Проект внедрения решения SAP Automotive в компании “Интеркар Украина” несколько отличается от других похожих проектов. В числе любопытных отличий — отсутствие внешней компании-интегратора и особенный подход к оптимизации бизнес-процессов. О том, что получила компания в результате реализации проекта PCWeek/UE рассказали Кирилл Москаленко, менеджер проекта SAP в компании “Интеркар Украина”, и Вадим Мицкевич, руководитель лаборатории SAP-импортер ИП “АтлантКонсалт”.


Вадим Мицкевич: “На новых предприятиях мы будем использовать налаженную схему: применять наши внутренние best practices и после того внедрять решения SAP”
Вадим Мицкевич: “На новых предприятиях мы будем использовать налаженную схему: применять наши внутренние best practices и после того внедрять решения SAP”

PCWeek/UE: Почему в “Интеркар Украина” решено было внедрять ERP-систему? Почему именно SAP?

В. М.:
Причин было несколько.  Компания планировала активно расти, оптимизируя при этом затраты. Специфика бизнеса, связанного с импортом состоит в том, что хорошо отлаженный механизм позволяет при небольших трудозатратах обрабатывать значительное количество запросов. Важной частью такого механизма является ERP-система. При увеличении уровня продаж это хорошее решение позволяет при прежнем  количестве человеческих ресурсов обрабатывать в два-три раза большее количество заявок.

К. М.: Когда в 1999 году создавалась программа автоматизации холдинга,   был проведен анализ различных существовавших на тот момент решений. На выбор в пользу SAP повлиял пример наших поставщиков, в частности Volkswagen, которые тогда успешно внедрили у себя эту систему. Также на этапе выбора системы мы определили, какие бизнес-процессы будут автоматизированы в первую очередь. В то время деятельность, связанная с продажами автомобилей была кое-как автоматизирована, но объёмы временами превышали возможности работавшей системы. Так было принято решение об автоматизации сбыта и закупок автомобилей, сейчас мы понимаем, что оно было принято вовремя.

PCWeek/UE: Что особенного в системе, работающей в “Интеркар Украина”?

К. М.:
SAP for Automotive — это отраслевое решение, которое наша компания внедрила первой в Украине и второй в СНГ (есть ещё внедрение на “Джи-Эм АВТОВАЗ” в России). Наш проект начался два года назад. На сегодняшний день решение SAP for Automotive внедрено в “Интеркар Украина” и готово к тиражированию, то есть эта система может быть быстро установлена на любом предприятии, работающем в составе холдинга. Все компании, входящие в состав “Атлант-М” работают на основе чётко описанных бизнес-процессов, которые реализованы и поддерживаются с помощью функциональности SAP for Automotive. На уровне холдинга унифицированы бизнес-процессы, касающиеся управленческого, финансового учёта, сбыта и закупок, управления человеческими ресурсами. Конечно, в каждом регионе существуют свои отличия, такие, как система налогообложения, и мы будем постепенно автоматизировать и эти направления помощи SAPfor. Для этого в структуре холдинга создано подразделение “АтлантКонсалт”, которое занимается внедрением SAP-решений во всём холдинге, во всех регионах.

PCWeek/UE: То есть вы планируете распространить решение, установленное в “Интеркар Украина” на остальные составляющие холдинга?

В. М.:
У нас есть подразделения, которые занимаются партнёрским и дилерским бизнесом. В “Атлант-М” работает отдельное решение для автоматизации дилерского бизнеса — это собственная доработка функциональности стандартных решений SAP. На момент, когда в нашей компании возникла необходимость автоматизации дилерских предприятий, решения SAP for Automotive ещё не было, и наши системы развивались параллельно. Когда дело дошло до автоматизации партнёрских предприятий, у SAP уже было стандартное решение.


Кирилл Москаленко: “Все компании, входящие в состав “Атлант-М” работают на основе чётко описанных бизнес-процессов, которые реализованы и поддерживаются с помощью функциональности SAP for Automotive”
Кирилл Москаленко: “Все компании, входящие в состав “Атлант-М” работают на основе чётко описанных бизнес-процессов, которые реализованы и поддерживаются с помощью функциональности SAP for Automotive”
PCWeek/UE: Эта функциональность реализована в составе SAP for Automotive?

В. М.:
Она только-только появилась, и называется Dealer Business Management .

PCWeek/UE: Планируете ли вы в будущем отказаться от других информационных систем и оставить в холдинге только SAP for Automotive?

В. М.:
На данный момент SAP является нашей основной информационной системой. В некоторых бизнес-процессах она не является первичной — ввод данных осуществляется в 1С, после чего они попадают в SAP, но в течение этого года мы переведем эти процессы в SAP.

Кроме того, мы реализовали обмен данными между всеми работающими у нас системами.

PCWeek/UE: Существует две модели автоматизации бизнес-процессов: автоматизация без и с использованием реинжиниринга согласно best practices. Какая из них применялась в “Интеркар”?


На выбор в пользу SAP повлиял пример поставщиков, в частности Volkswagen, которые успешно внедрили у себя эту систему
На выбор в пользу SAP повлиял пример поставщиков, в частности Volkswagen, которые успешно внедрили у себя эту систему
В. М.:
В нашей компании автоматизация проходила ближе к первому варианту, потому что в “Интеркар Украина” были внедрены собственные отлаженные и оптимизированные бизнес-процессы. Мы достаточно много времени и внимания уделили их анализу, а также описали их с учётом функциональности системы и только после этого приступили к внедрению. Я считаю, что подтверждением успеха реинжиниринга бизнес-процессов является хорошее восприятие новой системы пользователями. У них действительно уменьшилось количество работы. На новых предприятиях мы будем использовать налаженную схему: применять наши внутренние best practices и после того внедрять решения SAP. Если что-то и будет изменяться в наших схемах, то эти перемены коснутся всего холдинга.

К. М.: В любом случае внедрение информационной системы значительно влияет на бизнес-процессы компаний. В процессе внедрения их структурируют, оптимизируют. Поэтому, как бы там ни было, во многие процессы были внесены коррективы.

В. М.: Но изначально нас ставили в такие условия, что мы вынуждены были принять бизнес-процессы, работающие на предприятии.

PCWeek/UE: Какие еще информационные системы функционируют в компании?

В. М.:
У нас работают некоторые решения от “1С”, и мы не собираемся полностью от них отказываться. Они отлично интегрированы, и обмен данными между системами осуществляется в режиме реального времени. Также у нас работает таможенная программа, интегрированная с “1С” и через нее с SAP, она полностью соответствует нашим требованиям. Мы не планируем при помощи SAP автоматизировать функциональность специализированных решений, которые реализует, поддерживает и обновляет сама таможня.

К. М.: В этой программе постоянно отображаются изменения законодательства, обновляются таможенные коды. Нет смысла полностью импортировать эту информацию в основную систему, можно использовать только необходимую информацию. На основе “1С” у нас сейчас работает модуль “Запчасти”, автоматизированы некоторые бизнес-процессы сервисного гарантийного обслуживания. “Запчасти” мы перенесём в SAP: в июле начинается проект внедрения, и до конца года он должен завершиться. На платформе “1С” пока останутся автоматизированными некоторые бизнес-процессы связанные с финансами, но всё это будет интегрировано с ERP-системой. Именно в ней наши сотрудники смогут получать общий консолидированный результат о финансах на уровне всего предприятия. 

PCWeek/UE: Был ли в вашей компании период двойного ввода данных, во время которого сотрудники вносили данные параллельно в две работающие информационные системы?

В. М.:
Да, это было предусмотрено в рекомендованной SAP методике внедрения, он называется “периодом опытно-промышленной эксплуатации”. У нас его длительность составила всего 2 месяца (обычно — около трёх). Данные вводились и в SAP, и в старые системы, для того, чтобы по результатам двухмесячной работы можно было сверить результаты. Начиная с января 2006 года, мы передали систему в промышленную эксплуатацию и отказались от старых решений.

PCWeek/UE: Как вы используете свой корпоративный веб-портал, и какую роль он будет играть в будущем?

В. М.:
Его основными пользователями будут наши дилеры. В первую очередь, портал должен повысить лояльность клиентов. Такого рода портал использует наше подразделение, занимающееся запчастями. В будущем веб-портал нашей компании будет точкой доступа в ERP-систему. Этим порталом в первую очередь будут пользоваться наши дилеры, а также конечные пользователи, но с определенными ограничениями.

К. М.: Клиент будет использовать портал для выбора модели автомобиля, её конфигурирования, получения информации об ориентировочной цене, наличии конкретной машины на складе, сроков доставки в Украину. Использование портала конечными покупателями зависит от фантазии наших дилеров.

PCWeek/UE: Как вы оцениваете уровень влияния ИТ-директора в вашем холдинге?

В. М.:
Он входит в состав совета директоров холдинга.

К. М.: Проект изначально был правильно представлен персоналу, у которого сложилось правильное к нему отношение. Внедрение продвигалось под управлением регионального управляющего холдинга, Сергея Савицкого. Было выделено достаточно квалифицированных специалистов, правильно разработана методология внедрения. Некоторые трудности с изменениями, в бизнес-процессах, конечно были, но подход и декларация проекта как важного для предприятия позволили выдержать сроки и добиться желаемых результатов.