3G будет доминировать в мобильной связи Европы после 2010 г.
По прогнозам компании Forrester Research, к концу 2010 г. у 60% европейцев будут мобильные телефоны с поддержкой технологии 3G.


i-mate PDA2K EVDO — первый КПК с ОС Windows, сочетающий в себе функции 3G-мобильного телефона стандарта CDMA 1xEV-DO
i-mate PDA2K EVDO — первый КПК с ОС Windows, сочетающий в себе функции 3G-мобильного телефона стандарта CDMA 1xEV-DO

И хотя коммерческие 3G-услуги достаточно широко распространились по Европе уже в 2004-м, Forrester Research предсказывает, что до 2010 г. эта передовая технология еще не будет доминировать в мобильной связи. Правда, телефоны, обладающие только GSM-возможностями, начнут исчезать из продажи уже в следующие два года. Как считают в Forrester, к концу 2008-го только 3% европейцев продолжат использовать такие телефоны, а к концу 2010-го эта доля снизится до 1%. Сегодня 70% пользователей работают с функциями GPRS, а к концу 2010 г. их останется только 38%. Тогда три из пяти абонентов мобильной связи будут применять 3G.

Предполагается, что в 2010-м среднеевропейский уровень внедрения 3G составит 61%. Лидерами станут Великобритания и Италия (68% и 72% соответственно). В Германии, Франции, Ирландии, Норвегии и Испании доля 3G составит от 55 до 65%. Отставать будут Бельгия, Финляндия, Греция и Люксембург. По прогнозу Forrester, в Бельгии 3G-связью будут пользоваться 46% абонентов сотовых сетей, а в Финляндии — 51%. Подобное различие в распространении 3G вызвано местными особенностями и правилами. В Бельгии, например, операторам запрещено продавать телефоны в одном пакете с подпиской, в Швеции от оператора требуется обеспечить покрытие почти 100% населения страны, а в Финляндии — всего 35%.

Несмотря на то что к концу десятилетия масса пользователей 3G достигнет критической отметки, лишь ограниченная часть европейских абонентов будет применять мобильный доступ в Интернет, считают эксперты Forrester. Сегодня только 21% из них пользуется услугами мобильного Интернета хотя бы раз в месяц (сюда входят и служба MMS). С ростом распространения 3G активность будет нарастать, но совсем не с такой скоростью, как распространение 3G-телефонов. Предполагается, что менее половины сотовых абонентов будут регулярно прибегать к услугам мобильного Интернета к концу 2010 г.

Популярность мобильных порталов набирает обороты

По прогнозам компании IDC, к 2010 г. мобильными порталами в Западной Европе будет пользоваться около 74 млн. человек, что означает ежегодный прирост на 10%. Именно мобильные порталы станут стимулом для распространения потребительских 3G-услуг. В IDC отмечают, что быстрее всего распространяются те приложения для мобильных телефонов, которые пользователи могут загрузить к себе с портала. Поэтому операторы заинтересованы в поставках динамичного и интерактивного контента для мобильных порталов.

Рынок смартфонов быстро растет, несмотря на проблемы


Sony Ericsson V800 поддерживает не только стандарты GSM 900/1800/1900, но и WCDMA
Sony Ericsson V800 поддерживает не только стандарты GSM 900/1800/1900, но и WCDMA
По предварительной оценке аналитической компании In-Stat, в 2005 г. рост объема продаж смартфонов превысил 70%. Такой темп, как прогнозируется, сохранится на протяжении нескольких ближайших лет. Однако аналитики отмечают, что новые устройства могут показаться пользователям слишком дорогими и недостаточно функциональными. Главная проблема заключается в том, что на многие из них невозможно загрузить приложения, которые делают устройства более полезными.

Как считают в In-Stat, одной из тенденций в этой области будет перераспределение долей операционных платформ. Ожидается, что победят Linux и ПО от Microsoft. Рост их долей будет происходить за счет снижения влияния Research in Motion и PalmSource.

Еще одну оценку приводят аналитики из ABI Research. По их мнению, продажи смартфонов в III квартале 2005-го на 134% превысили продажи за аналогичный квартал прошлого года. Во многом это произошло за счет того, что теперь мобильные операторы дотируют продажи смартфонов, в результате их цена снизилась на 25—30% по сравнению с позапрошлым годом. Кроме того, отмечают аналитики, стремительное распространение смартфонов вызвано ростом разнообразия услуг. Загрузка игр, мелодий звонков и музыки широко распространена уже во всем мире, а в Западной Европе и некоторых азиатских странах начинает внедряться мобильное телевидение. Операторы уже активно предлагают подобные услуги. Например, Vodafone (Европа) и NTT DoCoMo (Япония) планируют в 2006-м запустить услуги высокоскоростной пакетной передачи данных от базовой станции к мобильному телефону (high speed downlink packet access, HSDPA).

Интересно, что разные операторы выбирают различные направления продвижения своих сервисов. NTT DoCoMo ориентируется на услуги передачи данных, связанные с бизнесом, такие как автоматизация обмена документами и управление персоналом. Vodafone делает ставку на конечных пользователей, предлагая им загрузку музыки и игр, а также приложения, связанные с определением местоположения (например, детей).

Главные тенденции 2006 г. на рынке телекоммуникаций

Компания IDC опубликовала специальный обзор, посвященный основным тенденциям на телекоммуникационном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в сегменте мобильных технологий.

В 2006 г. начнет быстро расти рынок мобильных игр в реальном времени со многими участниками. По мнению IDC, те любители подобных развлечений, которые раньше использовали ПК, теперь продолжат играть также и на мобильных телефонах. К этому готовы и разработчики мобильных игр, и поставщики услуг. Однако для быстрого роста данного рынка нужна настолько же общедоступная платформа, какой является ПК.


Пятерка лидеров мирового рынка мобильных телефонов
Пятерка лидеров мирового рынка мобильных телефонов
Быстрый рост количества мобильных вирусов, особенно для сложных 3G-телефонов, породит потребность в средствах защиты. По оценкам IDC, к концу текущего года 3G-телефоны будут составлять 7% от общего числа поставок мобильных аппаратов. Чем больше смартфоны будут использоваться в бизнесе, тем больше станет корпоративных мобильных решений и тем важнее для них будет наличие антивирусного ПО.

В минувшем году компания IDC предсказывала, что IP-телефония станет очень популярной в корпоративном сегменте. Так и произошло. В 2006-м предприятия осознают выгоды этой технологии и постараются расширить ее функциональность, а значит, надо ожидать появления конвергированных повсеместных коммуникаций. Вендоры будут продвигать, а клиенты использовать конвергенцию мобильной и фиксированной связи на рабочих местах, а мобильные функции будут работать поверх корпоративной IP-телефонии в качестве дополнительного приложения.

Сотовый телефон все увереннее будет брать на себя функции мобильного бумажника. Уже существует целый спектр возможных технологий для выполнения платежей: инфракрасный порт, SMS, интерактивный голосовой ответ, мобильное сканирование и бесконтактные чипы. При этом оплата может происходить как со счета у мобильного оператора, так и со счета в банке. Все это разнообразие позволяет надеяться на успешный повторный старт мобильной коммерции (первая попытка состоялась несколько лет назад и оказалась неудачной). По мнению IDC, на этот раз есть все шансы на успех, во всяком случае в Корее и Японии.

825 миллионов мобильников

IV квартал прошлого года отмечен новыми рекордами в области поставок мобильных телефонов. По оценке IDC, объем продаж достиг 245,2 млн. шт. За весь 2005-й в мире было куплено 825,5 млн. мобильников — рост на 16,7% по сравнению с 2004-м. Продано 55,6 млн. конвергированных мобильных устройств, что на 165,3% больше, чем в 2004-м.

Как отмечают в IDC, IV квартал традиционно отличается высокими показателями поставок мобильных телефонов в связи с рождественскими распродажами. Но в минувшем году этот период превзошел все предыдущие годы. Более того, уже второй подряд квартал объем поставок превышает 200 млн. шт. Это позволяет надеяться, что в 2006-м будет наблюдаться устойчивый рост в данном секторе рынка.

Подъем во многом обусловлен успехом мобильных телефонов на развивающихся рынках. Например, в Латинской Америке, как оценивает IDC, поставки увеличились на 33,7% по сравнению с 2004-м и достигли 105,3 млн. шт.

Bluetooth-устройства в автомобилях

Разные варианты использования технологии Bluetooth в автомобильной индустрии были представлены общественности уже давно, но по разным причинам этот рынок рос очень вяло. По мнению компании ABI Research, прошлый год стал переломным и начался стремительный рост — 141% по сравнению с 2004-м. Этому способствовали три основных фактора: распространение технологии, простота использования и проникновение в более широкие массы пользователей. Применение аксессуаров, позволяющих водителям говорить по телефону, не выпуская руль, становится все более популярным; кроме того, во многих странах это разрешено законодательно. Теперь уже не производители предлагают Bluetooth-решения, а потребители требуют их выпуска.

Дети — движущая сила мобильного рынка

По мнению Yankee Group, дети в возрасте от 8 до 12 лет — потенциальный двигатель рынка мобильной связи в ближайшие годы. Сегодня к этой группе относится 2,6% от общего числа абонентов мобильной связи. Эксперты Yankee Group ожидают, что к 2010 г. их количество удвоится, но для этого производители телефонов должны изучать конкретные потребности данного сегмента пользователей и производить терминалы специально для него. Телефоны должны быть одновременно забавными и простыми в использовании, кроме того, операторам имеет смысл активнее предлагать семейные тарифные планы, чтобы стимулировать родителей приобретать телефоны для детей.