Успех проектов внедрения сложных корпоративных решений, таких как системы управления ресурсами предприятия, в значительной степени зависит от усилий, прилагаемых как консультационной компанией, так и заказчиком. Эксперты считают, что проекты, для реализации которых заказчик предоставил достаточно ресурсов, чётко и детализировано описал ожидания и цели компании в большинстве случаев реализуются быстро, эффективно и с наименьшим количеством затрат. Именно так прошло внедрение ERP-системы Microsoft Dynamics NAV в компании “Український науково-технологічний центр”.
Вадим Уткин: “Представители УНТЦ очень щепетильно отнеслись к тендеру, оформив детальные и чёткие требования к будущей системе” |
Начало
Процесс внедрения ERP-системы стартовал три года назад. Перед началом проекта компания подготовила детализированный документ (внутреннее название — Request for Proposals). “Мы получили, если я не ошибаюсь, семь или восемь предложений. В числе вариантов, которые нам предлагали интеграторы, были Microsoft DynamicsNAV, а также решения производства других зарубежных и отечественных вендоров. Тендер выиграла компания Innoware с предлагающая Microsoft DynamicsNAV. С начала проекта внедрения до запуска системы в промышленную эксплуатацию прошло 2 года, а наше сотрудничество с Innoware началось в мае 2005 года”, — рассказал PCWeek/UE Куртис “Би Джей” Белаяч, главный финансист УНТЦ.
При выборе решения компания обращала внимание на два основных фактора: вендор, представляющий систему, должен был иметь репутацию надёжной компании, а также опыт работы на украинском рынке. “Этот критерий был важен для нас, поскольку после внедрения сложной системы нам была необходима помощь разработчиков в поддержке и дальнейшем развитии системы. Нам был необходим надёжный партнёр”, — уточнил господин Белаяч. Вторым фактором, имеющим значительный вес при выборе была функциональность решения. Сотрудники УНТЦ создали точную и детальную “матрицу функций”, которыми должна была бы эта система обладать. Каждому из участников тендера было поставлено задание заполнить эту матрицу функциональностью предлагаемых ими решений.
“Эта информация была предоставлена участниками в письменной форме. Также мы предложили им устроить демонстрацию работы решения на реальном оборудовании. На это каждому участнику тендера был предоставлен один день. Мы раздали представителям компаний-интеграторов изготовленные нашими экспертами описания транзакций, на основе которых они должны были бы нам показать, как те или иные бизнес-процессы могут быть автоматизированы посредством их решений”, — объяснил Куртис Белаяч. Особенное внимание также было обращено на такой фактор, как отзывы пользователей решений, внедрённых участниками тендера. Перед подписанием контракта с Innoware эксперты УНТЦ общались с представителями трёх предприятий, в которых компания внедряла Microsoft DynamicsNAV. Это было производственное предприятие, дистрибьютор и компания, специализирующаяся на консалтинге и аудите.
“Представители УНТЦ очень щепетильно отнеслись к тендеру, оформив детальные и чёткие требования к будущей системе. Однако с некоторыми сложностями мы столкнулись во время демонстрации функциональности нашего решения. Проблема состоит в том, что ERP-системы являются очень сложными комплексами. Обычно, такого рода решение имеет сотни, если не тысячи экранов. Из-за этого продемонстрировать продукт заказчику очень сложно: когда наш специалист начинает показывать его функциональность, слушатели где-то на 40 минуте начинают засыпать. Много экранов, новый интерфейс… это — бизнес-система, а не экскурсия. Поэтому прежде, чем приступить к демонстрации возможностей системы, мы предлагаем клиенту создать демо-скрипт, на основе которого мы продемонстрируем, как будет автоматизирован какой-либо из его бизнес-процессов. Этот метод также является своего рода тестом на то, насколько клиент готов к автоматизации собственного предприятия. В УНТЦ мы получили задание по четырем бизнес-процессам, — рассказал PCWeek/UE Вадим Уткин, исполнительный директор компании Innoware. — Также хотелось бы отметить высокий уровень управления проектом со стороны УНТЦ, чёткое определение целей проекта, которых надо достичь. Большинство ERP-проектов, реализуемых в Украине страдают из-за неясности”.
Дополнительным фактором, который существенно повлиял на успех проекта являлось эффективное решение проблемы с предоставлением ресурсов для внедрения системы. На протяжении всего проекта, сотрудники УНТЦ, вошедшие во внедренческую команду, занимались исключительно решением вопросов автоматизации предприятия. Их обычные функциональные обязанности выполняли временные работники, привлечённые в компанию.
Внедрение
Куртис “Би Джей” Белаяч: “В каждой компании существует огромное количество процессов, которые можно выстроить гораздо эффективнее” |
Бизнес-процессы
Правильный подход к автоматизации бизнеса позволил одновременно с внедрением ERP-системы провести реинжиниринг процессов в УНТЦ. Менеджмент компании принял решение о переходе на унифицированные, проверенные модели бизнес-процессов. “Проект внедрения решения дал нам возможность применить best practices (“лучшие практики”). Когда мы приступили к дизайну системы, мы начали с чистого листа. Во время консалтингового этапа мы описывали работающие в компании бизнес-процессы, оценивали их эффективность, сравнивали с примерами, наведенными в best practices. В большинстве случаев мы всё-таки заменили старые процессы унифицированными. В некоторых — из-за ограничений во времени и бюджете — мы оставили старые, но в будущем мы планируем заменить и их. На самом деле, в каждой компании существует огромное количество процессов, которые можно выстроить гораздо эффективнее. Всё сразу менять не получится. Что-то следует заменить сейчас, что-то в будущем. Мы старались привести максимум бизнес-процессов к эталонной модели, и сегодня мы всё ещё вносим изменения.
Но тут мы всё-таки столкнулись с некоторыми проблемами. Во-первых, не все сотрудники компании столь восприимчивы к изменениям, в той мере, что и участники проектной группы. Когда мы начали внедрять Microsoft DynamicsNAVво всей компании, некоторые пользователи достаточно сложно воспринимали перемены. Поэтому были случаи, когда мы временно отказывались от нововведений. Сейчас наша задача — обучить их таким образом, чтобы в будущем они приняли те бизнес-процессы, которые мы считаем наиболее оптимальными”, — рассказал Куртис Белаяч.
В практике Innoware был уже проект, в котором автоматизация деятельности компании происходила одновременно с реинжинирингом бизнес-процессов согласно best practices. “Это был один проект — Deloitte&Touche, — уточнил Вадим Уткин. -— Для украинских компаний внедрение общепринятых шаблонов -— довольно сложный вопрос. Их бизнес быстро меняется, приспосабливаясь к новым условиям. Вместе с бизнесом развивается и менеджмент. Best practices — это логика, основанная на тысячах инсталляций системы по всему миру, созданная с учётом их опыта и специфики процессов в разных компаниях. В Украине же часто встречается парадоксальная ситуация, в которой руководство компаний изобретает колесо заново. Собственники и менеджмент сами доходят до тех принципов, которые давно используются в мировой практике. То же самое касается ERP-систем. Мы стараемся доказать заказчику, что процесс, реализованный в Microsoft DynamicsNAV хорош. А кроме того, чем меньше модификаций вносить в ERP, тем меньшей будет общая стоимость внедрения, тем стабильнее будет работать система, тем легче будет перейти на новую версию. Тем быстрее компания получит хороший результат. Наиболее неправильным я считаю переписывание значительной части системы под бизнес-процессы заказчика. Ведь в таком случае саму систему покупать незачем. Надо покупать средства разработки”.
Интеграция
Внедрение системы длилось с 16 мая по 1 октября 2005 года. В конце этого периода времени решение Dynamics NAV было запущено в промышленную эксплуатацию и интегрировано с работающими в УНТЦ вычислительными средами.
“У нас работают ещё две системы: во-первых, это собственная разработка, основанная на MS SQL, — Рассказал господин Куртис. — УНТЦ является компанией, финансирующей научные исследования. Предложенные учёными проекты проходят согласование, некоторые модификации, и если на какой-либо из них мы решаем выделить финансирование (обычно это два-три проекта из десяти), мы подписываем контракт, после чего информация о проекте попадает в NAV. Все предыдущие этапы обслуживает разработанная нашими специалистами система. Одним из важнейших технических условий, которые мы предъявляли к новому решению, была хорошая совместимость с MS SQL. Системы должны были эффективно обмениваться большими массивами данных во время передачи проектов, получивших финансирование. Выбранное нами решение позволяет импортировать информацию напрямую с базы данных. Остальные составляющие нашей инфраструктуры также активно используют программное обеспечение от Microsoft: операционные системы, серверные продукты, офисные пакеты и пр.”.
УНТЦ является несколько специфическим предприятием: “Мы — дипломатическая организация, которая не платит украинских налогов. Я понимаю проблемы украинских компаний, информационные системы которых должны генерировать два вида отчётов: для руководства и для налоговой службы. Также работают и западные компании. В УНТЦ у нас нет этой проблемы. Мы создаём отчёты только для руководства, поэтому периода ввода данных в старую и новую финансовые системы у нас не было”, — добавил он.
Стоимость проекта внедрения системы в УНТЦ составила примерно $120 долл. Программная часть решения обошлась примерно в $50 тыс. Столько же стоило внедрение системы. Около $20 тыс. УНТЦ выплатила временным сотрудникам. Аппаратная часть ИТ-инфраструктуры организации модернизации не потребовала.