Необходимость быстрого прохождения украинскими банками эволюции от рознично-кассовых к универсальным банковским учреждениям стала вызовом не только их владельцам, но и поставщикам программного обеспечения и системным интеграторам. Несомненно, распространенная практика использования неунифицированного и трудно интегрируемого арсенала программных средств сдерживает расширение спектра предоставляемых услуг, рост клиентской базы, объемов привлекаемых средств, а следовательно, и экономическую эффективность банковской деятельности.



Сегодня уже недостаточно иметь в наличии только стандартные инструменты. Для успешной конкуренции с иностранными финучреждениями необходимо обратиться к их опыту создания конкурентных преимуществ, расширения портфеля продуктов и оптимизации банковских операций. С точки зрения автоматизации это означает повторение пути зарубежных банков, пройденного ими в конце 80 - начале 90-х годов, когда использование централизованных интегрированных систем поддержки казначейских операций стало необходимым условием выживания в условиях транснационализации мировых рынков и резкого роста информационных потоков. Получение объективной информации в режиме реального времени по отдельно взятой операции, портфелю ценных бумаг, подразделению или финучреждению в целом по широкому набору показателей (рисковая стоимость, лимиты, кривые доходности, волатильности), рассчитанным по нескольким методикам, стало возможным только при использовании интегрированных казначейских систем. Отсутствие такой системы в банке Barings — старейшем инвестиционном банке в мире стало одной из причин его краха в 1995 году, когда руководитель его деривативного подразделения Ник Лисон (Nick Leeson) в одиночку своими несанкционированными сделками с опционами нанес убытки на сумму 600 млн. фунтов стерлингов.

Сегодня в Украине финансовые учреждения начинают испытывать проблемы с осуществлением всего спектра биржевых, межбанковских и внутрибанковских операций при помощи разрозненных программных приложений (более того, значительная часть операций все еще выполняется вручную). Невозможность эффективного управления портфелями активов существенно сужает возможности для получения прибыли. Кроме того, сегодня у банков нет возможности осуществлять управление рисками и активами в режиме реального времени. Временной разрыв между событием и реакцией банка измеряется в лучшем случае несколькими часами, а обычно — днями или даже неделями. Отсутствие интегрированной системы управления казначейскими операциями также негативно влияет на рейтинг финансового учреждения, присваиваемый международными агентствами, и, следовательно, повышает стоимость привлечения внешних заимствований. Наличие полнофункциональной интегрированной казначейской системы является одним из критериев оценки эффективности работы банковских учреждений в отчетах всемирно известных аудиторских компаний.

Выбор решения

Стоимость интегрированных казначейских систем ведущих мировых производителей на сегодняшний день отпугивает украинские банки. Однако стоимость не является основной проблемой при внедрении интегрированной казначейской системы. Чаще опасения вызывают уровень подготовки пользователей и администраторов, объем работы, которую придется проделать, чтобы адаптировать решение под требования НБУ, национальные бухгалтерские стандарты, а также внутренняя структура банка. Еще необходимо учитывать, что для внедрения казначейской системы потребуется существенная модернизация сетевого оборудования и серверных мощностей.

Близкой к украинским реалиям является интегрированная система “Казначейство” (ИСК) венгерской компании TRASSET, которая обладает функциональными возможностями, сравнимыми с разработками ведущих мировых производителей. Эта система хорошо зарекомендовала себя в коммерческих финучреждениях (Raiffeisenbank Hungary, OTP Bank, Аль Раджи Банк (Саудовская Аравия) и др.) и центральных органах государственной власти (Министерство финансов Сербии, Центральный банк Венгрии, Банк Албании и др.).

Основные свойства и функции

Основной задачей интегрированной системы “Казначейство” (ИСК) TRASSET является полная автоматизация биржевых, межбанковских и внутрибанковских операций, поддержка принятия решений в вопросах управления рисками, активами и обязательствами, достижение максимальной эффективности транзакций.

Информация о каждой операции заносится в общую базу данных. Это дает возможность в режиме реального времени получать всеобъемлющую информацию как по отдельно взятой сделке или активу, так и по группам портфелей активов и банку в целом.

В ИСК реализована общепринятая архитектура разделения сфер ответственности в банковских учреждениях на фронт-, мидл- и бек-офисы. Операции с клиентами и заключение сделок (фронт-офис), осуществление сделок, поставки ценных бумаг, перевода средств и т.д. (бек-офис), функции контроля и мониторинга лимитов, рисков, нормативов (мидл-офис) интегрированы в ИСК в единую архитектуру.

Система поддерживает и администрирует различные типы операций на финансовых рынках: депозиты, валютные сделки на биржах, операции с ценными бумагами, структурированные операции, производные (деривативы), своповые операции с процентными ставками и многие другие. Кроме того, предусмотрена возможность создавать нестандартные финансовые инструменты (OTC — Over-the-Counter) при помощи встроенного генератора денежных потоков. ИСК поддерживает действия пользователя по управлению разрывами ликвидности и процентных ставок, что делает невозможным невыполнение банком своих обязательств по причине отсутствия средств на счетах в момент осуществление платежа. Потоки денежных средств, соответствующие операциям, автоматически отображаются в режиме реального времени на счетах.

Общая структура системы TRASSET

В соответствии с концепцией сквозной обработки зарегистрированные системой сделки последовательно обрабатываются во фронт-, мидл- и бек-офисах, получая разные статусы в соответствии с объемом проведенной работы. Авторизованные пользователи могут изменять статус сделки, причем изменение статуса транзакции или коррекции данных заносятся в журнал для аудита. Вторичный ввод информации в систему исключен на всех этапах — начиная с попадания во фронт-офис и заканчивая генерацией платежных инструкций и передачей данных в главную книгу. ИСК поддерживает подключение через онлайн-интерфейс к наиболее важным системам рыночной информации, таким как Рейтер, Блумберг или Телерейт. Вдобавок предусмотрена возможность внесения отдельных ставок из любых внешних источников данных, например из файлов Excel.

Система управляет и осуществляет в интегрированном виде разные типы сделок на финансовых рынках. ИСК имеет собственный модуль сделок, который поддерживает ручной ввод данных. Предусмотрены функции автоматизированной генерации и импорта сделок из внешних торговых систем (например, Reuters Dealing).

ИСК управляет платежами и подтверждениями: заключенные сделки передаются в бек-офис, в котором инициируются и осуществляются платежи через SWIFT, систему электронных платежей (СЭП) в режиме реального времени или другие платежные системы. Также поддерживаются рассылка подтверждений и сверка выписок из счетов.

Модульность решенияи интегрируемость

Связь с дилинговой системой Рейтер позволяет ИСК автоматически считывать основные параметры осуществляемых операций и заполнять дилинговый бланк (бланк может быть заполнен вручную). Так называемый захват операции позволяет обновлять финансовую позицию учреждения в режиме реального времени.

Связь с информационной системой Рейтер или Блумберг обеспечивает возможность расчета прибылей и убытков по финансовой позиции пользователя в режиме реального времени. ИСК также управляет подтверждениями и платежами. Система поддерживает аналитическое управление корреспондентскими счетами (в том числе депозитарными). Поддерживается также подтверждение и сверка выписок из счетов. Кроме того, ИСК генерирует файлы главной книги, имеет интерфейсы к ряду ведущих систем главных книг бухгалтерского учета, в частности Oracle Financials и SAP. ИСК также легко может быть оснащена интерфейсом к любой системе бухгалтерского учета собственной разработки.

Автоматизация встроенных средств контроля, механизмы предварительного контроля

Система лимитов позволяет на разных уровнях структуры портфеля устанавливать ограничения по дилерам, видам ценных бумаг, уровню риска и т.д. Средства контроля лимитов применяются как на фазе планирования транзакции, так и при проведении одной или серии операций.

В случае нарушения лимитов система предлагает варианты решения проблемы или помощь в расчете правильных значений.
Политика “четырех глаз”

На протяжении всего периода эксплуатации применяется принцип “Автор-Контролер”, который означает, что любое изменение принимается системой только после одобрения разными пользователями. Весь процесс работы регистрируется си­стемой в журнале, тем самым обеспечивая всеобщий контроль за произведенными пользователями изменениями.

С автором материала можно связаться по адресу:
Ihor_Demchuk@bms-consulting.com