SUBHEAD: AMD анонсирует новинки в разгар маркетинговой войны, декларируя уверенность в будущем
Практика последних лет демонстрирует, что после того как основных игроков на рынке игровой и профессиональной 3D-графики осталось всего двое, процесс «смены лидера» происходит волнообразно, с интервалом примерно в полгода. Сначала nVidia выпустит свой очередной монстроподобный чип, затем пальму первенства перехватит ATi и так далее. С приобретением ATi компанией AMD в мировой гонке за лидером, судя по всему, принципиально ничего не изменилось, и сегодня настала очередь последней продемонстрировать новую разработку, которая, по словам компании,  заняла лидирующее положение в сегменте 3D-графики.


Николай Радовский: «Топовые модели новой линейки действительно потребляют больше 200 Вт. Но энтузиастов, для которых предназначен продукт, это ничуть не смущает»
Николай Радовский: «Топовые модели новой линейки действительно потребляют больше 200 Вт. Но энтузиастов, для которых предназначен продукт, это ничуть не смущает»

Семейство ATI Radeon HD 2000 насчитывает три базовых чипа для настольных ПК и решения для ноутбуков. В новом семействе основной технологический упор сделан на поддержку DirectX версии 10 и интерфейса Aero в ОС Vista. По словам Николая Радовского, специалиста по графическим решениям ATI (после слияния двух компаний — сотрудника обновленной AMD), поддержка DirectX10, которая обеспечивает почти кинематографический реализм 3D-приложений, в ближайшие годы будет основным фактором, определяющим развитие игровой индустрии. Среди технологических новшеств линейки – унифицированная шейдерная архитектура второго поколения, применение технологии Unified Video Decoder (UVD) для вывода изображения высокой четкости (FullHD). Топовая модель линейки – ATI Radeon HD 2900 XT, выпускаемая по 80-нм нормам, рассчитана на игровых энтузиастов и будет составлять небольшой процент от общей массы производимых видеокарт нового поколения. Mainstream-решения с индексами 2600 и 2400 будут выпускаться по 65-нм техпроцессу и обещают обеспечить рекордное в отрасли соотношение производительности, рассеиваемой мощности и цены. В частности, младшие модели для настольных систем будут поставляться в вариантах с пассивным охлаждением. Начало массового появления этих решений в рознице запланировано на июнь.

Анонс своих новых видеокарт компания AMD провела в самый разгар ценовой и маркетинговой войны с основным конкурентом, находясь при этом в достаточно непростом положении. Согласно официальным данным, по причине расходов на  приобретение ATI компании AMD с трудом удалось свести концы с концами по результатам 2006 года (см. PCWeek/UE №6/2007 стр.12). А уже в апреле нынешнего года представители Intel, со ссылкой на ресурс DailyTech и аналитическое агентство Mercury Research, не скрывая радости, распространили информацию о том, что в первом квартале Intel достигла доли 80,5% мирового рынка процессров для ПК, тем самым отобрав у AMD 6%, которые последняя с трудом набрала за весь предыдущий год. К тому же, независимо от текущих квартальных результатов и аналитических прогнозов, маркетинговая риторика представителей Intel традиционно строилась на декларациях о том, что AMD находится в неутешительном положении по причине нехватки производящих процессорные кристаллы фабрик и испытываемых трудностей с переходом на 45- и 32-нанометровые технологические процессы производства.

Редакция PCWeek/UE обратилась к Пьеру Брансвику (Pierre Brunswick), вице-президенту AMD по продажам и маркетингу в СНГ, Восточной Европе и Турции, с просьбой прокомментировать текущее положение дел в компании, в частности вопросы с предполагаемой нехваткой производственных мощностей и трудностями с освоением новых техпроцессов (полный текст беседы см. ниже). Судя по характеру и объему полученных в ходе интервью ответов, можно сделать вывод, что эта тематика для AMD является действительно проблемной, в связи с чем представители компании стараются избегать прямых ответов даже на бесхитростные вопросы. Однако г-н Брансвик старался всячески подчеркнуть полную готовность AMD к конкурентной борьбе и отсутствие каких-либо существенных маркетинговых препятствий. Так, он привел любопытную трактовку причин возникновения «чипсетного кризиса».

Продажи новой линейки только стартовали, и на данный момент пока рано судить о том, как этот анонс повлияет на рынок решений для 3D-графики и на борьбу между AMD и конкурентами. А поскольку от самих компаний зачастую можно услышать лишь хлесткую риторику в адрес друг друга и ловкое жонглирование цифрами, полученными от аналитиков, то розничным и корпоративным пользователям остается только ждать естественного развития ситуации, поскольку, как отметил г-н Брансвик, ответ даст сам рынок.

комментарии производителя

С редактором PCWeek/UE беседует Пьер Брансвик, вице-президент AMD по продажам и маркетингу в СНГ, Восточной Европе и Турции


Пьер Брансвик
Пьер Брансвик
PCWeek/UE:
В чем заключаются общие принципы стратегии завоевания рынка и конкурентной борьбы, которые применяет компания AMD?

Пьер Брансвик: Мы обладаем технологическим превосходством, и, по нашему мнению, если внедряемая инновация имеет определенный практический смысл для пользователя, это сохраняет наше технологическое преимущество, стимулируя рост рыночной доли.

PCWeek/UE: Испытывает ли компания AMD нехватку производственных мощностей, выпускающих кремниевые пластины? И если да, то что компания намерена предпринять в связи с этим?

П. Б.:
На AMD очень благотворно повлияло приобретение компании ATI, потому что это принесло с собой также и новую бизнес-модель. Прежняя модель состояла в использовании нашего единственного завода для производства процессоров, и это был лучший завод в своем классе. На тот момент мы только начали заключать соглашения на Тайване для доступа к дополнительным мощностям. Компания ATI была устроена совершенно иначе — там широко применялся принцип субпроизводства. И этот компромисс для нас оптимален: у нас есть собственные заводы, которые находятся под нашим полным контролем и управлением, в то же время мы можем делегировать обязанности по субконтрактам. Таким образом, мы можем практически полностью ликвидировать недостачи, создав запас мощностей, а также получаем возможность поставлять на рынки более совершенные технологии.

PCWeek/UE: Ваш основной конкурент высказывает мнение о том, что у компании AMD явно не хватает производственных мощностей, вследствие чего AMD не сможет удовлетворить спрос и уступит долю рынка. Как вы можете прокомментировать такие заявления?

П. Б.:
Во-первых, меня очень радует, что конкуренты начали говорить о нашей компании, поскольку до недавних пор они нас игнорировали. Это свидетельствует о значительном прогрессе. А отвечать на этот вопрос я не хотел бы: на мой взгляд, наиболее убедительный ответ даст сам рынок.

Наша маркетинговая стратегия проста – мы стремимся дать каждому пользователю свободу выбора. Если Вы посмотрите на результаты прошлого года, то увидите, что мы привнесли на этот рынок больше инноваций и технологий, чем кто-либо другой. И наши конкуренты впоследствии их полностью копировали. Безусловно, мы должны инвестировать больше ресурсов в пользователей, в донесение до них нашей миссии, наших преимуществ и знаний о новых технологиях. А свобода выбора должна основываться на знаниях. В этом отчасти состоит наше долгосрочное видение ситуации. Маркетинговая активность не помогает, если не общаться с пользователем на его собственном языке, поскольку лишь таким образом он может получить знания, а не прописные истины. Пока никто, кроме нашей компании, не задавался этим вопросом.

PCWeek/UE: Но некоторое время назад в регионе СНГ наблюдался так называемый чипсетный кризис. Можете ли вы дать гарантию, что такое явление не повторится?

П. Б.:
На самом деле кризиса не было – мы были готовы предложить продукты. Проблема заключалась в том, что эти продукты в тот момент не были нужны рынку: они не соответствовали спросу и просто лежали на складах. Перед тем как анонсировать новые продукты, мы поинтересовались у партнеров, нужны ли им инновации, усовершенствованные характеристики, где именно они будут применимы и какие именно характеристики востребованы в первую очередь. Партнеры из Microsoft заявили, что им необходима совместимость с Vista, это также касалось графических приложений, причем эту совместимость необходимо было обеспечить в определенный срок. Поэтому двухъядерные процессоры оказались на рынке гораздо раньше, чем этого требовал спрос. Нам не удалось убедить пользователей приобретать новые процессоры, поскольку они появились слишком рано.

Когда производишь двухъядерные процессоры на прежних мощностях, то в конечном итоге их получается меньшее количество за счет того, что они больше по площади и на одну пластину приходится меньше чипов. Когда появились двухъядерные процессоры, партнерам они еще не были нужны, поскольку  не было необходимого софта. С четырехъядерными процессорами ситуация сейчас немного иная: спрос есть, а работающих с ними качественных приложений нет. Поэтому до декабря 2007 года нет никакой необходимости в выведении на рынок четырехъядерных процессоров.

PCWeek/UE: Как обстоят дела с разработкой более тонких технологических процессов? Что мешает компании запустить 45- и 32-нанометровый процесс? Как компания собирается решать эту проблему?

П. Б.:
Не секрет, что в вопросе разработки новых техпроцессов мы сотрудничаем с IBM. Для нас нет необходимости проводить какую-либо пропаганду или агрессивную рекламу в вопросах запуска более тонких технологических процессов. В  наших лабораториях есть все эти технологии, мы это демонстрировали раньше и демонстрируем сейчас.

Вся производимая продукция должна быть эффективной и соответствовать требованиям рынка. Например, мы используем технологию SOI, которая позволяет снизить энергопотребление без перехода на более тонкий технический процесс. У нас нет необходимости использовать более тонкие нанометровые технологии, чтобы быть рентабельными и конкурентоспособными. А ведь достаточно часто пропагандируется то, что рынку не особенно нужно. Рыночные решения включают в себя не только производительность, но потребление энергии и конкурентную стоимость. К примеру, сейчас рынку не нужны 32 нанометра, рынок просто не купит такую продукцию.

PCWeek/UE: Когда стоит ожидать появления новых чипсетов, предназначенных для корпоративного рынка?

П. Б.:
Каждый рынок имеет свои отличительные черты. Если посмотреть на процессор  AMD Opteron, в период своего запуска он предназначался для корпоративного рынка, и это принесло нам выигрыш, дало возможность запустить AMD Athlon 64. Следующее поколение продуктов – Barcelona. Концепция этих продуктов помогла нам продумать дизайн Phenom.

Каждое поколение продуктов помогает появиться следующему. Эта преемственность, а также многоядерность – то, что привлекает пользователей, поскольку позволяет снизить затраты, эффективно расходовать энергию. Например, Phenom будет совместим со всеми процессорными разъемами, для его установки не нужно будет менять системную плату.

PCWeek/UE: Справедливо ли утверждать, что Phenom вообще не будет требовать замены системных плат?

П. Б.:
Нет, мы гарантируем совместимость со старыми материнскими платами. Но когда пользователь перейдет на новый разъем АМ2+, он получит также и новые преимущества – HyperTransport2 и возможность гибко регулировать расход энергии путем выборочного отключения отдельных ядер. Но если пользователь не готов к модернизации, он также получит гарантированно работающий процессор на уже выпускаемых материнских платах с разъемом АМ2. Это решение ориентировано в первую очередь на потребителя.

PCWeek/UE: Как проходит сотрудничество AMD с производителями системных плат в вопросах сертификации рекомендованных материнских плат?

П. Б.:
Мы тестируем не только материнские платы, но также системы охлаждения и блоки питания. Сотрудничество начинается с этапа разработки продукции: мы предоставляем вендорам рекомендуемые шаблоны дизайна и акцентируем внимание на важных производственных моментах. Мы должны убедиться, что продукты соответствуют нашим требованиям.

PCWeek/UE: Существуют ли особые виды сертификации продукции для корпоративного рынка, благодаря которым пользователь может быть уверен в том, что он получает гарантированно стабильную и «долгоживущую» платформу?

П. Б.:
Для корпоративного рынка мы используем программу Validated Server Program. По этой программе система тестируется и сертифицируется полностью, вместе с охлаждением и питанием. Совместное тестирование важно, потому что в сегменте серверов рассматриваются не процессоры и материнские платы по отдельности, а решения в целом.