Сегодня трудно удивить кого-либо мобильным телефоном с встроенной фотокамерой, ноутбуком с двухъядерным процессором, доступом к интернету через телевизионный кабель, IP-телефонией, встроенными в бортовой компьютер автомобиля устройствами GPS-навигации и множеством других устройств. Успех современных конвергентных технологий обеспечивается тремя фундаментальными строительными блоками: комплексностью (расширением функциональности), системностью (реализацией взаимосвязанности, взаимодействия), эффективностью (улучшением качества, производительности).


Мультисервисная сеть АКБ “Правэкс-Банк”
Мультисервисная сеть АКБ “Правэкс-Банк”

Процессы конвергенции затронули и область цифровых охранных систем, предназначенных, как считалось раньше, только для решения ограниченного круга задач обеспечения безопасности. Распределенная корпоративная система удаленного видеомониторинга и контроля бизнес-процессов, внедренная в АКБ “Правэкс-Банк” корпорацией “Инком”, является примером конвергенции технологий и средств обеспечения безопасности.

Предпосылки к внедрению

Несколько лет назад топ-менеджеры и акционеры “Правэкс-Банка” определили концепцию развития с основополагающим принципом: “Стать системным розничным банком национального масштаба (Retail banking)”. Сегодня “Правэкс-Банк” входит в ТОР-25 банков Украины. В его структуре насчитывается более 540 отделений, 2700 точек потребительского кредитования; эквайринговая сеть представлена 2000 пунктами. Банк обслуживает 51 тыс. юридических лиц и около 2,3 млн. физических лиц. Ежемесячно “Правэкс-Банк” обслуживает более 900 тыс. клиентов по наличным платежам, оборот которых составляет 217 млн. грн.

Построение единой информационной инфраструктуры банка, объединяющей все удаленные подразделения, стало ключевым фактором, позволившим занять лидирующие позиции в розничном банковском бизнесе. Концепция развития предусматривает не только расширение спектра предоставляемых банковских услуг и увеличение количества удаленных подразделений, но и повышение оперативности обмена, безопасности и скорости обработки информации между подразделениями. Банк уделяет особое внимание улучшению качества обслуживания клиентов и обеспечению контроля бизнес-процессов и отождествляет повышение эффективности бизнеса с внедрением современных информационных технологий.

Мультисервисные сети

Процессы конвергенции технологий передачи данных, голоса и видео привели к стремительному развитию мультисервисных телекоммуникационных сетей. Сеть больше не рассматривается как инструмент тривиального обмена данными между несколькими персональными компьютерами, а становится средством реализации сервисов и услуг. Построение мультисервисной корпоративной телекоммуникационной сети позволило заложить основание для дальнейшего развития информационной инфраструктуры банка.

Современные мультисервисные сети призваны решать задачи организации защищенного обмена данными между объектами, защищенной корпоративной телефонной связи и видеоконференций, защищенной системы видеомониторинга объектов и процессов.

Если первое направление в большей степени имеет отношение к появлению новых и оптимизации существующих сервисов и услуг (классика увеличения прибыли), то второе и третье направления дают возможность выявить скрытые резервы повышения эффективности бизнеса путем снижения расходов. В банке говорят, что “деньги, которые не были потеряны, — это деньги, которые были заработаны”.

Требования к системе

Аналоговые технологии видеомониторинга удаленных объектов не применимы или обладают недостаточной эффективностью для использования на больших расстояниях. В то же время построение нескольких цифровых каналов для каждого удаленного объекта приводит к увеличению расходов, снижению гибкости, масштабируемости и эффективности управления. Вывод очевиден: наиболее оптимальным вариантом с точки зрения как функциональности, так и стоимости является применение мультисервисных корпоративных сетей в качестве транспортной инфраструктуры для системы видеомониторинга удаленных объектов.


Распределенная система видеомониторинга АКБ “Правэкс-Банк”
Распределенная система видеомониторинга АКБ “Правэкс-Банк”
Построение распределенной корпоративной системы удаленного видеомониторинга (РКСУВ) стало одной из ключевых задач реализации концепции развития “Правэкс-банка”. К функциональности системы были предъявлены такие требования:

видеонаблюдение за бизнес-процессами на удаленных объектах банка (отделения, филиалы, пункты обмена валюты, банкоматы) в интерактивном режиме online;
запись видеоинформации в долговременный архив (центр) и локальный архив (удаленный объект) для последующего просмотра и анализа в центре видеонаблюдения;
возможность длительного хранения видеоархивов как в центре наблюдения, так и на удаленном объекте;
безопасность передачи и хранения видеоинформации;
возможность одновременной работы с одним и тем же объектом для нескольких операторов центра наблюдения;
возможность одновременной работы операторов c разными объектами;
при необходимости реализация охранных функций на удаленных объектах;
масштабируемость системы с учетом дальнейшего непрогнозируемого роста количества операторов и объектов мониторинга.

Реализация проекта

Работы по построению РКСУВ начались с разработки архитектуры системы, которая позволила бы решить все поставленные задачи в рамках мультисервисной корпоративной сети. Вторым фактором, обеспечившим успех внедрения, стала реализация предъявленных к системе видеомониторинга требований адаптивности и модульности. Система должна была предусматривать дальнейшую модернизацию для решения задач, которые не были перечислены в списке требований, но рассматривались в качестве перспективных. В частности, речь шла о видеомониторинге банкоматов, интеграции с системами контроля транзакций платежных карт, интеграции с системами контроля доступа, централизованном контроле событий охранной сигнализации.

В результате анализа и проведения тестирования существующих на рынке систем выбор был остановлен на программно-аппаратном комплексе “Инспектор+”. Базовая функциональность комплекса позволяет решить поставленные задачи, а встроенные возможности масштабирования “Инспектор+” предусматривают наращивание функциональности без необходимости перестройки системы.

С учетом опыта разработки и внедрения сложных распределенных информационных систем в “Правэкс-Банке” приняли решение о взаимодействии не с отдельными продавцами цифровых систем видеонаблюдения и других продуктов, а с компанией-интегратором. Это позволило объединить выполнение всех задач, начиная с разработки технического проекта и поставки оборудования и заканчивая настройкой камер видеонаблюдения и сопровождением системы. Партнером “Правэкс-Банка” по реализации проекта РКСУВ стала корпорация “Инком”.

Защита

Особое внимание уделено средствам комплексной защиты комплекса от несанкционированного доступа. Система реализует модули защиты периметра наблюдаемого здания и каналов прокладки кабелей, каналов связи методом шифрования передаваемого трафика (3DES)  и встроенных непосредственно в комплекс видеонаблюдения средств предотвращения доступа.


Архитектура распределенной системы видеомониторинга
Архитектура распределенной системы видеомониторинга
Система “Инспектор+” обеспечивает несколько уровней защиты. В частности, к системе не может подключиться компьютер, явно не заданный в конфигурации, причем привязка осуществляется и по имени компьютера, и по его адресу. При установке программы уже на первом этапе происходит определение необходимой конфигурации: видеосервера, администратора или оператора. В конфигурации для операторов программа предоставляет только функции просмотра объектов без возможности изменять их настройки. Для получения доступа к функциям программы требуется парольная аутентификация со встроенной защитой от подбора. Для каждого пользователя, для групп пользователей и для объектов системы могут быть отдельно определены и назначены права доступа. Таким образом, для каждого пользователя персонально можно скрыть ресурсы от пользователей и операторов или ограничить возможности по управлению.

Результаты

В результате реализации проекта стало возможным успешное решение комплекса охранных и бизнес-задач, являющихся ключевыми для дальнейшего развития банка и повышения качества обслуживания клиентов. Сегодня РКСУВ АКБ “Правэкс-Банк” состоит из более 70 удаленных объектов, в системе задействовано более 300 камер. Удаленные объекты расположены не только в Киеве, но и в других городах Украины. В системе предусмотрена возможность сбора статистических данных, что позволяет проводить анализ и оптимизацию бизнес-процессов: определение длины очереди в кассы на удаленных объектах, длительности общения сотрудника и клиента, определение времени пиковой нагрузки на сотрудников, оптимального времени работы удаленных объектов. Благодаря внедрению средств контроля качества обслуживания уменьшилось количество жалоб и снизилась вероятность потери клиентов.

Реализован широкий спектр охранных функций обеспечения безопасности: видеоконтроль доступа к хранилищам, сейфам, анализ работы подразделений службы охраны, оперативный анализ ситуации на удаленном объекте (срабатывание охранной или пожарной сигнализации, вызов по “тревожной” кнопке), анализ событий срабатывания программного детектора движений в нерабочее время.

В системе предусмотрены возможности для расширения функциональности, в том числе видеоконтроль банкоматов, интеграция с системами предотвращения мошенничества, интеграция с системами контроля доступа.

Сегодня в “Правэкс-Банке” проводится испытание технологии, позволяющей доставлять видеоархивы не только по каналам связи, но и с использованием съемных носителей большой емкости  — это необходимо для мониторинга объектов, на которых нет возможности организовать канал связи с достаточной пропускной способностью или когда построение такого канала нецелесообразно. Некоторые удаленные объекты оборудуются дополнительными видеокамерами, причем благодаря проработке решения на этапе проектирования внедрение дополнительного оборудования для видеосерверов не требуется.

Вопросы, связанные с увеличением нагрузки в центре видеомониторинга, решаются с помощью масштабирования и распределения нагрузки комплекса “Инспектор+”. Разрабатывается проект удаленного видеонаблюдения банкоматов и интеграции с системой предотвращения мошенничества по платежным картам на базе существующей системы видеомониторинга.

Заключение

Процессы конвергенции информационных технологий изменяют функциональность распределенных систем видеомониторинга, открывают новые возможности для построения систем видеоконференцсвязи. Сегодня становится очевидно, что объединение функций обеспечения безопасности и контроля бизнес-процессов не только оправдано, но и позволяет повысить эффективности ведения бизнеса.

Валерий Белан, заместитель председателя правления, АКБ “Правэкс-Банк”; Александр Колпаков, директор департамента инженерной  инфраструктуры и систем безопасности корпорации “ИНКОМ”; Анатолий Покоса, начальник управления платежных систем и телекоммуникаций АКБ “Правэкс-Банк”

СПРАВКА

Назначение основных компонентов РКСУВ:

Видеосервер — трансляция видеоинформации и запись “локального” видеоархива.
Архивный сервер — долговременное хранение видеоинформации
Видеошлюз — снижение загрузки каналов связи и обеспечение функции безопасности (операторы не имеют прямого доступа к видеосерверам).
Центр мониторинга — рабочие места операторов для видеомониторинга удаленных объектов и работы с видеоархивом.


СПРАВКА

Конвергенция (от лат. convergens — сходящийся) устройств, технологий, систем и сервисов является основной составляющей процессов развития современных информационных технологий.