Днепропетровский стрелочный завод является одним из типичных представителей предприятий среднего бизнеса в регионе, и задачи, которые решает ИТ-департамент завода, также вполне стандартны. Однако схожие по масштабам предприятия могли бы почерпнуть у стрелочного завода богатый опыт и не всегда привычные методы реализации поставленных перед ИТ-службой задач. Имея немалый парк автоматизированных рабочих мест, ИТ-департамент предприятия насчитывает менее 10 специалистов, и во многом его эффективная работа определяется не функционалом приобретенных средств автоматизации, а личным вкладом и профессионализмом руководителя.
![]() |
В этом плане предприятие можно рассматривать как один из примеров рационального приложения усилий ИТ-департамента для достижения общего результата в масштабах всей компании. О задачах, которые стоят перед ИТ-службой предприятия, и о методах воплощения их в жизнь редакции PCWeek/UE рассказывает Андрей Калмыков, руководитель ИТ-департамента Днепропетровского стрелочного завода.
PCWeek/UE: Какова структура ИТ-департамента на вашем предприятии и какие функции он выполняет?
Андрей Калмыков: На сегодняшний день ИТ-служба насчитывает 7 человек. Деятельность ИТ-департамента предприятия включает в себя три направления. Первое направление — прикладное программное обеспечение. Департамент своими силами разрабатывает и поддерживает систему комплексного управления производством, которая дала возможность видеть полную картину производства по всем цехам и складам.
Второе направление — локальная сеть предприятия. Сейчас машинный парк составляют около 240 компьютеризированных рабочих мест, каждое из которых подключено к сети. Проект локальной сети и его реализация были выполнены только силами ИТ-службы. В пределах отдельных зданий сеть построена на витой паре, а на удаленных расстояниях (в сети есть сегменты до 1,5 км) используются телефонные линии с VDSL-оборудованием. Один сегмент сети построен компанией “Инком” с применением технологии radio Ethernet.
Третий сектор развития — связь. В течение последнего времени предприятие внедрило новую цифровую мини-АТС взамен старой релейной, которая занимала почти целое помещение. Предприятие использует 2 входящих потока от компаний “Оптима Телеком” и “Голден Телеком”. Внутреннюю телефонизацию ИТ-служба проводит своими силами.
До недавнего времени служба также занималась программированием промышленного оборудования, но теперь эти функции отданы отделу главного технолога, где введена штатная единица технолога-программиста.
Отдел эксплуатации АСУП в структуре предприятия является самостоятельным подразделением, не зависит от ИТ-службы, подчиняется главному бухгалтеру и занимается эксплуатацией бухгалтерских учетных систем.
PCWeek/UE: Система бухгалтерского учета тоже разработана ИТ-службой?
![]() Андрей Калмыков |
PCWeek/UE: Чем аргументирован ваш выбор в пользу собственных разработок? Рассматривало ли руководство возможность приобретения системы управления?
А. К.: Мы понимаем, что системы уровня ERP или CAD мы не можем разрабатывать сами, и даже не пытаемся. Но универсальных программ для автоматизации той же бухгалтерии или управления производством, которые работали бы без доработки и адаптации под специфику конкретного производства, не существует. Для небольших фирм подходит путь долгой адаптации. Но я не думаю, что такой подход удовлетворит наше предприятие.
Также за собственные разработки или разработки “под ключ” выступает и главный бухгалтер завода — самый активный из руководства сторонник продвижения ИТ на предприятии. А если возникает необходимость в последствии настраивать систему два года, то преимущество от приобретенной системы теряется, и лучше все разработать самостоятельно. Тем более что это — развитие для меня как программиста.
Кроме того, одним из преимуществ собственных разработок является возможность оперативного внесения в задание (еще в процессе создания программного продукта) тех изменений, которые не были по каким-либо причинам оговорены при постановке задачи, а также возможность анализа результатов поэтапного создания и работы программного продукта.
PCWeek/UE: На какой технологии основана ваша база данных?
А. К.: Пока что на платформе VisualFoxPro v.8.0. Конечно, не потому, что она чем-то лучше, но я знал этот язык и начал на нем писать. За все время эксплуатации никаких проблем, в том числе и с общим доступом к базе данных, не наблюдалось. Могут возникать проблемы, связанные с ограниченными возможностями DSL-модемов, бывают некоторые проблемы со скоростью. Сегодня мы соединяем разрозненные цеха по телефонным линиям, используя VDSL-соединения. А в наиболее удаленных складах даже VDSL “не тянул”, поэтому пришлось ставить радиоантенны на крыше.
PCWeek/UE: Какими силами вы администрируете ваши автоматизированные рабочие места?
А. К.: Большинство проблем, которые связаны с этими компьютерами, можно решить с помощью программы удаленного администрирования. В случае необходимости кто-то из сотрудников нашей службы может подойти непосредственно, но, если честно, такие проблемы возникают в единичных случаях.
Ремонт и поддержка техники — еще одно направление деятельности ИТ-службы. Телефоны, компьютеры и заправка картриджей входят в наши обязанности. Когда компьютеров было меньше, еще можно было поручить это сторонней фирме, но сейчас, когда количество компьютеров и периферии заметно выросло, ремонт нужно делать срочно, и у нас нет возможности ждать, пока фирма отреагирует на вызов.
![]() Один из цехов Днепропетровского стрелочного завода |
А. К.: ИТ-служба находится в подчинении технического директора.
PCWeek/UE: Вы сказали, что у вас есть отдельная система автоматизации бухгалтерии и отдельная — для производства. Вы рассматривали вопрос консолидации данных?
А. К.: В этом году мы ставим задачу связать в рамках единой системы отдел кадров, отдел организации труда и зарплаты, электронную проходную, табеля учета рабочего времени и расчеты по заработной плате. В перспективе мы реализуем возможности экспорта/импорта информации между системами бухучета и управления производством, но не более того, поскольку управление производством опирается на управленческий оперативный учет, в отличие от бухгалтерского.
PCWeek/UE: Значит ли это, что в обозримом будущем вы не планируете внедрять централизованные системы управления?
А. К.: Если будем планировать, то собственной разработки. Отечественные и зарубежные разработчики предлагали нам свои ERP-системы, например, к нам приезжала компания Oracle и проводила демонстрацию своей системы. Но сроки ввода в эксплуатацию и ценовая политика этих систем на данный момент нас не устраивают.
PCWeek/UE: Как вы обучаете сотрудников, работающих за автоматизированными рабочими местами?
А. К.: Обучение по тем продуктам, которые поставляются сторонними организациями, выполняют разработчики. В ближайшее время мы планируем открыть интернет-класс, к которому будут иметь доступ все сотрудники предприятия. Обучение сотрудников будет происходить в этом классе. На данный момент обучение происходит силами сотрудников ИТ-службы на местах.
Чтобы обеспечить нормальную работу ИТ-службы, нам нужно изучать опыт других предприятий и учиться самим. Руководство завода разделяет это мнение и всячески способствует профессиональному развитию ИТ-специалистов. Я и мои коллеги регулярно посещаем все профильные конференции, выставки и прочие мероприятия, курсы повышения квалификации.
PCWeek/UE: Как на предприятии решается вопрос информационной безопасности?
А. К.: Сейчас я планирую закупить ПО и попробовать на некоторых компьютерах установить программы, которые управляют безопасностью и доступом к данным. Мы хотим попробовать это в качестве эксперимента, но вообще у нас на всех компьютерах установлены пишущие дисковые приводы и дисководы — мы доверяем сотрудникам.
PCWeek/UE: Наблюдали ли вы атаки извне?
А. К.: У нас работает комплекс защиты NOD32, мы довольны ее работой, никаких вторжений не было. Хотя в отдельные дни мы наблюдали до 10 тыс. попыток атак извне, в основном из Китая.
PCWeek/UE: От кого исходит первичная инициатива при необходимости автоматизировать новые процессы?
А. К.: Инициативы исходят как от ИТ-службы, так и от начальства. Я могу прийти со своими идеями к руководству, а руководство их анализирует, или наоборот — ставится задача, а ИТ-служба ищет способы ее реализации.
PCWeek/UE: За кем последнее слово в принятии решений?
А. К.: Чаще всего решение принимаю я, если вопрос согласован с руководством по срокам исполнения и цене.
PCWeek/UE: Если бы вам был предоставлен необходимый административный и финансовый ресурс, то какие задачи вы принялись бы решать в первую очередь?
А. К.: В первую очередь я бы везде хотел проложить оптоволокно. Это реально, но очень дорого. А нужно для того, чтобы увеличить пропускную способность сети.
PCWeek/UE: По Вашему мнению, должен ли руководитель ИТ-департамента входить в правление, и если да, то при каких обстоятельствах и на каких полномочиях?
А. К.: Отталкиваясь от специфики нашего предприятия, ИТ-служба должна подчиняться одному из заместителей генерального директора. Но ИТ-департамент, исходя из его роли на предприятии, должен все-таки быть обособлен от других структур.