Отечественный холдинг “Аснова” является удачным примером развития многопрофильного бизнеса в непростых рыночных условиях. Сегодня в состав холдинга входит множество компаний с различной сферой деятельности: розничная сеть “ДЦ”, одна из крупнейших дистрибуторских компаний SAV-service, бизнес которой сконцентрирован в направлениях бытовой химии, кондитерской и ликёроводочной продукции, логистическая компания “Комора-С” и ряд других структур. Территориально бизнес “Асновы” распространён по всей Украине, штат сотрудников холдинга превышает 4 тысячи человек, а ассортимент продаваемой продукции составляет более 65 тыс. наименований.


Серверная ферма центра обработки данных
Серверная ферма центра обработки данных

За период своего существования холдинг пережил ряд значительных структурных преобразований, которые были вызваны ростом продаж, расширением филиальной сети, профильными изменениями и реструктуризацией бизнеса. Это потребовало также и глубинных изменений в ИТ-департаменте, и проведения модернизации всей ИТ-инфраструктуры холдинга, с тем чтобы привести её в соответствие новым требованиям, выдвигаемым растущим бизнесом.

Автоматизация бизнеса холдинга начиналась в конце 90-х гг. и проводилась распространённым в те времена “лоскутным” методом: то есть для одной отдельно взятой задачи или процесса подбиралось обособленное ИТ-решение, рассчитанное без учёта целостного комплексного восприятия бизнеса компании. Территориально-разрозненные филиалы холдинга в течение долгого времени были оснащены “разношерстными” серверами и рабочими станциями ручной сборки, которые не соответствовали единой спецификации и единому списку требований. Аналогичная ситуация наблюдалась и с каналами связи — каждый филиал имел собственный способ связи и синхронизации данных с центральным офисом, единой унифицированной сети данных не существовало. Такая ситуация отражала общее моральное устаревание как самой ИТ-инфраструктуры, так и восприятия её с точки зрения функционирования бизнеса. Устаревшая инфраструктура делала невозможной оперативную синхронизацию между удалёнными филиалами и центральной базой данных и обработку статистических данных с мест, что, в свою очередь, не позволяло реализовать рыночные преимущества и становилось причиной недополучения прибыли.

Руководство холдинга подошло к решению проблемы комплексно: следовало модернизировать не только аппаратную часть инфраструктуры, но и изменить подход к постановке задач перед ИТ-департаментом. В первую очередь была переосмыслена роль, которую играет ИТ-подразделение в составе бизнеса. Комплексная модернизация началась с того, что ИТ-департамент перестал восприниматься как “штат сисадминов”. Перед департаментом была поставлена качественно иная задача — обеспечение функционирования бизнес-процессов. Исходя именно из этих задач ИТ-департамент приступил к выработке требований к комплексному обновлению информационной инфраструктуры холдинга.

Одной из наиболее ответственных для функционирования бизнеса и одной из самых интересных с точки зрения технологий задач по комплексной модернизации ИТ-инфраструктуры было построение консолидированного центра обработки данных (ЦОД).

Ситуация до начала модернизации

Использовавшийся ранее центр обработки данных холдинга не модернизировался в течение долгого времени, работал на максимальной нагрузке и справлялся только с оперативными mission-critical-операциями. ИТ-департаменту предстояло решить две основные проблемы: расширение вычислительной мощи ЦОД для нормального функционирования уже выполняющихся бизнес-процессов и обеспечение определённого запаса пропускной способности ЦОД для введения новых функций, таких как аналитическая обработка данных о продажах, предсказание спроса и коррекция стратегии компании на основе обработанных данных.

Постановка задачи перед новым ЦОД

До начала модернизации в холдинге “Аснова” в качестве централизованной базы данных использовалась Microsoft OLAP. В пользу выбора именно этого решения назывались следующие преимущества:

интеграция с продуктами Office;
возможность анализа больших объёмов данных;
возможность оперативного сворачивания/разворачивания (drill down) активного отчёта от верхних уровней иерархии до конечных позиций;
возможность оперативной сортировки/ранжирования;
возможность представления данных в виде процентных долей;
возможность формирования произвольных групп объектов измерений и получения статистики по ним.


Схема распределения баз данных холдинга “Аснова” по территории Украины
Схема распределения баз данных холдинга “Аснова” по территории Украины
Новый центр обработки данных должен был быть, в первую очередь, совместим с MS OLAP и гарантировать перечисленный список возможностей. Но помимо этого ЦОД должен был иметь запас производительности, запас для дальнейшей модернизации и возможность обеспечить работу дополнительных процессов — аналитической системы и ряда других. На основе обработки исходных условий, выдвигаемых бизнесом, и анализа внутренних бизнес-процессов холдинга был сформирован список требований к работе нового ЦОД:

время импорта и первичной обработки (консолидации, подготовки таблиц фактов и измерений, процессинг) данных на существующей базе данных — не более 4–6 часов;
время формирования одного отчёта — не более 1 минуты;
требования к вычислительным мощностям и ресурсам хранения, необходимые для поддержания записей продаж (40 млн. в год, занимающих 3 ГБ) и для записей остатков (250 млн. в год, занимающих 30 ГБ);
объём оперативной памяти — не менее 16 ГБ с возможностью дальнейшего наращивания;
полная совместимость с 32-битной версией ОС Windows Server 2003 с возможностью дальнейшего перехода на 64-битную версию без замены аппаратной части;
нагрузочная способность, обеспечивающая возможность одновременной работы с базой данных нескольких десятков пользователей.

Этот перечень требований наиболее точно описывал условия, необходимые для успешного функционирования и развития бизнеса холдинга, и послужил “отправной точкой” для выбора аппаратной конфигурации ЦОД.

Процесс выбора решения


Топология подключения удалённых филиалов
Топология подключения удалённых филиалов
Для определения наиболее удачной конфигурации OLAP-сервера ИТ-департамент холдинга принял решение провести оценочное тестирование нескольких моделей наиболее распространённых серверных конфигураций. Примечателен тот факт, что в качестве индикатора производительности использовались не популярные синтетические тесты SPECx, как это делается в большинстве случаев, а реальные приложения в условиях, идентичных ежедневной нагрузке ЦОД холдинга. В качестве программной среды использовались Windows Server 2003 Enterprise Edition, SQL Server 2000 и Microsoft Analysis Services. Для участия в оценочном тестировании были отобраны четыре конфигурации: Dell 2850 (2 процессора Xeon 3,0 ГГц), “Юстар” uSystem ErgoLan 1000R (2 процессора Itanium2 1,4 ГГц), Entry a214 (2 процессора Opteron 246 2 ГГц) и Entry tx46 (4 процессора Opteron 850 2,4 ГГц). Для всех четырёх конфигураций были созданы равные условия тестирования:

выделение памяти под Windows Server 2003 EE — 4 ГБ;
выделение памяти под SQL Server 2000 — 2 ГБ;
выделение памяти под MS OLAP — 512 МБ;
использование единого хранилища данных FC-SATA Entry Store 323;
единое клиентское место для запуска тестов;
перезагрузка системы перед началом каждого нового теста;
многократное проведение каждого теста с целью исключить случайные несистематические результаты.

Производительность системы оценивалась с помощью двух задач. Первая — OLAP Processing — подразумевает первичный расчёт многомерного куба продаж товара. В качестве исходных данных использовалась реальная база данных по продажам и остаткам, насчитывающая 70 млн. фактов продаж и занимающая 30 ГБ, а также реальная многомерная OLAP-база. Обработка проводилась по подмножеству из 7 млн. записей фактов продаж. Измеряемым показателем было время обработки куба.

Другой тест — OLAP Response — представляет собой автоматизированную имитацию создания оператором трёх OLAP-отчётов с помощью Excel PivotTable на базе созданного куба данных. В ходе проведения теста OLAP-сервер обрабатывал 22 многомерных MDX-запроса. Измерялось время построения каждого из трёх отчётов.

В результате обработки данных тестирования наиболее производительной компоновочной схемой был признан сервер с четырьмя процессорами Opteron. В итоге ИТ-департамент холдинга “Аснова” принял решение о построении серверной стойки на базе серверов HP ProLiant DL585, оснащённых четырьмя процессорами Opteron 850 и 16 ГБ оперативной памяти. Для отработки отдельных бизнес-задач был выбран сервер HP ProLiant DL380 с двумя процессорами Xeon и 4 ГБ памяти. Для выделенного хранилища данных выбор остановился на HP StorageWorks EVA3000.

Преимущества, выгоды и резерв для роста

Построение нового ЦОД обеспечило гарантированное функционирование бизнес-процессов холдинга “Аснова”, а также предоставило дополнительные возможности для сокращения издержек и более гибкого развития бизнеса. Наиболее важной из этих возможностей является внедрение аналитической системы, обрабатывающей статистические данные из филиалов и “с полей”, позволяющей проводить анализ и прогнозирование спроса и в соответствии с этими данными оперативно корректировать бизнес-стратегии компании.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Принципы выбора аппаратной части в зависимости от условий, диктуемых бизнесом, комментирует Юрий Яремчук, руководитель отдела поддержки и развития инфраструктуры холдинга “Аснова”:


Холдинг “Аснова”, являясь динамичной и современной структурой, полностью отвечающей высоким стандартам рыночной конкуренции, в 2004 году столкнулся с новыми задачами — в первую очередь, с необходимостью обеспечить соответствие бизнеса постоянно возрастающим требованиям бизнес-среды. Анализ обращений со стороны пользователей показал, что многие “мелкие проблемы” бизнес вынужден решать на местах самостоятельно, при отсутствии опыта и квалифицированных специалистов. Таким образом, возникла необходимость проведения комплексного обновления инфраструктуры.

Выбор аппаратной платформы и конфигурации системы представляет собой чрезвычайно сложную задачу — ведь часто трудно с достаточной точностью предсказать собственно нагрузку, особенно в том случае, если система должна обслуживать несколько групп разнородных по своим потребностям пользователей. При выборе аппаратного решения ИТ-департаменту предстояло ответить на два главных вопроса: какой сервис должен обеспечиваться системой и какой уровень сервиса может обеспечить данная конфигурация? И, естественно, от нас ожидался гарантированный и бесперебойный ИТ-сервис и минимизация рисков, что было невозможно в рамках существовавших ресурсов инфраструктуры.

На основе этих требований мы сформулировали список задач, которые необходимо решить, согласовали их с представителями бизнеса, провели анализ не только краткосрочного, но и долгосрочного бизнес-планирования. План реструктуризации был следующим:

разработка стандартов;
анализ рынка, тестирование предлагаемых решений;
выбор поставщика;
внедрение инфраструктуры на предприятиях холдинга по всей Украине.

Основной выбор пал на мировых лидеров в производстве серверного оборудования — компании Intel, HP и Dell. Чтобы обеспечить одинаковые условия тестирования, данные разворачивались на внешнем хранилище. А в качестве критериев оценки служили два основных параметра: время процессирования OLAP-кубов и время отклика системы на аналитические запросы.

Этим критериям, а также оптимальному соотношению цены и качества, критерию масштабируемости решения, требованиям надёжности и отказоустойчивости соответствовало оборудование Hewlett-Packard, которое обеспечивает эффективное бесперебойное функционирование, гарантируя полное соответствие современным требованиям бизнеса. Оборудование НР позволяет создавать законченные комплексные решения и значительно опережает предложения конкурентов по целому ряду показателей.

Итоги проекта продемонстрировали не только приобретение новых конкурентных преимуществ для бизнеса. Задача дальнейшего наращивания вычислительных мощностей ИТ-инфраструктуры компании на ближайшие несколько лет решена. Ведь компания сделала выбор в пользу того решения, которое обеспечивает высокую производительность системы, надёжность её функционирования, гибкость и соответствие нашим бизнес-процессам, оптимальное соотношение стоимости и функциональности.

В процессе выбора аппаратной платформы мы нуждались в подробных профессиональных консультациях. Благодаря помощи специалистов компании Entry мы имели возможность рассмотреть разные варианты архитектуры решений и провести их тщательное тестирование.

Принципы и механизм сотрудничества комментирует Сергей Толокунский, директор по развитию бизнеса компании Entry:


Выбор платформ для построения серверной инфраструктуры в ЗАО “Аснова” был сделан на основании сравнительного тестирования, проведённого специалистами холдинга. В качестве тестов использовались типичные для предприятия OLAP-запросы, эффективное выполнение которых и должны обеспечивать серверы.

Для проведения тестовых испытаний компания Entry предоставила холдингу “Аснова” равноценные серверные аппаратные конфигурации на базе конкурирующих платформ AMD Opteron и Intel Xeon. На стадии предпродажного консалтинга специалисты Entry оказали всестороннее содействие холдингу “Аснова” в оптимизации производительности систем под тестируемые задачи и постановке испытаний.

На основе полученных результатов была введена в эксплуатацию серверная ферма на базе процессоров AMD Opteron. Согласно статистике, средняя загрузка центральных процессоров серверов составляет 70%, что говорит о хорошей сбалансированности системы и отсутствии “узких” мест. Благодаря возможности постепенной миграции в 64-разрядную вычислительную среду, система готова к дальнейшему расширению по мере роста бизнеса холдинга “Аснова”.