Северный и Центральный горно-обогатительные комбинаты, входящие в состав “Метинвест Холдинга”, совместно с украинским представительством компании SAP, объявили об успешном завершении первой фазы проекта внедрения ERP-системы на базе отраслевого решения для горнодобывающих компаний SAP for Mining. Проект предусматривал автоматизацию основных бизнес-процессов обоих ГОКов, что также подразумевало построение сложной ИТ-инфраструктуры, которая должна была учитывать всю территориальную, профильную и прочую специфику предприятий. Для внедрения проекта была создана рабочая группа из руководящих специалистов ГОКов и компании SAP. Примечательно, что практически весь проект был реализован силами подрядчика и заказчика, без привлечения третьих сторон. Еще одна отличительная особенность внедрения — срок имплементации всего 9 месяцев, что уже можно считать рекордом для отрасли, особенно учитывая масштабы и специфику проекта.


В результате первого этапа внедрения ERP-системы СевГОК и ЦГОК автоматизировали производственные, финансовые и логистические процессы, а также получили возможность контролировать работу отдельных подразделений и комбинатов в целом. Вступили в эксплуатацию модули “Управление финансами”, “Управленческий учет — Контроллинг”, “Управление материальными потоками”, “Управление сбытом”, “Управление производством” и частично “Управление персоналом”. На сегодняшний день начата вторая фаза имплементации, которая подразумевает запуск модулей “Управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования”, “Управление проектами”, “Управление качеством”, “Хранилище бизнес-информации”, а также окончание работ над модулем “Управления персоналом”.

Комментарии об особенностях  внедрения редакции PCWeek/UE даёт Виталий Волосецкий, директор по информационным технологиям Северного и Центрального ГОКов, руководитель проекта внедрения ERP-системы.

PCWeek/UE: Кто выступил в роли интегратора проекта?

Виталий Волосецкий:
Компания SAP внедряла свое решение непосредственно. Одним из условий контракта был прямой подряд с поставщиком решений. Это также повлияло на наш выбор среди возможных вариантов. К примеру, аналогичное решение Oracle стоило дороже, но в эту цену не входила консалтинговая составляющая, что делало конкурирующее решение еще более дорогим. Нами было принято решение работать с компанией, которая знает продукт непосредственно, и отдать ей возможность подбора персонала и т.п.

PCWeek/UE: Расскажите более подробно о механизме взаимодействия вашей компании как заказчика и компании SAP как подрядчика. Создавалась ли аналитическая рабочая группа, кто входил в ее состав с разных сторон?

В. В.:
Нужно понимать, что внедрение ERP-системы — это не ИТ-проект. Оно не может осуществляться силами только ИТ-департамента. Поэтому мы приняли простое, но на наш взгляд, эффективное решение. В его основе лежит постулат о том, что лучше других истинные потребности бизнеса знает тот, кто им непосредственно руководит. Благодаря тому, что оба ГОКа руководятся одним менеджментом, нам удалось назначить руководителями директоров по направлениям. К примеру, директор по сбыту отвечал за автоматизацию процессов сбыта, а финансовый директор руководил внедрением финансовых модулей на обеих компаниях, модулем HR руководил заместитель директора по персоналу и т.п.

Естественно, директоры, занятые основной работой, могли уделять проекту только 40% своего времени, иногда даже меньше, но основной направляющей силой были именно они. Кроме этого, мы провели формализацию всех процессов и утвердили устав проекта, на котором определили все роли, начиная от исполнителей — членов проектной группы, и кончая руководителями модулей и руководителем проекта. Спонсором проекта был председатель управляющего комитета, состоящего из верхушки директоров, Александр Вилкул. Все функции руководства проектом в целом были переданы мне.

PCWeek/UE: За счет чего удалось так быстро, всего за 9 месяцев, внедрить систему?

В. В.:
На самом деле, изначально в это никто не верил. Я думаю, что это заслуга команды профессионалов, каждый из которых досконально знал как свой участок работы, так и уникальную специфику ГОКов в целом. В основе успеха команды — высокий профессионализм, желание и умение.

PCWeek/UE: С какими препятствиями вы сталкивались в процессе внедрения?

В. В.:
Внедряя ERP-систему, мы начинали с нуля не только этот проект, но по сути, всю ИТ-инфраструктуру предприятия. Проложено 131 км оптоволокна, введено в эксплуатацию два серверных помещения, настроены почтовые и прочие серверы. Проблемы в процессе внедрения, конечно, были, в том числе и с персоналом. Параллельно с SAP мы внедряли еще 21 проект по АСУТП. Был даже случай увольнения двух начальников цехов за срыв сроков этих проектов. Одним из самых сложных препятствия было требование исключить ручной ввод. Конечно, полностью исключить ручные операции невозможно, но уже на данном этапе мы добились значительных результатов. Внедрения системы эксплуатации автотранспорта, которая включала 72 автотранспорта и 38 тепловозов, дала полное видение эксплуатационных расходов и позволила только по одному карьеру добиться снижения удельных норм на 25%.

Недавно была открыта третья дробильная фабрика, на которой установлено более 700 датчиков и 37 активных устройств и полностью исключен человеческий фактор. После автоматизации объекта вместо 700 специалистов для его обслуживания осталось всего 200.

PCWeek/UE: Получается, 500 сотрудников были уволены?

В. В.:
Нет, эта фабрика проектировалась с нуля. Без автоматизации нам пришлось бы нанимать 700 сотрудников, и они выполняли бы неквалифицированный труд. Сегодняшние 200 сотрудников — высококвалифицированные работники.

PCWeek/UE: Какие цели ставились перед проектом?

В. В.:
В первую очередь — это снижение себестоимости и как вторая цель на будущее — повышение капитализации. К примеру, мы не просто проложили 131 км “оптики”, у нас есть особый сертификат от Reichle&DeMassari, которым устанавливается гарантия на все оборудование на 20 лет. Это — прямые инвестиции в комбинат.

Благодаря ERP-системе SAP у нас есть возможность закрывать год 15 января, при том что мы ведем две системы параллельно и нам необходимо “довести” “1С”, чтобы получить целостную картину года. На момент закрытия “нулевого периода” разница между системами составляла всего 19 грн. Это уже рекордный показатель, особенно с учетом миллионных оборотов комбинатов.

PCWeek/UE: На каком оборудовании построена серверная часть проекта?

В. В.:
На оборудовании Sun Microsystems. Мы провели тендер между тремя вендорами — IBM, HP и Sun, без участия интеграторов, поскольку во втором случае невозможно добиться равнозначных условий. Была разработана специальная система оценки. Решение Sun Microsystems оказалось оптимальным по цене и, к тому же, по структуре более гармонично подходило под систему SAP, поскольку было разделено на отдельные серверы по методологии SAP. К тому же мы изначально приняли решение, что дальнейшее развитие будет не вертикальным, путем наращивания мощности серверов, а горизонтальным, путем добавления серверов приложений.

PCWeek/UE: От компании SAP были рекомендации по подбору аппаратной части?

В. В.:
Конечно, мы провели полномасштабный сайзинг проекта.

PCWeek/UE: Чьими силами создавался центр обработки данных?

В. В.:
ЦОД мы строили своими силами. Sun Microsystems поставил полный комплекс вычислительной аппаратной части, гарантированное электропитание обеспечивается оборудованием Powerware.

PCWeek/UE: Планируете ли вы добавлять дополнительные модули SAP?

В. В.:
Ситуация на рынке быстро меняется. Сейчас у нас экспортный модуль развит не в полном объеме. Если конъюнктура рынка поменяется и возрастет число экспортных операций, мы будем развивать экспортный модуль и добавлять центр обработки голосовых сообщений. На сегодняшний день вся этапность озвучена, текущего потенциала ERP-системы нам хватает.