Понятие унифицированных коммуникаций появилось в обиходе сравнительно недавно, однако многие компании не только успели взять его на вооружение, но и поспешили анонсировать профильные продукты. Пионером и безусловным лидером зарождающегося сегмента рынка была и пока остается Cisco Systems с набором разнообразного специализированного ПО и сотнями реализованных во всем мире проектов. В спину ей дышит Microsoft, располагающая не меньшими финансовыми ресурсами и недавно представившая публичные бета-версии Communications Server 2007 и Office Communicator 2007. В свою очередь IBM противопоставляет конкурентам мощный пакет приложений Lotus Sametime. 


Поскольку унифицированные коммуникации подразумевают использование IP-систем второго поколения, они неизбежно будут расширяться и в сторону технологий VoIP. Это означает, что вчерашние игроки рынка ПО, и в первую очередь Microsoft, имеют все шансы выйти в ранее неприкосновенный для них сегмент IP-телефонных станций, где до сих пор безраздельно господствовали сетевые вендоры Avaya, Nortel, Siemens. В преддверии неизбежного передела рынка компании из обоих лагерей стремятся наладить партнерские отношения друг с другом и даже образуют альянсы с целью совместного продвижения продуктов. 

Примером подобного сотрудничества является недавняя разработка компании Avaya – программный IP-телефон IP Softphone R6, предполагающий тесную интеграцию с Microsoft Office Communicator (MOC) и аналогичными приложениями других разработчиков. В зависимости от потребностей заказчика и его готовности внедрять новые технологии на выбор доступно несколько уровней функциональности системы унифицированных коммуникаций Avaya.

Первый шаг на пути к конвергенции

Исторически так сложилось, что сети передачи данных и голоса в рамках корпоративной ИТ-инфраструктуры всегда были обособлены. И только в последнее время наметилась тенденция к консолидации этих двух сред в единое целое. На первоначальном этапе решение Avaya позволяет с минимальными затратами интегрировать офисные приложения с телефонной сетью общего пользования (ТФОП). Наиболее простой способ Server based предполагает использование МОС исключительно для совершения внешних звонков без какой-либо расширенной функциональности. В зависимости от количества обслуживаемых сотрудников необходимо приобрести один или несколько серверов и установить их между Office Communicator и Avaya Communication Manager. Синхронизацию МОС с телефоном в такой конфигурации обеспечивает шлюз АЕ Services 4.0 Server.

Установив на рабочем компьютере или ноутбуке IP Softphone, получаем технически более сложный и затратный вариант интеграции Client side integration. Сотрудник имеет возможность использовать это приложение совместно с гарнитурой в качестве альтернативы традиционному телефонному аппарату. При этом функциональность присутствующих в телефонной сети аналоговых, цифровых и IP-аппаратов остается без изменений.

Работа IP Softphone возможна в нескольких режимах. В Road Warrior передача голоса и управляющих сигналов (подтверждающих нажатия клавиш) происходит в одном широкополосном канале передачи данных с поддержкой качества обслуживания Quality of Service (QoS). Если доступен только узкий канал без QoS, например домашнее dial-up-соединение, режим Telecommuter позволяет передавать голос по ТФОП. В этом случае обычный аналоговый телефон получает расширенную функциональность своего IP-аналога. Наконец, в режиме управления цифровым или IP-телефоном пользователь получает доступ к информации баз данных интегрированных в сеть приложений – истории вызовов, LDAP, Outlook, SIP IM.

Как и обычный телефон, IP Softphone сначала регистрируется в корпоративной сети, для соединения с удаленным сервером Avaya программа использует VPN-соединение. В результате, помимо свойственной Office Communicator функциональности, пользователь получает в свое распоряжение программный IP-телефон для звонков в рамках офиса и за его пределы в ТФОП. Номера можно извлекать как из директории офисной АТС, так и из базы данных сервера MS Exchange. На каждое рабочее место с IP Softphone необходимо приобрести лицензию.

После успешного прохождения процедуры регистрации в окне IP Softphone виден статус Registered и назначенный ему сокращенный номер в рамках корпоративной сети, а в стандартном окне MOC появляется дополнительная часть Phone Controls с Avaya Dial Pad. С номером абонента сопоставлен определенный перечень доступных услуг, за реализацию которых отвечает офисная телефонная станция. В частности, с помощью дополнительных клавиш из состава графического интерфейса IP Softphone можно выбрать линию, перевести все звонки на систему обработки голосовых сообщений или включить функцию ЕС500 параллельного мобильного телефона. При поступлении входящего вызова возникает всплывающее окно с предложением ответить на звонок от абонента с высветившимся номером.

Больше чем телефония

В крупных территориально распределенных по всему миру корпорациях виртуальные совещания через сеть (или веб-конференции) становятся все более популярными. Такие гиганты, как Cisco и Google поспешили сделать приобретения профильных компаний, а известные разработчики ПО постепенно включают возможность проведения веб-конференций в свои программные продукты. В рамках расширенной версии унифицированных коммуникаций Avaya предлагает продукт Meeting Exchange.

Он позволяет проводить не только голосовые, но и веб-конференции, в процессе общения обмениваться файлами для совместной обработки информации и при необходимости вносить в нее коррективы. Meeting Exchange допускает использование баз данных продуктов Microsoft, организацию конференций одним нажатием клавиши и подключение «на лету» новых участников. В числе дополнительных функций — резервирование из календаря, просмотр списка участников, режимы, когда все участники слушают одного человека или говорят одновременно. Конференцию можно записать, а затем просмотреть интересующие фрагменты.

В качестве интерфейса для ПК Avaya предлагает собственный Web Conferencing, однако ничто не мешает использовать и продукты сторонних разработчиков. Это относится прежде всего к уже доступным Adobe Acrobat Connect Professional и IBM SameTime версий 7.0 и 7.5. В третьем квартале текущего года должен увидеть свет и Microsoft Live Meeting.

Сообщения всех видов – объединяйтесь!

Вынесенный в подзаголовок лозунг очень точно передает идею еще одной  составляющей части коммуникаций Avaya. Речь идет об объединении хранилищ сообщений различного рода (электронной почты, голосовых, факсов) и универсализации способов доступа к ним с помощью ПК, телефона или факсимильного аппарата. В простейшем виде систему обработки сообщений можно сравнить с автоответчиком, который принадлежит не отдельно взятому абоненту или оператору связи, а корпорации. Он не только запишет голосовую информацию, если сотрудник не может ответить на звонок, но и сделает массовую рассылку, перешлет сообщение коллеге и т.д. За реализацию перечисленных функций отвечает масштабируемая, основанная на стандартах платформа Avaya Modular Messaging.

На выбор пользователя существует две топологии организации системы Unified Messaging: Unified Access и Unified Message Store. В первом случае Outlook используется для доступа к электронной почте на сервере Microsoft Exchange и голосовым сообщениям и факсам на сервере Avaya Modular Messaging Message Store. В то же время телефонный интерфейс Avaya позволяет получить доступ только к голосовым сообщениям и факсам. В случае Unified Message Store можно обойтись одним сервером Exchange для хранения голоса и факсов совместно с электронной корреспонденцией. Такая топология обеспечивает доступ ко всем видам сообщений как через Outlook, так и через голосовой интерфейс.

Очевидно, что каждая из двух описанных топологий имеет свои преимущества и недостатки. Unified Message Store технически менее сложна, не требует приобретения дополнительного сервера, однако потенциально способна вызвать множество вопросов у службы безопасности компании. Наоборот, внедрение Unified Access обойдется дороже, но позволит разграничить доступ к электронной, голосовой, факсимильной корреспонденции. В распоряжении Avaya есть отдельный продукт one-X Speech, обеспечивающий доступ ко всем типам сообщений для мобильных сотрудников, однако он не локализован и поэтому отсутствует в нашей стране.  

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Александр РОМАНОВ, менеджер технической поддержки представительского офиса Avaya в Украине

PCWeek/UE: Где, по Вашему мнению, наиболее востребованы системы унифицированных коммуникаций?


А. Р.: Такие системы интересны прежде всего крупным компаниям, которые используют коммуникации в масштабе распределенной ИТ-инфраструктуры. Запросы отдельно взятого офиса с несколькими десятками сотрудников вполне может удовлетворить сервис-провайдер. 

PCWeek/UE: В чем Вы видите основные преимущества систем унифицированных коммуникаций?

А. Р.: Голосовое сообщение, которое попало в ящик оператора связи, нельзя контролировать, а ведь оно вполне может содержать информацию конфиденциального характера. В случае применения корпоративного решения сообщение остается защищенным в соответствии с принятыми нормами безопасности и при необходимости попадает в производственный цикл. Компании обычно уделяют самое пристальное внимание вопросам обеспечения безопасности. Например, при внедрении наших систем обработки сообщений некоторые клиенты не хотят ставить второй сервер и предпочитают хранить голос совместно с электронной почтой (топология Unified Message Store, прим. ред.). Однако после консультаций со службой безопасности в 70-80% случаях топология с единым хранилищем данных заканчивается внедрением Unified Access.

PCWeek/UE: Насколько востребованы системы унифицированных коммуникаций среди отечественных заказчиков?

А. Р.: Пока рано говорить о каких-либо выдающихся результатах. Многие украинские компании предпочитают обходиться привычными для них средствами связи. Основными заказчиками чаще являются крупные мультинациональные корпорации, которые распространяют на все рынки принятые в головном офисе стандарты. Кроме того, внедрение унифицированных коммуникаций обычно сопряжено с необходимостью вложения достаточно больших средств. Именно поэтому Avaya предлагает предоставляет клиентам возможность постепенного расширения функционала приобретаемых систем и значительно менее дорогие их облегченные варианты.