В нынешнем году CeBIT (www.cebit.com), одна из крупнейших в мире выставок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ежегодно организуемая компанией Deutsche Messe, прошла под девизом “Цифровые решения для работы и жизни”. Из 27 ее павильонов общей выставочной площадью 310 тыс. кв. м одиннадцать были отведены под телекоммуникационный раздел. К сожалению, охватить всю выставку в небольшом репортаже не представляется возможным, поэтому мы расскажем о концепциях и новинках лишь некоторых ведущих компаний.


Дейв Джонсон: “Сейчас 30% бизнеса Avaya находится в Европе”
Дейв Джонсон: “Сейчас 30% бизнеса Avaya находится в Европе”

Соревнование концепций

Выставки CeBIT не являются для отрасли связи в полном смысле концептуальными — эта привилегия, скорее, закреплена за женевскими выставками, которые проводятся под эгидой Международного союза электросвязи (МСЭ) один раз в четыре года. Между тем темпы технического прогресса столь высоки, что серьезные научные достижения и стратегические изменения, как правило, проявляются на значительно более коротком временном интервале.

И в этом плане с начала 90-х CeBIT более десяти лет играл роль ведущего международного индикатора в области связи в период между “Телекомами” MCЭ. Что показала нынешняя ярмарка ИКТ в Ганновере? Были ли в этом году серьезные стратегические прорывы или дело ограничилось укреплением прошлых позиций? Посетители, как обычно, увидели много современных изделий, новых версий ПО, интересных попыток сделать жизнь человека более удобной и гармоничной, т. е. получили немало свидетельств научно-технического прогресса и развития отрасли.

Но что касается концепций, то здесь, пожалуй, кроме решительного поворота в сторону пользователя на основе конвергенции технологий, сетей, терминалов и персонализации обслуживания клиентов, ничего нового не прозвучало. Мы увидели всеобщее признание архитектуры IMS (IP Multimedia Subsystem), разнообразные аспекты внедрения сетей нового поколения NGN и многочисленные современные решения по реализации услуг Triple Play.

Сегодня фактически всеми ведущими игроками рынка признано, что IMS — единственная концепция, адекватно отвечающая его современным требованиям. Помимо оптимизации инфраструктуры сети IMS предоставляет возможности организации наиболее эффективной модели бизнеса оператора.

Между тем все в большей степени центр демонстрации телекоммуникационных инноваций переходит от выставки CeBIT ко Всемирному конгрессу 3GSM, во всяком случае, в той ее части, которая касается мобильных технологий. Впрочем, кое-что новенькое и здесь остается на долю СeBIT: например, решения FMC (Fixed Mobile Convergence) по-прежнему демонстрируются преимущественно в Ганновере.

Наиболее развитую бизнес-концепцию представила компания Lucent Technologies (www.lucent.com). Как сообщил Кор ван Эс, директор по развитию технологий и бизнеса подразделения NGN Solutions Lucent Technologies, основное направление разработок фирмы — конвергенция и создание технологической основы для реализации интегрированных услуг, ориентированных на предпочтения клиентов (Blended Lifestyle Services).

Сюда включаются услуги по передаче голоса, видео, данных и развлекательные сервисы, объединенные с информацией о местоположении и присутствии в сети. Lucent понимает конвергенцию шире, чем FMC, объединение проводных и беспроводных структур, TDM и сетей на основе пакетной передачи данных — это, скорее, сочетание возможностей телекома и ИТ.

Отрасль сегодня стремительно отходит от оказания отдельных услуг, она нуждается в “связывании” сервисов, их предоставлении в виде пакета. При этом может получиться новая индивидуальная услуга с другим качеством (то, что в Lucent именуют Blanding). Пользователю становятся доступны высокоинтегрированные персонализированные мультимедийные приложения и сервисы. К тому же созданные таким образом услуги становятся переносимыми, и в современной сети к ним можно обратиться в любом месте, отметил г-н Кор ван Эс.

На стенде Lucent посетителю предлагалось испытать реальную конвергенцию, основанную на возможностях IMS, проводилась демонстрация новых комплексных сервисов Active PhoneBook и iLocator, показывались решения широкополосного доступа, OSS/BSS, системы управления сетями и т. д. Столь представительная экспозиция стала хорошей платформой для бизнеса: в ходе работы выставки Lucent заключила семь контрактов на предоставление услуг и поставку решений для сетей связи следующего поколения на сумму 300 млн. долл.

Другая крупная компания, Alcatel (www.alcatel.com), презентовала на ганноверской выставке свой стенд под лозунгом “Широкополосный мир, ориентированный на пользователя” (User-Centric Broadband). Этот лозунг, впервые выдвинутый в прошлом году, отражает стратегию Alcatel, основная идея которой состоит в том, чтобы освободить конечных пользователей от неудобств “коммуникационного хаоса” и предложить им новый портфель индивидуальных, интерактивных контекстно-ориентированных услуг.

Широкополосный доступ совершенно необходим, но он не может гарантировать успех сам по себе. Именно поэтому решения Alcatel ориентируются на конечного пользователя. Для этого была разработана стратегия (User-Centric Broadband Strategy), которая позволяет настраивать решения Alcatel на индивидуальные потребности заказчиков.

Технология Triple Play предоставляет частным абонентам персонализированные интерактивные услуги через любое устройство доступа — телевизор, настольный компьютер, ноутбук или мобильный телефон. Кстати, очень своевременным оказался контракт Alcatel c германским оператором T-Mobile о поставке ему оборудования для внедрения мобильного телевидения на базе UMTS, что позволило демонстрировать на стенде реальные услуги Triple Play. Технология конвергентных услуг для частных и корпоративных сетей объединяет сферы фиксированной и мобильной связи.

“Успех на рынке частных сетей во многом зависит от оптимального сочетания коммуникационных и развлекательных услуг, — сказал Михаил Чернович, сотрудник московского офиса Alcatel. — На рынке корпоративной связи нужны приложения, повышающие эффективность и производительность труда и облегчающие связь между сотрудниками, поставщиками и заказчиками”.


Ганноверская выставка CeBIT столкнулась с серьезной конкуренцией Всемирного конгресса 3GSM
Ганноверская выставка CeBIT столкнулась с серьезной конкуренцией Всемирного конгресса 3GSM
Новые возможности корпоративной связи

Компания Avaya (www.avaya.com) “заточена” на работу в корпоративном сегменте телекоммуникационного рынка. Ее концепция “Интеллектуальные коммуникации для развития бизнеса” подкреплялась решениями по конвергенции фиксированной и мобильной связи, новыми разработками на базе SIP (Session Invitation Protocol) и сервисно-ориентированной архитектуры SOA (Service Oriented Architecture), выпуском очередных версий ПО.

Превращая сложное коммуникационное ПО в гибкие компоненты или апплеты, Avaya позволяет предприятию интегрировать собственные и сторонние приложения в рамках архитектуры SOA, что способствует повышению эффективности ее бизнес-процессов. Такой подход — новый шаг на пути развития интеллектуальных коммуникаций, основанных на принципах взаимодействия, продуктивности, непрерывности, безопасности и гибкости бизнеса; он способен упростить переход на новые возможности web-сервисов и SIP.

Благодаря такому подходу, компании, интегрирующие коммуникации в свои бизнес-процессы, могут избежать сложностей, связанных с наличием раздельных платформ, снизить затраты и повысить эффективность своей работы. Кроме того, они смогут создавать персонализированные коммуникационные инструменты для сотрудников с использованием средств передачи голоса, текста и видеоинформации.

Avaya и Nokia сделали очередные шаги в направлении конвергенции IP-телефонии и мобильной связи. Ныне решения Avaya поддерживаются двумя платформами телефонов Nokia — Series 60 и Series 80, и теперь ПО Avaya Communication Manager может устанавливаться на самые мощные аппараты Nokia — корпоративный смартфон 9300i и коммуникатор 9500.

За последний год благодаря поглощению фирмы Tenovis (бывшей Bosch Telecom) Avaya значительно упрочила свои позиции на европейском рынке. “Сейчас 30% бизнеса компании находится в Европе, — сказал Дейв Джонсон, президент Avaya в регионе ЕМЕА. — Сегодня мы занимаем здесь первое место по продажам операторских центров и второе по IP-телефонии”.

Но далеко не на всех стендах крупных компаний можно было увидеть четкое концептуальное решение. Непросто, например, понять стратегию фирмы Siemens (www.siemens.com), хотя в ее экспозиции было много интересных разработок — новые решения в области FMC, технология SIP trunking, программный комплекс HiPath Business Service Suite (HBSS), версия 3.0 коммутационной IP-платформы HiPath 4000, технология Peer-to-Peer для организации IР-коммуникаций.

Программная платформа HBSS поддерживает концепцию Enterprise Mobility. С помощью этого сервиса компании могут обеспечить доступ к рабочим данным даже для тех сотрудников, что находятся вне офиса, а также координировать работу выездных бригад без внедрения дорогостоящих технологий в сетях ИКТ. Различные приложения загружаются на мобильное устройство через Интернет-портал. Решение реализуется и поддерживается с помощью оригинального ПО Siemens. Данные приложения адресованы малым и средним компаниям, имеющим в штате выездные бригады, а также индивидуальным предпринимателям, проводящим много времени вне офиса.

Коммутационная IP-платформа реального времени HiPath 4000 v3.0 предназначена для средних и крупных предприятий. В ней реализованы важные функциональные возможности: поддержка открытого протокола SIP для абонентских устройств и межстанционных соединений, кодирование сигнализации и полезной нагрузки для обеспечения полностью защищенной передачи голоса по IP-сети, созданы портфель приложений HiPath Mobile Office и модульное ПО для постепенного наращивания инфраструктуры. Усовершенствованная система управления упрощает процесс администрирования корпоративной сети и позволяет быстро и эффективно обрабатывать запросы клиентов. HiPath 4000 v 3.0 с марта доступна и российским пользователям.

Вместо заключения

За свою двадцатилетнюю историю выставка успела пережить и взлеты, и падения. Сильнее всего на ней сказался спад ИКТ-индустрии в начале текущего столетия. Но едва преодолев последствия экономического кризиса, европейский CeBIT столкнулся с определенным “кризисом жанра” и мощнейшей конкуренцией со стороны Всемирного конгресса 3GSM.

Этот конгресс, проходящий за месяц до ганноверской выставки, серьезно ослабляет германского конкурента. На CeBIT’е уже видно отсутствие многих операторов мобильной связи, поставщиков компонентов и оборудования. Для ряда серьезных компаний, таких как Motorola, Nokia, Nortel, центр интересов уже сместился в сторону 3GSM. Например, Nortel имела там один из самых крупных стендов и представила большой портфель инноваций. Ее участие в CeBIT’е ограничивалось весьма скромным стендом CП LG-Nortel.

Тем не менее CeBIT создает хорошие условия для работы специалистов в области ИКТ, представителей крупного бизнеса, финансовой отрасли и государственного сектора, для обмена опытом и завязывания новых деловых контактов. Его влияние на развитие ИКТ-индустрии продолжает оставаться очень значительным.