Примерно спустя полгода после перехода отечественного оператора мобильной связи “Украинские радиосистемы” (“УРС”) в собственность российского “ВымпелКома” в Украине состоялся запуск бренда “Билайн” — фирменную желто-черную символику теперь несложно заметить на рекламных щитах в любом достаточно крупном городе. В рамках проходившей конференции, посвященной этому мероприятию, PCWeek/UE взял интервью у Сергея Авдеева, исполнительного вице-президента по развитию бизнеса в странах СНГ и главного технического директора “ВымпелКома”. Темой беседы стали дальнейшие планы компании по развитию бизнеса в Украине, ее стратегия и специфика предстоящей работы на локальном рынке сотовой связи.
![]() Сергей Авдеев: “У нас нет амбиций стать лидером, мы всего-навсего хотим присутствовать в Украине и иметь рентабельный бизнес” |
PCWeek/UE: Что стало причиной прихода “Билайн” в Украину именно сейчас?
Сергей Авдеев: Можно сказать, он пришел давно — “Билайн” работает в СНГ, а СНГ трудно представить без Украины. Поэтому решение о необходимости работы в Украине, пришло как только мы решили работать в СНГ. Потом стал вопрос: “А как нам попасть в Украину? В какой форме мы можем войти на этот рынок?” Было два пути, первый — через солидарность с “Киевстаром”. Выяснилось, что этот путь очень долгий, длинный, тернистый и без определенной даты окончания. Второй путь — посмотреть, что бы такое прикупить. И вот мы обнаружили компанию “УРС”. Не секрет, как развивались события: всякие были споры, разные мнения по этому поводу, но в итоге мы вышли на рынок через покупку “УРС”.
PCWeek/UE: Почему “ВымпелКом” принял решение приобрести именно “УРС”? Существует ведь еще мобильное подразделение “Голден Телекома”, у которого с вашей компанией есть общие акционеры.
С.А.: В этом случае возникают те же вопросы и проблемы, что и с “Киевстаром”.
PCWeek/UE: Как вы будете распределять инвестиции в течение ближайшего года? О каком объеме идет речь?
С.А.: 500 млн. долл. Мы говорим, что доля рынка, на которую мы рассчитываем, даст нам порядка 5 млн. абонентов, и 100 долл. на абонента — то, что мы умеем делать. Отсюда получается 500 млн., арифметика простая. Если абонентов будет меньше или больше, соответственно изменится сумма инвестиций.
Первая задача, которую мы практически должны решить в этом году, показать рынку, что мы быстро наращиваем покрытие. Для рынка важна динамика, поэтому нам необходимо продемонстрировать рост и показать, что мы умеем держать слово и быстро строить сеть. А мы действительно умеем это делать — в России мы строим до 500 станций в месяц. У нас есть опыт, умение, понимание, как это делать, а, значит, поставим в Украине столько станций, сколько нужно. Сейчас инвестиции будут идти в стройку.
PCWeek/UE: Другими словами, в сеть?
С.А.: Да, только в сеть — это наращивание покрытия. Когда покрытие готово, нарастить емкость дешевле, быстрее и проще, а сделать рывок сложно, трудно и дорого.
PCWeek/UE: Значит активное маркетинговое продвижение бренда “Билайн” начнется только в следующем году?
С.А.: Нет, я думаю, что мы будем готовы к этому уже на новогодние праздники.
PCWeek/UE: Вы строите сеть собственными силами или отдаете эту работу в аутсорсинг?
С.А.: Дело в единых процедурах и подходах, которые отработаны в нашей компании и позволяют быстро и эффективно строить сеть. Учитывая, что нам приходится держать темп свыше 100 базовых станций в месяц, мы обязаны аутсорсить эту работу.
То, что мы создали в этом отношении в России, будет создано и в Украине. Речь идет о конкурентном рынке услуг по строительству сетей сотовой связи. Когда в Росси мы дошли до этой идеи, мы вывели бригады, находившиеся в составе нашей компании, в отдельное предприятие. Его сделали совершенно открытым, позволив работать со всеми игроками рынка, например, с “МТС” и “Мегафоном”. Так возник конкурентный рынок, который мы хотим создать и в Украине. Еще не поздно, поскольку “Астелит” и “Киевстар” продолжают строить свои сети, база для этого бизнеса есть.
PCWeek/UE: Получается подразделение вендора не будет принимать участие в строительстве сети?
С.А.: Вендор участвует в тендере наряду с другими. Мы проводили такой тендер в Украине, но вендор не смог предоставить таких условий, которые предлагают специально ориентированные на этот вид услуг аутсорсинговые компании.
PCWeek/UE: С кем вы работаете в Украине?
С.А.: Здесь открыли свои филиалы несколько российских компаний. По своему происхождению они украинские компании, но как и в случае “УРС”, к ним переходит вся культура российской работы.
PCWeek/UE: “УРС” делает закупки оборудования вместе с “ВымпелКомом”?
С.А.: Г-н Изосимов на конференции говорил о дешевизне денег для большой кампании, я могу сказать то же самое о дешевизне покупок — любая антенна, которую покупает “УРС”, консолидируется. В рамках всего “ВымпелКома” мы так и работаем с поставщиками, не важно это, Украина, Таджикистан, Россия — это “Билайн”. Соответственно, нам делают очень большие скидки, и оборудование достается дешевле. В этом смысл консолидации активов.
PCWeek/UE: Что вы делаете для получения лицензии на диапазон частот 1800 МГц?
С.А.: Такая лицензия у нас уже существует, другое дело, что частоты доступны не во всех городах. Поэтому связываем определенные надежды с расширением количества каналов в диапазоне 900 МГц. Мы двигаемся в этом направлении и стараемся понять, есть ли еще в данном диапазоне потенциал. В принципе, не столь важно, в каком диапазоне каналы, важно их количество. Даже если нам не удастся расширить диапазон каналов в области 900 МГц, мы сможем обеспечить сопоставимый уровень качества, только более дорогой ценой.
PCWeek/UE: Чем вы объясните низкие показатели доходности из расчета на одного абонента (ARPU — Average Revenue Per User) у “Астелита” в прошлом году?
С.А.: Я не смотрел их финансовые результаты, но наверное, этого можно было ожидать. На момент выхода “Астелита” на украинский рынок они знали о наших намерениях прийти сюда. К сожалению, их реакция была неадекватной — они начали блокировать рынок к нашему приходу. Не знаю, насколько это получилось, но по финансам, как видите, это оказалось непросто. Цифры говорят о том, что так не нужно делать. Пример “МТС”, между прочим, — то же самое, они слишком увлеклись борьбой с нами за долю рынка. Рынок очень легко сломать и очень сложно удержать на хороших показателях.
PCWeek/UE: UMC, наоборот, — потеряла долю рынка, зато финансовые показатели сохранила на достойном уровне.
С.А.: Нам нужны деньги для развития сети, а не абоненты. Сеть необходимо улучшать и развивать, чтобы она была привлекательной. Для этого нужно думать о выручке с абонента, иначе сами абоненты начнут задыхаться без необходимой емкости.
PCWeek/UE: Кого вы считаете основным конкурентом “Билайна” на украинском рынке — старожилов UMC и “Киевстар” или “Астелит”?
С.А.: Скорее “Астелит”, потому что мы работаем с ним на одинаковых рынках и сегментах, и мы новички. В данный момент нам трудно соревноваться с “Киевстаром” и UMC, располагающими большим количеством корпоративных абонентов, которым нужны хорошее качество и покрытие, чего пока у нас нет. Поэтому для нас сейчас наиболее вероятно пересечение с “Астелитом” на массовом рынке, а потом все будет по-другому.
PCWeek/UE: За счет чего “УРС” будет успешной?
С.А.: А что понимать под критерием успешности?
PCWeek/UE: Финансовую составляющую.
С.А.: Ее и я имею в виду. У нас нет амбиций стать лидером, мы всего-навсего хотим присутствовать в Украине и иметь рентабельный бизнес.
















