Мир ИТ постоянно меняется. Одни продукты и технологии появляются, другие исчезают. Эта тенденция ярко проявилась на конференции Lotusphere’2007 компании, проходившей в конце января в г. Орландо (США). Основной фокус мероприятия был направлен на представление новых систем и новаторских способов работы с информацией. Но несмотря на обилие анонсов, в глаза бросалось отсутствие тем, связанных с семейством Workplace, которое IBM продвигает уже несколько лет. А ведь еще недавно компьютерная общественность гадала, какой из двух технологий коллективной работы — Notes/Domino или Workplace — отдаст предпочтение Голубой гигант. Теперь эта загадка решена. Красноречивое молчание говорило ярче тысячи слов: торговая марка Workplace исчезла, как будто ее и вовсе не было. А на орбите Lotusphere засияли другие звезды.


Майкл Родин: “Наши продукты могут работать не только вместе, но и автономно. Поэтому заказчик может начинать с малого, а потом постепенно наращивать функциональность своего решения”
Майкл Родин: “Наши продукты могут работать не только вместе, но и автономно. Поэтому заказчик может начинать с малого, а потом постепенно наращивать функциональность своего решения”

Движение в сторону Web 2.0

Система для коллективной работы Notes/ Domino — долгожитель мира ИТ. За многие годы вокруг нее образовалось огромное сообщество пользователей — по данным IBM, более 125 млн. человек. Видимо, такая популярность объясняется постоянным развитием, превратившим ее из закрытого клиент-серверного продукта в среду, построенную на открытой платформе и способную взаимодействовать со многими новейшими технологиями. Сначала это были веб-браузеры, мобильные устройства, порталы, программы мгновенного обмена информацией. Теперь очередь дошла до социальных сетей и Web 2.0. На поддержку этих передовых концепций направлены два новых продукта, которые были представлены на конференции.

Lotus Connections позволяет пользователям собирать информацию и коллективно работать с ней посредством так называемых социальных сетей, реализующих новаторские способы взаимодействия через Web, направленные на неформальное, живое общение с помощью блогов, форумов, обмена ссылками, публикации профайлов и т. д.

Индивидуальные пользователи уже вовсю применяют эти модные новинки. Но Lotus решила пойти дальше и перенести их в корпоративный мир. Lotus Connections — это первое в мире средство создания социальных сетей для предприятий, заявил Майкл Родин, глава подразделения IBM Lotus. Продукт включает пять компонентов — Activities, Communities, Dogear, Profiles и Blogs, созданных отделом IBM Research специально для делового взаимодействия.  Activities служит для совместного использования и организации в единое целое почтовых и мгновенных сообщений, документов и других информационных объектов, относящихся к отдельному направлению деятельности или проекту. А Dogear позволяет хранить, каталогизировать и обмениваться ссылками на Web-страницы в корпоративных интрасетях.

В IBM считают, что современным предприятиям такие возможности пригодятся. “Сейчас организации начинают ощущать преимущества неформальных способов взаимодействия людей. Это — естественное развитие среды для совместной работы”, — объяснила Брендан Кротин, старший менеджер по продуктам подразделения IBM Lotus. По ее словам, Lotus Connections позволяет создавать своего рода бизнес-сообщества, открывать в своей организации новые таланты, привлекать их извне, более тесно взаимодействовать с партнерами и заказчиками. Все это нужно предприятиям для выживания в нынешней экономической ситуации, требующей постоянного выпуска новой продукции и быстрого реагирования на меняющиеся запросы клиентов. Но при этом нельзя забывать о безопасности. Как сообщил Майкл Родин, в Lotus Connections предусмотрены надежные средства защиты, шифрования и аудита данных. Выпуск продукта намечен на II квартал текущего года. Его можно будет использовать либо автономно, либо вместе с Notes/ Domino.

Вторая новинка конференции — система Quickr, предназначенная для управления контентом с помощью технологий Web 2.0. По замыслу IBM Lotus этот продукт позволит предприятиям усовершенствовать существующую практику коллективного использования ежедневной информации (например, документов и мультимедийных материалов) и тем самым повысить эффективность делового сотрудничества рабочих групп. Пакет Quickr содержит коннекторы для интеграции с популярными клиентскими приложениями (в частности, с Lotus Notes и Sametime, Windows Explorer и Office), набор сервисов для обмена знаниями и коллективного творчества (например, wiki-публикации и групповые блоги), а также масштабируемые хранилища контента. Предусмотрена поддержка технологий, характерных для Web 2.0, таких как RSS (средство оперативной доставки “горячих” данных — новостей, анонсов, заголовков) и Atom (решение для агрегирования XML-данных).

Пакет Quickr выйдет в середине этого года в двух редакциях — Standard и Personal. Вторая будет бесплатно доступна зарегистрированным пользователям Notes. На первый взгляд не очень понятно, зачем нужно дополнять Notes еще одним приложением. Ведь у обеих программ сходные функции. Питер Ван де Граф, директор подразделения Lotus по продуктам, объяснил, что между ними есть разница: “В Notes обмен данными происходит через электронную почту, а управлять почтовыми сообщениями нелегко, например зачастую бывает путаница с версиями вложенных файлов. Quickr же позволяет посылать не сам контент, а ссылку на него, поэтому адресат всегда имеет доступ к самой свежей версии файла. Это очень удобно, скажем, при работе над презентациями”.

Конечно, еще рано судить о том, заинтересуется ли корпоративный мир новаторскими продуктами Lotus. Но надежду на успех вселяют результаты недавнего опроса, проведенного IBM среди 750 руководителей предприятий. Оказалось, что 70% респондентов считают коллективную работу особо важной для достижения успеха, но лишь 47% из них удовлетворены тем, как процессы взаимодействия реализованы в их организации. Возможно, их привлекут современные технологии Lotus.

Борьба за клиента

Помимо двух новинок, на конференции были представлены обновления нынешних решений.

Sametime постепенно из простой системы оперативного обмена сообщениями превращается в платформу для унифицированных коммуникаций (Unified Communications), т. е. одновременной передачи голоса, данных и видео. На конференции было объявлено, что для реализации этой концепции IBM заключила соглашения с целым рядом ведущих поставщиков телекоммуникационных и сетевых решений, а также добавила в последнюю версию Sametime 7.5.1 функцию двусторонней видеосвязи в реальном времени. Кроме того, появилась поддержка серверов Linux и клиентов Macintosh, а также интеграция с Microsoft Outlook и Office, что позволяет обращаться к функциям Sametime непосредственно из этих пакетов. Это говорит о том, что IBM старается расширить клиентскую базу за пределы традиционных пользователей Notes и выйти на других заказчиков, — тех, кто в основном применяет ПО Microsoft. Выпуск Sametime 7.5.1 намечен на II квартал.

Кроме того, Голубой гигант пытается привлечь предприятия среднего и малого бизнеса и уже несколько лет выпускает для них специальные Express-версии своих продуктов. Очередным шагом в этом направлении стала система для создания корпоративных порталов WebSphere Portal Express 6.0. Как рассказал Бетанн Крегг, директор отделения Lotus по продуктам, основная особенность этой версии  — простота установки (по его словам, не дольше 45 мин) и администрирования, встроенные типовые веб-сайты, а также гибкая система ценообразования: либо по количеству рабочих мест (не более тысячи), либо по числу процессоров (не больше четырех). “Дело в том, что IBM относит к SMB предприятия, в которых работает от ста до тысячи пользователей, — объяснил г-н Крегг.  — Если их больше, то нужно покупать стандартную версию”. WebSphere Portal Express 6.0 поступил в продажу в конце января.


Стратегия IBM по развитию продуктов для коллективной работы
Стратегия IBM по развитию продуктов для коллективной работы
Стараясь охватить новых заказчиков, IBM не забывает и о традиционных клиентах Lotus, работающих с системой Notes/Domino. Поэтому одной из главных тем конференции стало обсуждение восьмой версии данного продукта, известной также под кодовым названием Hannover. Ее выпуск уже не за горами. По словам Майкла Родина, в феврале стартует открытое бета-тестирование, а продажи начнутся в середине года. Он сообщил, что в “восьмерке” появится много новинок. В частности, клиент Notes будет включать ряд функций из системы Workplace, такие как текстовый процессор с поддержкой форматов Open Documents, Microsoft Office и PDF, электронные таблицы и ПО для подготовки презентаций. В IBM надеются, что это позволит привлечь заказчиков, стремящихся сэкономить на покупке отдельного офисного пакета.

Основу Notes 8 составляет новая технологическая платформа Expeditor, базирующаяся на технологии Eclipse с открытым исходным кодом. Она сулит немало преимуществ. Так, входящая в Expeditor среда исполнения (run-time environment) обеспечивает независимость от ОС и оборудования. Как объяснил г-н Родин, теперь можно построить клиентское приложение Notes один раз, а затем исполнять без изменения в различных средах (Windows, Linux и Macintosh) и на разных устройствах, в том числе и мобильных. Серверный компонент Expeditor позволяет быстро разворачивать программы на клиентских местах и централизованно управлять ими, а инструменты разработки дают возможность создавать композитные приложения.

Но несмотря на обилие новых возможностей восьмой версии, переход на нее не потребует от пользователей изменения ранее созданных приложений Notes. Что касается сервера Domino 8, то он работает в средах Windows, Linux, AIX, Sun Solaris, а также на серверах IBM iSeries и zSeries. А в Domino 8.0.1 появится поддержка 64-разрядных процессоров.

Желающим заглянуть в более отдаленное будущее был предложен краткий обзор следующей за “восьмеркой” версии Notes/Domino, которая получила название Next. В ней Domino сможет использовать любой LDAP-совместимый каталог, в частности Microsoft Active Directory, появится новый способ аутентификации, усовершенствованные средства восстановления после отказа и управления памятью, упростится администрирование. В клиенте Notes ожидается дальнейшее укрепление защиты электронной почты, расширение календарных функций, более тесная интеграция с вышеупомянутыми технологиями Atom и RSS. Выпуск Notes/Domino Next намечен на конец 2008 г.

Workplace уходит, чтобы остаться

Хотя на конференции Lotusphere не прозвучало никаких официальных заявлений по поводу исчезновения семейства Workplace, это событие не осталось не замеченным компьютерной общественностью. Отвечая на вопросы во время пресс-конференции, Майкл Родин так объяснил ситуацию: “Появление Workplace вызвало путаницу, и пользователям стало трудно выбирать продукты. Поэтому мы отказались от этой торговой марки. Теперь технологии делятся на две части: Lotus и Portal. Еще осталась пара продуктов, в названии которых присутствует слово Workplace, но со временем оно исчезнет. Процесс упрощения торговых марок идет на протяжении последнего полугода. Это решение было принято после проведения маркетинговых исследований, показавших, что нам следует сосредоточиться на бренде Lotus. Однако мы продолжаем развивать почти все технологии, которые входили в Workplace, просто они получили другие названия”. Основная часть этих технологий перешла в семейство WebSphere, а некоторые остались под эгидой Lotus. Например, новый продукт Quickr является развитием Workplace Collaboration Services, а Expeditor — технологии Workplace Managed Client Technology.

Такое решение трудно назвать неожиданным. Семейство Workplace было анонсировано в 2003 г. как построенная на J2EE система коллективной работы. В результате у IBM появился целый ряд продуктов со сходными функциями, а в рядах пользователей Notes/Domino началось смятение, вызванное сомнениями в перспективах этой платформы. Корпорация Microsoft, главный конкурент IBM на рынке средств электронной почты и коллективной работы, немедленно воспользовалась ситуацией и постаралась переманить заказчиков на свою сторону. В результате на долю Microsoft сейчас приходится 33% рынка ПО для корпоративной электронной почты, а на долю IBM — 21%. Такие данные приводит аналитическая компания Radicati Group. По ее оценке, этот рынок растет и, по прогнозу, увеличится с 2,6 млрд. долл. в 2006 г. до 3,6 млрд. долл. в 2010-м. Но по мнению руководителей отделения Lotus, несмотря на рост рынка, конкуренция усиливается.

Видимо, это и заставило IBM пойти на упрощение линейки продуктов. Как объяснил Майкл Родин, теперь средства коллективной работы делятся на пять основных групп: Notes/Domino для электронной почты, календарного планирования и приложений; Quickr для совместного использования информации; Connections для организации корпоративных социальных сетей; Sametime для общения в реальном времени с помощью технологии унифицированных коммуникаций; веб-портал для связи между хранилищами данных и пользователями с помощью композитных приложений. При этом каждый из перечисленных продуктов имеет модули, которые можно покупать дополнительно, как автомобильные аксессуары, а все новые клиентские системы  — Notes 8, Quickr, Connections и Sametime, строятся на платформе Expeditor и технологии Eclipse.

Lotus на подъеме

Хотя перемены в продуктовых линейках IBM еще не завершились, отрасль уже отреагировала на них положительно. “2006-й стал самым удачным годом подразделения Lotus за всю его историю,  — с удовлетворением сообщил Майкл Родин. — Два квартала подряд рост продаж в процентах выражается двузначными числами, а в  IV квартале он превысил 30%”. Это выше, чем у других софтверных подразделений IBM. По словам главы Lotus, свой вклад внесла не только система Notes/Domino: “Сейчас обороты набирает Sametime. В IV квартале мы продали более миллиона рабочих мест. На этой платформе можно строить очень интересные бизнес-приложения, работающие в реальном времени. Мы считаем, что у нее огромный потенциал”.

Аналитики одобряют нынешнюю стратегию развития продуктов Lotus. Компания Ovum отмечает такие ее стороны, как открытость, независимость от платформ, расширяемость и обратную совместимость. А Gartner самой хорошей новостью считает устранение торговой марки Workplace и связанной с ней путаницы в продуктах. При этом Gartner считает, что усилия по ее развитию не пропали даром, а послужили толчком к переводу традиционных систем Lotus на современные веб-технологии и способствовали появлению новаторских продуктов.