам Sonopia? Каким образом пользователь регулирует свои расходы на сервисы Sonopia?

Ю. К.:
Разработанная платформа не привязана жестко к какому-то определенному стандарту или интерфейсу, она работает и с GSM, и с CDMA. Все зависит только от страны. Мы начали проект с Америки, потому что там огромный рынок, и, соответственно, выбрали CDMA, поскольку этот стандарт показал в работе блестящие результаты. В Европе наиболее часто используется GSM, и наша платформа без проблем работает с этим стандартом.

Что касается «железа», здесь тоже нет ограничений. Ведь среди пользователей мобильной связи есть те, кому необходимы новейшие решения и продвинутые функции, но есть и новички, которым нужны стандартные базовые услуги. Мы должны соответствовать требованиям тех и других. Мы работаем с тысячами брендов, и это тоже требует полной совместимости с самыми разнообразными техническими средствами.

PCWeek/UE: Какие преимущества получают корпоративные пользователи в работе с Sonopia? Имеют ли они возможность спроектировать собственный тарифный план?

Ю. К.:
Конечно. Они могут создать как собственный тарифный план, так и собственного оператора. Уже более двух тысяч коммерческих компаний воспользовались этой возможностью. Но создание своих тарифных планов – это не главное преимущество, на которое мы ориентируем корпоративных пользователей. Главная возможность – это связь организации со своей командой, своего рода мобильный интранет со своим комьюнити, блогами, новостями и т.п. Сотрудники многих компаний постоянно находятся в разъездах, и где бы они ни были, с помощью Sonopia смогут всегда получить необходимую информацию о компании. По нашему мнению, это значительное преимущество для корпораций.

PCWeek/UE: На каких рынках доступны эти услуги? Планируете ли вы расширение географических рынков?

Ю. К.:
Да. Мы планируем войти на рынок Европы, включая и Украину. Активное продвижение думаем начать в 2008 году. В Украине это начнется раньше, потому что   здесь у нас уже есть свой персонал, своя зона присут­ствия, к тому же это привлекательный и сильный рынок. В Украине у нас работает даже больше сотрудников, чем, например, в Калифорнии.

PCWeek/UE: В силу каких причин для открытия R&D-центра была выбрана именно Украина, а не другие страны, в которых традиционно разворачиваются аутсорсинговые проекты, например Бразилия?

Ю. К.:
Мы лучше знаем русский, чем португальский (смеется). Sonopia рассматривала много вариантов по всей Европе, Бразилия же просто не подходит по множеству критериев. Когда мы рассматривали различные варианты, то изучали стоимость «запуска» бизнеса в разных регионах, затраты на его развитие и сравнивали по множеству параметров. Киев оказался оптимальным решением.
В Украине очень сильная инженерная школа, нигде в мире технические специализации в образовательных учреждениях не пользуются такой популярностью. Еще одно обстоятельство – более выраженная привязанность сотрудников к своей компании, меньшая текучесть кадров. В Индии и Китае, например, многие компании испытывают проблему обучения и удержания сотрудников. В Азии зачастую, получив подготовку и пройдя тренинг, сотрудник уходит через месяц, что несет компании-работодателю прямые убытки. В Украине специалисты больше ценят свое рабочее место.

Р. Н.: Все, что мы встречаем в Украине для нужд бизнеса, нам нравится. Во-первых, сотрудники. Здесь сложилась одна из лучших инженерных команд. Если сравнивать Украину с Китаем или Индией, то украинцы мыслят по-европейски. Поэтому процесс управления и общение проходит гораздо легче. Даже языковой барьер не является существенным препятствием, ведь это все-таки не культурный барьер.

PCWeek/UE: Специалисты каких направлений работают в украинском центре разработки Sonopia? Известно, что в Украине наблюдается дефицит ИТ-кадров всех направлений. Как компания Sonopia находит и стимулирует своих сотрудников?

Ю. К.:
Для создания команды профессионалов надо приложить определенные усилия. Первое, на что мы обратили внимание, придя на этот рынок, – мы не хотим нанимать сотни людей. Мы старались брать только лучших специалистов. При этом нужно, чтобы человек хорошо ориентировался на рынке, а не просто был, к примеру, специалистом по Java. Потому что работник, который хорошо соображает, быстро учится. Из всех, кто приходил к нам, мы взяли около 10%, но это – лучшие. А то, что специалист изначально умел делать, в принципе, не имеет большого значения.

В свою очередь для наших сотрудников мы бы хотели создать наилучшие в Украине условия работы, вплоть до более удобных рабочих  мест и большей свободы в рабочем графике. Для нашего бизнеса люди имеют критическое значение. Любой, кто разбирается в управлении проектами в технической сфере, знает: чем больше он нанял людей, тем медленней будет идти проект. Один инженер делает работу за один месяц, а два инженера – за два. Поэтому очень важно набирать только людей с «подвижным сознанием». И, конечно, пользоваться надежным софтом. Это не реклама компании, это просто ее черта, это политика. Смекалистых людей легко обучить до любых возможных высот. Когда я смотрю на другие похожие фирмы, то убеждаюсь, что в нашей компании сложилась наиболее удачная атмосфера для сотрудников. Люди всегда знают, что и как делают их коллеги, сравнивают себя с ними, стараются помогать и учиться сами. У нас даже есть слоган: «Хорошие люди нанимают хороших людей». 

PCWeek/UE: Кого компания Sonopia рассматривает в качестве своих конкурентов?

Ю. К.:
Конкуренция существует на двух уровнях: в работе с брендами при создании решений и в борьбе за клиентов. Что касается первого уровня, то мы пока не видим серьезных конкурентов. Есть компании, которые могут предоставлять определенные услуги, помочь в становлении вашей компании как оператора. Но вам придется своими силами выполнить колоссальный объем работы, практически самостоятельно стать оператором. Работая с Sonopia, вы никогда не будете тратить огромное количество денег и времени, потому что мы максимально облегчим эту задачу. Не нужно ни офиса, ни людей — это сделаем мы. А вам нужно просто поработать с клиентами. Это намного важнее – конкуренция в борьбе за клиента. И здесь любой крупный оператор является конкурентом для нас. Если в США абонент решил сменить оператора, он может выбрать из множества операторов связи.

Р. Н.: Мы стремимся побеждать по трем параметрам. Во-первых, это брендинг каждого телефона по принципу «Ты – это то, что ты носишь». Во-вторых – благотворительность. Все больше людей начинают задумываться о том, что надо менять образ жизни, иначе их детям просто будет негде жить. Поэтому около 5% доходов мы отдаем на благотворительные нужды. В-третьих – контент. У нас он персонализированный и современный.

PCWeek/UE: Как Sonopia формулирует свои задачи на обозримый период? Каких бизнес-показателей компания планирует достичь к концу года?

Ю. К.:
Основное – это развитие и закрепление на американском рынке. Там рынок по-прежнему растет, около 100 тыс. людей ежегодно заключают новые контракты с операторами. Сейчас обеспечивается самый мощный в мире поток для роста мобильного рынка, в том числе за счет иммиграции. Нам необходимо именно там поддерживать свою репутацию. И, конечно, расширяться в Европу.