В июне Microsoft запустит онлайновую службу для защиты ОС Windows от вирусов, шпионского и другого вредоносного ПО. О намерении создать такой сервис корпорация сообщила еще в мае прошлого года, а в ноябре началось его бета-тестирование (http://ideas.live.com/); с тех пор его участниками уже стали сотни тысяч человек.


Функционал сервиса Windows One- Care не ограничивается борьбой с вредоносным ПО. Он также включает специальные средства защиты наиболее ценной для пользователя электронной информации. Кроме того, с его помощью можно решать проблемы снижения производительности вычислительной системы в целом, в том числе вследствие утери контроля над файловой системой. Сервис обеспечит автоматическое обновление антивирусного ПО, включая двухуровневый сетевой экран, а также поддержку производительности обслуживаемых систем за счет применения улучшенных средств очистки дисков, дефрагментации внешней памяти и восстановления файлов. Как подчеркивает Microsoft, идя навстречу пожеланиям бета-тестеров, разработчики добавили в OneCare функции резервного копирования (в том числе на CD и DVD) и восстановления поврежденных данных. Управление средствами поддержки “здоровья” ПК производится через единый простой пользовательский интерфейс. Все задействованные сервисы находятся в постоянной готовности и выполняются в фоновом режиме.

Как уже объявила Microsoft, годовая подписка на службу Windows OneCare Live обойдется в 50 долл. и будет распространяться через Web и розничных продавцов. Все бета-тестировщики смогут до 30 апреля подписаться на услугу за 20 долл. Один абонемент дает право на обслуживание трех компьютеров. Сначала служба будет работать только на английском языке, но в течение года должны также появиться тестовые варианты ее национальных версий.

О серьезном намерении Microsoft заняться антивирусным и антишпионским ПО стало широко известно в начале 2005 г. Тогда компания выпустила первую бета-версию продукта AntiSpyware (он еще находится на стадии бета-тестирования, но уже получил официальное название — Windows Defender) и объявила о покупке фирмы Sybari Software, одного из ведущих поставщиков антивирусных продуктов для корпоративных систем (линейка решений Antigen).

Разумеется, всем было сразу понятно, что появление на быстрорастущем рынке средств защиты от вредоносного ПО такого игрока, как Microsoft, может не только серьезно поменять расстановку сил, но изменить и сами правила игры на этом поле, а вчерашние партнеры корпорации — поставщики антивирусного ПО — могут превратиться в конкурентов. При этом не вызывало сомнения, что продвигаясь на новый для себя сегмент, Microsoft будет традиционно использовать свое доминирующее положение на рынке настольных ПК.

Создание сервиса Windows OneCare Live — это фактически первый шаг Microsoft в продвижении своих средств защиты для индивидуальных пользователей. И пока на этом примере не видно, что же такого особенного корпорация готова предложить, чтобы потеснить позиции известных поставщиков-ветеранов, таких, как, например, Symantec и McAfee, которые уже давно предлагают подобные продукты примерно по той же цене (причем для более широкого круга программных платформ).

Однако тут нужно отметить два момента. Во-первых, представители Microsoft предпочитают говорить не о конкуренции со старожилами данного сегмента, а о расширении спектра пользователей защитных средств, так как, по оценкам компании, сегодня до 70% ПК вообще не имеют подобного ПО. А Редмонду нельзя отказать в умении убеждать клиентов в необходимости применять различные дополнительные средства.

А во-вторых, не нужно забывать, что OneCare — это лишь первый, пробный шар в борьбе за потребителей. Уже первые результаты этого эксперимента могут внести коррективы в действия Microsoft. Это может быть выражено, в частности, в том, что в Windows Vista дополнительные средства защиты будут предлагаться уже в виде не дополнительной опции, а интегрированной службы, от услуг которой будет трудно отказаться...