В то время как, по мнению ряда аналитиков, рынок аутсорсинга услуг по поддержке ИТ-инфраструктуры вышел на уровень насыщения, аутсорсинг бизнес-процессов (BPO) еще только набирает обороты. Так, компания IDC предсказывает, что в ближайшем будущем ежегодный рост данного сегмента составит 10,9%. Если в 2004 г. объем мирового рынка BPO находился на уровне 382,5 млрд. долл., то к 2009-му он достигнет отметки 641,2 млрд. Проведенное IDC исследование рынка BPO (см. таблицу) распространяется на восемь его сегментов: управление персоналом, закупками, финансами и бухгалтерией, логистикой, продажами и маркетингом, а также проектирование изделий, обслуживание клиентов и обучение.


Мировой рынок Business Process Outsourcing*
Мировой рынок Business Process Outsourcing*

Многие компании обратились к офшорным провайдерам услуг BPO, поскольку те, обеспечивая значительную экономию за счет низких ставок заработной платы, предоставляют сервис самого высокого качества. Исследование, проведенное фирмой McKinsey по заказу индийской аутсорсинговой ассоциации Nasscom, показало, что в Индии немало талантливых специалистов для рынка BPO: 28% всех квалифицированных работников из 28 стран с дешевой рабочей силой проживает именно там.

“Глобальное присутствие сегодня столь важно, что многие предприятия, стремясь снизить цены на свои товары, готовы воспользоваться пулом глобальных ресурсов. Наличие такого пула становится ключевым требованием, предъявляемым к поставщикам услуг BPO”, — констатирует аналитик из IDC Ромейла Рави. Но получить реальную выгоду от передачи части работ за рубеж гораздо сложнее, чем просто подписать контракт такого рода. Как сказано в упомянутом исследовании Nasscom — McKinsey, прежде чем отдавать те или иные функции зарубежному исполнителю, заказчику следует задокументировать свои процедуры и предложить способы измерения их эффективности. Кроме того, он должен предусмотреть как минимум два года на достижение желаемой эффективности и стабильности работы офшорного аутсорсера. Все это приводит к более длительной окупаемости инвестиций, чем планируется изначально.

Реализуя бизнес-модель полного аутсорсинга, компания Procter & Gamble возложила управление персоналом на корпорацию IBM, а финансовые и бухгалтерские функции — на Hewlett-Packard (начиная с июня 2004 г.). Как и многие другие аутсорсинговые фирмы, HP создала для предоставления услуг BPO ряд центров в разных странах мира. Соответствующие офисы, включая и самый крупный, бангалорский, расположены в десяти городах. Наряду с транзакциями по счетам кредиторов для транснационального производителя товаров широкого потребления Procter & Gamble HP осуществляет через свой центр в Бангалоре финансовый и бухгалтерский учет, а также управление кадрами, продажами, маркетингом и организацией закупок. Причем BPO-контракт с Procter & Gamble — лишь один из шести подобных контрактов, выполняемых данным центром. В частности, HP управляет финансами крупной медиакомпании, а для другого заказчика выполняет функции контролера. Этот же центр занимается обработкой платежных документов самой HP.

В своей активности HP не одинока. Месяц назад, после приобретения фирмы Savista — американского провайдера услуг финансового и кадрового управления для предприятий среднего масштаба, о своих BPO-инициативах объявила компания Accenture. “Для заказчика это возможность получить все услуги из одних рук. Всем предприятиям среднего масштаба предлагается одна платформа и одно решение, — объясняет директор Accenture по проектам BPO Кевин Кемпбелл. — Мы имеем центр поддержки в Индии и глобальную сеть предоставления услуг”. Бизнес в области аутсорсинга приносит Accenture 7 млрд. долл. в год и ведется по трем направлениям: разработка приложений, поддержка ИТ-инфраструктуры и BPO. “Рынок BPO растет высокими темпами, и мы продолжаем свою активную работу на нем”, — заявил Кевин Кемпбелл.

Два года назад конкурент HP — корпорация IBM купила индийского BPO-аутсорсера Daksh eServices, в штате которого 6000 сотрудников. В свое время Daksh предоставляла услуги CRM и финансового управления. А в своем недавнем интервью исполнительный директор компании Electronic Data Systems Майкл Джордан заявил о своём желании существенно увеличить долю BPO-контрактов в портфеле фирмы, поскольку они более прибыльны, чем чисто ИТ-аутсорсинговые.

Между тем крупные индийские игроки, в числе которых и Tata Consultancy Services, направляют огромные ресурсы на такие активные рынки, как рынок финансовых услуг. Прошлой осенью Tata Consultancy Services подписала двенадцатилетний контракт объемом 847 млн. долл. с британской компанией Pearl Group, управляющей рядом страховых и пенсионных фондов. Для предоставления BPO-услуг такого рода Tata Consultancy Services создает дочернюю фирму, которая будет специализироваться на аутсорсинге бизнес-процессов для заказчиков из упомянутых отраслей.