Беспроводная связь через призму 3GSM World Congress’2007
Глобальные проекты
В период проведения конгресса 3GSM совет директоров Ассоциации GSM наметил дальнейшие пути развития отрасли — в процессе переговоров были приняты решения о запуске сразу нескольких интересных проектов, которые будут реализовываться крупными операторами связи. Во-первых, это сервис мгновенных денежных переводов (mobile transfers). Не секрет, что применение мобильного телефона в качестве кошелька — это идефикс последних десяти лет, в течение которых сотовая связь начала стремительно распространяться по планете. В настоящий момент почти у каждого крупного европейского, азиатского или американского оператора существуют свои варианты “мобильного банка” или системы оплаты покупок в интернет-магазинах. Однако все эти системы разрознены и имеют крайне ограниченный потенциал развития.
Мобильные платежные терминалы Gemalto для проекта mobile payments — обмен данными с сотовым телефоном идет по радиоканалу |
Теперь ситуация должна поменяться: по информации генерального директора Ассоциации GSM Роба Конвея, группа из 19 крупнейших международных операторов, предоставляющих услуги сотовой связи стандарта 3G в ста странах мира, займется созданием единой системы денежных переводов с помощью мобильного телефона. Пилотный проект будет осуществляться в течение II и III кварталов нынешнего года в солнечной Италии — в нем смогут принять участие абоненты-мигранты, пересылающие деньги на родину.
В этом решении мобильные телефоны используются в качестве источника информации о том, что деньги отправлены и получены. Операторы связи в данном случае выступают лишь как транспортный канал, переводы будут проводиться через коммерческие банки. Как и в обычной системе переводов, абонент сможет внести деньги (наличными, с помощью своего электронного счета или пластиковой карты) и указать параметры получателя, на сотовый телефон которого через несколько минут придет уведомление о доставке денег. Получить перевод можно в ближайшем пункте, подключенном к подобной системе, — операторы обещают, что это будут точки продаж услуг мобильной связи, интернет-кафе, отделения банков, бензозаправки, а также магазины, поддерживающие MasterCard (услуга Cash Refund, позволяющая снимать наличные с карты не через банкоматы, а в торговых точках, на Западе весьма популярна). Словом — всюду. Несмотря на то что стоимость операции в создаваемой системе будет примерно на 30% ниже, чем в существующих на сегодняшний день системах денежных переводов, сотовые операторы, участвующие в проекте, рассчитывают на увеличение выручки и абонентской базы в сетях 3G. Однако они не намерены превращаться в сервисные компании, поэтому проект будет запущен под брендом Master Card Worldwide (www.mastercard.com). В перспективе намечается, что система охватит Европу, страны Среднего Востока и Азии, Южной Африки и к 2012 г. достигнет объема переводов в триллион долларов в год.
А вот в России запуск этого сервиса пока не планируется — по действующему законодательству, операторы не имеют права работать по такой схеме, а выдача денег может осуществляться только в отделениях банков. Максимум, что возможно, — это запуск SMS-шлюза, через который абонент получит извещение о том, что деньги перечислены и их можно забрать, но это только увеличит стоимость транзакции.
Ультрамобильный ноутбук Fujitsu Siemens с модемом WiMAX в виде PCMCIA-карты при большой нагрузке на сеть передачи данных будет “тормозить”; на экране виден “лестничный” эффект |
В Европе и США единственное, что может затормозить развитие таких проектов, это недостаток специальных считывающих устройств, которые должны быть в торговых точках, а малоактивная деятельность банков по просвещению абонентов (по той же причине, например, в нашей стране многие настороженно относятся к пластиковым картам, предпочитая немедленно обналичивать все поступающие на них средства).
Пилотный проект mobile payments до конца 2007 г. будет реализован оператором KTF в Южной Корее, где у абонентов уже есть более 11,5 млн. трубок, поддерживающих технологию NFC, а в магазинах установлено свыше 78 тыс. бесконтактных кассовых терминалов. Ничуть не меньшего масштаба система развернута и у японского оператора NTT Docomo в партнерстве с местными банками.
Третий перспективный проект, с которым операторы связывают увеличение спроса на 3G-услуги, — создание дешевого телефона для сетей нового поколения. Хотя в конкурсе участвовали десятки производителей со всего мира, счастье улыбнулось только корейской LG, которая победила в проекте “3G for All” (“3G для всех”), проводимом Ассоциацией GSM, на производство доступного мобильного телефона, поддерживающего стандарт связи третьего поколения. Для снижения влияния “человеческого фактора” голосование по выбору победителя не проводилось, а все предложения восьми поставщиков, вышедших в финал конкурса, по двадцати моделям оценивала специальная скоринговая система, отслеживавшая десять основных параметров терминалов, из которых только половина была техническая, а основные связаны с ценой, быстротой поставки и дополнительными функциями для поддержки контент-сервисов в сетях третьего поколения (обеспечение скоростного доступа в Интернет, прием мобильного ТВ, поддержка службы мгновенных сообщений).
Персональный носимый компьютер, созданный по проекту “Каждому ребенку — по ноутбуку”: довольно тяжелая и медленная машина |
В выставочных павильонах удалось посмотреть на результат еще одного глобального проекта мирового сообщества: речь идет о программе Николаса Негропонте “Каждому ребенку — по ноутбуку” (One Laptop Per Child, OLPC). Впечатление от произведенных в его рамках устройств самое печальное: отвратительные “кислотные” цвета, низкое качество исполнения корпуса... К тому же, несмотря на то что компьютеры предназначены для детей, переносить их в школьном ранце будет трудновато — весят они больше 2 кг, в основном из-за несовременного источника питания. Да и возможности такой машины оставляют желать много лучшего — например, на загрузку банального игрового приложения у нас ушло около трех минут.
Мобильные решения для бизнеса
Одна из последних и крайне важных тенденций мирового рынка — рост значимости сегмента унифицированных коммуникаций (Unified Communications), на основе которых ведущие компании-производители создают мобильные решения для корпоративных клиентов.
Судя по стендам выставки, теперь современная “стратегия мобильности” заключается в прозрачном расширении бизнес-коммуникаций сотрудников, находящихся вне своего офиса. Как отмечает Джеффри Бейерд, вице-президент подразделения приложений, мобильных и компактных устройств компании Avaya, именно такой подход обеспечивает продуктивность и эффективность работы мобильного персонала.
Тестовая зона LTE — при использовании технологии MIMO скорость достигает 144 Мбит/с |
Предлагаются корпоративным пользователям и персональные удаленные хранилища — это позволяет организовать взаимодействие с мультимедийной информацией из любой точки планеты, где есть компьютер с доступом в Интернет и минимальным набором офисных программ. Так, программу LifeLog от Comverse (www.comverse.com) можно применять в качестве корпоративного приложения для сохранения фотографий и видеоклипов, снятых мобильными аппаратами с камерой, — обычно такое решение актуально для страховых агентств и продавцов недвижимости (оно дает возможность оперативно изменять базу предложений и заводить новые учетные записи). В практическом плане хранение и совместный доступ организованы в LifeLog довольно разумно — файлы из мобильного телефона перемещаются в Сеть автоматически с помощью простой утилиты. Сами абоненты управляют своим визуальным контентом с помощью удобных папок, напоминающих систему электронной почты и гарантирующих доступ для других пользователей. Таким образом можно преодолеть ограничения памяти в телефонном аппарате или смартфоне, быстро выложить в Интернет или интранет важную видеоинформацию для всеобщего доступа либо только для коллег по работе. К тому же файлы остаются в целости даже при утрате и порче телефона.
Картинки на экране
Огромное количество сервисов, на которые делают ставку как провайдеры услуг, так и сотовые операторы, связано с передачей видеоинформации — именно она может наполнить скоростные каналы сетей третьего поколения потоками данных. Эта тенденция отмечалась и в прошлом году, но изменились подходы. К примеру, для того чтобы привлечь внимание потенциальных пользователей, в зоне проведения семинаров на конгрессе 3GSM все угловые стойки в залах были отведены для демонстрации работающих IPTV-решений специального канала Telecom TV.
С точки зрения технологии пока существуют два основных пути развития в этом направлении. Первый — запускать видеоканалы DVB-H-вещания, что снимает нагрузку с каналов передачи данных по сотовым сетям и требует специального дополнительного приемника в терминале (естественно, увеличивая его цену).
Второй путь — использовать службу группового мультимедийного вещания MBMS (Multimedia Broadcast Multicast Service), через которую данные пойдут непосредственно по каналам HSDPA; тогда требования к терминалу значительно ниже, и ему нужен только медиаплейер для просмотра программ.
Пример трансляции мобильного ТВ от оператора Orange — смотреть передачи можно и с помощью КПК, если в слот для карты памяти установлены специальные компактные приемники |
Интересный сервис внедряют музыкальные каналы: при загрузке клипа или прослушивании нового сингла пользователь может получить рекламный баннер с предложением купить билет на ближайший концерт звезды со скидкой. Причем сервис определения местоположения абонента в сотовых сетях (LBS) позволяет строго персонифицировать такие предложения.
Вообще говоря, в этой сфере операторам есть над чем подумать. Реализованные в настоящее время проекты мобильного ТВ не удовлетворяют потребителей. Согласно исследованиям Ассоциации GSM, на развитом рынке сотовой связи в Великобритании для 65% пользователей подобный сервис не интересен совсем, еще 15% могли бы смотреть такие программы, но полностью бесплатно (как вариант — просматривать перед началом трансляции рекламные ролики), остальные 20% готовы платить не больше 7—8 фунтов в месяц. Только при вдумчивом подходе и крайне креативных решениях, которые нужно изобретать для каждого локального рынка, может сбыться прогноз аналитической компании Juniper Research, обещающий стремительный рост рынка мобильного телевидения уже в 2008 г., а к 2011-му — доходы от этого сервиса в размере 11,7 млрд. долл.