25 января компании IBM и Ricoh объявили о намерении создать на базе подразделения IBM Printing Systems совместное предприятие под названием InfoPrint Solutions. После заключения соответствующего соглашения Ricoh вначале приобретет 51% акций этого предприятия, а затем в течение последующих трех лет выкупит и остальные 49% акций, после чего InfoPrint Solutions перейдет в полную собственность Ricoh на правах дочерней компании.


Ник Донофрио (исполнительный вице-президент IBM, слева) и Масамицу Сакураи скрепляют договоренность о создании компании InfoPrint Solutions
Ник Донофрио (исполнительный вице-президент IBM, слева) и Масамицу Сакураи скрепляют договоренность о создании компании InfoPrint Solutions

В ходе предстоящей сделки IBM получит от Ricoh 725 млн. долл. наличными. Сообщается, что окончательные финансовые условия соглашения будут определены в конце трехлетнего срока с учетом прибылей и убытков, полученных партнерами в результате деятельности совместного предприятия. Первоначальный этап сделки планируется завершить во II квартале 2007-го (по некоторым сведениям, это произойдет уже в самом начале апреля: как известно, 1 апреля у японских фирм начинается новый финансовый год).

Предполагается, что после получения необходимых разрешений от регулирующих органов и завершения других сопутствующих сделке процедур InfoPrint Solutions начнет свою деятельность, имея в составе около 1200 сотрудников. В дальнейшем штат этой компании может увеличиться за счет перехода в нее более 1000 специалистов IBM по техническому обслуживанию принтеров, однако все будет зависеть от результатов бизнеса InfoPrint Solutions в конкретных регионах.

Штаб-квартира InfoPrint Solutions разместится в Боулдере (шт. Колорадо), где в настоящее время находится главный офис подразделения IBM Printing Systems, генеральный менеджер которого Тони Ромеро возглавит новую компанию в ранге ее президента и главного исполнительного директора. В распоряжение совместного предприятия перейдут ресурсы IBM в области разработки принтеров, оно получит доступ к разветвленной сети дистрибуции и продаж IBM (при этом InfoPrint Solutions станет всемирным партнером IBM в области печатающего оборудования), а также возможность использования торговой марки InfoPrint (принадлежащей IBM). Кроме того, подразделение IBM Global Financing станет предоставлять финансовые услуги компании InfoPrint Solutions, ее клиентам и бизнес-партнерам.

В целом рынок спокойно отреагировал на объявление о соглашении между IBM и Ricoh: оно выглядит вполне логичным, если учесть, что стратегическое партнерство двух компаний продолжается уже два десятка лет. Плодами этого сотрудничества стали, в частности, новые разработки в области технологий регистрации изображений и высокопроизводительных решений для вывода информации.

Для компании Ricoh соглашение с IBM означает неплохую возможность упрочения позиций на глобальном и региональных рынках решений для печати. “Мы инвестируем все необходимые ресурсы, чтобы превратить компанию InfoPrint Solutions в одно из наших ключевых подразделений, — заявил президент и главный исполнительный директор Ricoh Масамицу Сакураи, комментируя данное событие. — Развивая наше давнее сотрудничество с IBM, мы планируем построить инфраструктуру, позволяющую создавать сложные решения и среды для особо ответственных приложений”.

Поставив себе целью превращение в ведущего поставщика решений для печати, компания Ricoh уже предприняла в последнее время некоторые шаги в этом направлении. Так, осенью прошлого года она объявила о консолидации европейского бизнеса и всех принадлежащих компании торговых марок, продукция под которыми была официально представлена. Как сообщил генеральный директор “Мицуи-Рико СНГ” Ёсихиро Аоуми, вопрос о том, прекратят ли торговые марки Nashuatec, Rex-Rotary и Gestetner свое существование, пока окончательно не решен, однако продукция под всеми перечисленными брендами и любые каналы ее поставок будут контролироваться Ricoh или фирмой, представляющей интересы японского производителя на региональном уровне (в регионе СНГ эти функции выполняет “Мицуи-Рико СНГ”).

Что касается объединения бизнеса в области печати с IBM, то, по словам г-на Аоуми, это позволит Ricoh выйти в новый для компании сегмент устройств для высокопроизводительной печати (печати с хост-систем, коммерческой печати и т. п.). В целом модельный ряд печатающего оборудования IBM способен не только существенно расширить портфель Ricoh, но и дополнить уже имеющиеся в нем продуктовые категории.

В настоящее время предложение IBM Printing Systems охватывает широкий спектр печатающих устройств и многофункциональных аппаратов (монохромных и цветных лазерных, линейно-матричных принтеров, устройств для печати на листовой бумаге и непрерывном носителе).

В IBM тоже видят для себя положительный эффект от сделки. “Предстоящий переход подразделения IBM Printing Systems под управление Ricoh позволит нам сконцентрировать усилия на стратегических направлениях нашей деятельности и клиентах этих направлений”, — заявил президент и исполнительный директор IBM Сэмюэль Пальмизано. В качестве наиболее приоритетных для себя векторов развития IBM выбрала программные решения и консалтинговые услуги, укрепляя соответствующие направления в том числе и за счет поглощения более мелких компаний. Вместе с тем корпорация освобождается от малоприбыльных подразделений. Можно вспомнить, например, о еще памятной продаже подразделений по выпуску дисковых накопителей (которое приобрела компания Hitachi) и персональных компьютеров (этот бизнес был куплен Lenovo Group), а также о более давней продаже части принтерного бизнеса (на его основе в 1991 г. была создана компания Lexmark).

Хотя, по утверждениям руководства IBM, до настоящего времени принтерное подразделение корпорации продолжает приносить прибыль, его оборот постоянно сокращается. Так, по сообщениям информационного агентства Associated Press, ссылающегося на годовые отчеты IBM, оборот корпорации от сбыта печатающего оборудования в 2003 году составлял 1,34 млрд. долл., в 2005 — 1,14 млрд., а в 2006 не достиг даже уровня в 1 млрд. долл. Именно в этом и следует искать причину отказа корпорации от дальнейшего развития направления корпоративной печати, несмотря на ее солидный, более чем 40-летний опыт в этой области.

До заключения соглашения и его реализации в конкретных странах подразделение IBM Printing Systems будет продолжать свою деятельность в обычном режиме, а затем IBM продолжит предоставлять клиентам InfoPrint Solutions услуги по техническому обслуживанию в рамках заключенных сервисных соглашений.

В официальных документах IBM сообщается также, что “затраты текущего квартала в связи с данной сделкой будут минимальными”. Скорее всего это подразумевает и замораживание  (или даже сокращение) маркетинговой поддержки партнеров IBM, что не исключает возможности потери ими интереса к продаже принтерного оборудования корпорации, тем более что II и III кварталы обычно характеризуются спадом деловой активности на ИТ-рынке.