Использование терминальных сетей на Windows-платформе в крупных компаниях, особенно обладающих территориально-распределённой структурой, способно значительно улучшить ряд ключевых характеристик корпоративной ИТ-инфраструктуы, таких как стоимость владения, управляемость, уровень информационной безопасности. Удачным примером реализации такого решения является автоматизированная система предприятия SVT Fortuna, официального дилера концерна Adam Opel AG на рынке Украины.

На отечественном рынке SVT Fortuna работает с 1992 года. За это время компания создала дилерский комплекс, состоящий из сети автосалонов, сервисных станций и магазинов по продаже запасных частей и аксессуаров к автомобилям OPEL.

В 1998 году для автоматизации бизнес-процессов и обеспечения более качественного обслуживания клиентов на предприятии была внедрена система FinExpert. На первом этапе система была реализована в виде отдельных автономных систем в каждом территориально удаленном подразделении и консолидацией данных при помощи механизма репликации в центральном офисе. Для обеспечения бесперебойной работы каждое подразделение содержало по крайней мере одного ИТ-специалиста. С увеличением объемов услуг и продаж таким образом построенная ИТ-инфраструктура стала причинять достаточно серьёзные неудобства. В их числе:

значительные временные задержки до момента получения консолидированного результата;
сложности с ведением единой клиентской базы;
отсутствие возможности ведения единого товарного склада;
отсутствие механизма централизованного управления процессом эксплуатации и развития системы.

Построение классической системы на основе общей локальной сети, традиционных ПК и серверов оказалось невозможным. Основной проблемой оказались используемые программные продукты, ориентированные на файл-серверные технологии и даже созданная в 1999 году высокоскоростная сеть (2 Мбит radioethernet) не позволила обеспечить приемлемое качество работы. Разработка и изменение парка программных продуктов на аналоги, ориентированные для работы в интрасети, тоже оказалась невозможной из-за необходимости использования специализированных решений, в том числе предоставленных Adam Opel AG.

После ряда экспериментов и доработок уже используемых программных продуктов решением проблемы стала введенная в 2000 году в опытную эксплуатацию терминальная система. На первом этапе она связывала три основных подразделения компании — центральный офис и две СТО, удалённые друг от друга. Уже первые месяцы эксплуатации показали эффективность и экономическую целесообразность выбранного решения.

В течение следующих пяти лет система значительно выросла и сейчас связывает все подразделения компании, обеспечивая их бесперебойную работу. На данный момент используется комбинированная система каналов связи radioethernet, IDSL, Internet-VPN, связывающая около десяти различных подразделений компании по всему городу.

Централизованное управление всей системой.

Обеспечена качественная сервисная поддержка пользователей и ИС в целом. Благодаря этой системе в компании реализована полноценная online-работа с данными, единое управление складской системой и системой логистики, клиентская база, CRM, использование целого ряда программных продуктов в режиме интрасети без их модификации и адаптации, централизованное управление всей системой.

В качестве дополнительных преимущества отметим обеспечение качественной сервисной поддержки пользователей и ИС в целом (на предприятии работают всего два ИТ-специалиста), все коммерческие данные хранятся централизованно, и руководство всегда имеет доступ к актуальным и достоверным данным. Устройства, применяемые для реализации решения, обладают повышенной надёжностью — бездисковые терминальные рабочие станции практически не имеют частей, подверженных физическому износу. Дополнительная экономия достигнута также благодаря снижению затрат на программное обеспечение. Такая система обладает хорошими показателями по масштабированию: для этого достаточно нарастить вычислительную мощность терминальных серверов. Соответственно, есть перспективы дальнейшего развития без существенного изменения IT-структуры предприятия. При этом в компании значительно улучшен уровень информационной безопасности.

В качестве дополнительного эффекта применения терминального решения стала возможной и реальная экономия — как за счет затрат на обслуживание техники и ПО, так и за счет уменьшения инвестиций в эти средства.

Для повышения качественного обслуживания своих клиентов компания SVT Fortuna продолжает развивать данную систему. В нее постепенно интегрируется все большее количество программных продуктов и сервисов, например, IP-телефония. Также ведутся работы по повышению надежности системы и переводу клиентских рабочих мест на необслуживаемые терминальные станции.

Можно выделить шесть основных качеств терминальных систем, предоставляющих использующей их компании преимущества.

Безопасность. Терминальный подход к построению ИТ-инфраструктуры предоставляет предприятию существенно более безопасную информационную среду. В связи с тем, что абсолютно все данные хранятся и обрабатываются исключительно на сервере, администрация предприятия получает возможность полностью контролировать использование конфиденциальной информации. Обрабатываемые пользователем данные не передаются по локальной или глобальной сети. Передаче подлежит только информация от устройств ввода и картинка на экран пользователя, но и она может шифроваться с применением 128-битных ключей. Также важным моментом является управление доступом к локальным носителям информации, что уменьшает вероятность умышленных или неумышленных, например, вирусных атак на корпоративные сети. Более того, при краже или изъятии терминала компания не теряет никакой информации. Да и привлекательность терминала в качестве объекта кражи существенно ниже, чем у полнофункционального ПК.

Масштабируемость. В терминальной системе все вычислительные, дисковые и сетевые ресурсы сосредоточены терминальном сервере. Процесс увеличения количества рабочих мест на предприятии напрямую связан только с наращиванием производительности серверной части системы. При эксплуатации терминальной системы появляется возможность повысить мощность системы не с помощью замены имеющегося серверного парка, а посредством добавления новых серверов. Эти серверы, в свою очередь, можно объединять в кластеры и фермы. Как правило, при построении терминальных систем на каждом сервере резервируется некоторая производительность, что позволяет увеличивать количество терминальных пользователей системы на 5–7% без модернизации серверного аппаратного и программного обеспечения.

Надежность. Кроме масштабируемости, применение фермы серверов или кластера позволяет существенно повысить надежность ИС в целом — при выходе из строя одного из серверов нагрузка может быть перераспределена между остальными. При грамотно построенной терминальной системе, которая всегда имеет некоторый запас прочности, пользователи заметят разве что небольшое замедление в работе. Выход из строя терминала вообще не является проблемой и интерпретируется всего лишь как временная потеря соединения. Пользователь может пересесть за другой терминал и продолжить работу с того места, на котором остановился — все данные, вплоть до расположения окон, останутся неизменными. Такого эффекта при работе на обычном ПК никакими средствами достичь не удастся.

Централизация. В терминальной системе централизовано все — и обработка данных, и их хранение, и администрирование. Так как все данные хранятся в одном месте, даже штатными средствами ОС можно легко делать архивные копии либо же получить доступ к данным отсутствующего сотрудника (естественно, при наличии административных прав). Все приложения инсталлируются один раз для всех пользователей, что снимает проблему контроля версий программного обеспечения, установки различных обновлений и т.д. Все операции по инсталляции и настройке программных продуктов выполняет только квалифицированный сотрудник — системный администратор, что положительно сказывается на стабильности работы системы. Администратор же определяет, кому разрешено запускать конкретное приложение, а кому нет. При этом у каждого пользователя имеется свой персонализированное рабочее пространство, которое может быть настроено индивидуально, как на отдельной машине.

Доступность. Сотрудники предприятия получают возможность работать со своим “Рабочим столом” и полным набором приложений и данных в любом месте и в любое время — за своим персональным столом или на любой другой рабочей станции в офисе. Более того, работники могут работать удалённо с ноутбука или с домашнего компьютера. Простейший пример — системный администратор находится в офисе, а часть программистов может выполнять работу дома, по индивидуальному плану, работая при этом со всем спектром приложений и данных компании.

Экономичность. При современном развитии вычислительной техники мощности стандартного офисного компьютера вполне достаточно для обслуживания доброго десятка пользователей. Вся модернизация производится на серверах, что гораздо экономичнее замены парка ПК. Кроме того, обновление производится путем добавления новых, а не полной замены старых серверов. Оборудование терминалов не требовательно к производительности, может не содержать подвижных частей и устройств для внешних носителей, не нуждается в блоках бесперебойного питания. Стоимость обычного терминала существенно ниже стоимости ПК, и срок их эффективной эксплуатации до замены примерно в три раза больше, чем у обычных компьютеров. Современные терминалы могут быть безвентиляторными, бесшумными, очень компактными (есть версии, помещающиеся в обычную розетку), занимают мало места. На украинском рынке наиболее распространены продукты таких мировых производителей, как HP и Wyse. Из национальных поставщиков известны everest, SysElegance и WTWare. Каждый из поставщиков имеет свои преимущества и недостатки. Так, HP и Wyse предлагают только готовые терминалы, everest предлагает как готовое аппаратное решение, так и возможности адаптации своих решений под индивидуальные потребности для крупных заказчиков. SysElegance и WTWare ориентированы не столько на продажу оборудования, сколько на постав ПО и сервис. 

О ТЕХНОЛОГИИ

Централизованный подход к хранению и обработке информации является далеко не новым. Но после массового распространения ПК, особенно, операционных систем с графическим пользовательским интерфейсом, терминальный режим работы пользователей сохранился только в очень крупных компаниях, где по-прежнему обработка и хранение наиболее важных данных выполнялась централизованно на мэйнфрэймах.

Ситуация кардинально изменилась в 1999 году, когда Microsoft выпустил первую версию операционной системы с поддержкой терминального доступа к графическим приложениям — Windows NT 4 Terminal Edition. На тот момент для Windows-сообщества это был революционный продукт, т.к. позволял компаниям без физической модернизации парка ПК обеспечить рабочие места на просессорах i386 и выше современной, надежной средой для офисной работы.

У первой версии продукта были и недостатки. Основной и самый объективный — при невысокой вычислительной ресурсоемкости Windows NT 4 Terminal Edition был очень требователен к объемам RAM. В среднем, каждая пользовательская сессия “потребляла” 24–48 МБ оперативной памяти, которая на тот момент, особенно для серверов, была дорогой. С другой стороны, это был единственный коммерчески оправданный способ создать рабочее место кладовщика на складе, находящемся в другом конце города, с условием работы в режиме on-line с центральной базой данных предприятия — через обычное модемное соединение.

Вторым этапом развития Windows Terminal является выход Microsoft Windows 2000 Server, где компонент Terminal Service был включен в стандартную поставку ОС. Более того, в целях популяризации сервиса компания Microsoft предоставила всем желающим возможность в течение 120 дней бесплатно попробовать данный сервис и лишь затем покупать лицензии. А для покупателей Windows 2000 Professional лицензия на использования Terminal Service была включена в поставку бесплатно. Дополнительными позитивными моментами новой версии терминального сервиса является снижение требований как к оперативной памяти, так и к ресурсам центрального процессора.

Постепенный рост вычислительной мощности серверов в целом и центральных процессоров в частности на фоне существенного снижения цен на модули памяти немало способствовал росту популярности терминальных решений. Но с технической стороны, “новую эру” для развития терминальных решений на платформе Windows открыла компания Intel с ее технологией Hyper-Threading. Терминальные решения стали доступными не только на относительно дорогих двухпроцессорных серверах, но и на массовых однопроцессорных, на базе Intel Pentium 4 HT.

Современный этап развития предлагает ещё лучшие перспективы. С программной точки зрения, в Windows Server 2003 у сервиса терминалов снизились требования, как к объемам оперативной памяти для одной пользовательской сессии, так и к ресурсам центрального процессора. При этом произошло два качественных изменения — в Windows Terminal Service появилась поддержка 24bit цветности, в отличие от 256 цветов в предыдущей версии, и на порядок возросла стабильность самого сервиса и ОС в целом. Простейшим примером может служить тот факт, что на связке MS Windows 2000 Server + MS Office 2000 терминальный сервер требовал перезагрузки в среднем один раз в 2 недели, а с выходом связки MS Windows Server 2003 + MS Office 2003 такая необходимость возникает не чаще одного раза в полгода-год.

Мощный “аппаратный” импульс терминальным технологиям придали AMD и Intel, выпустив двуядерные CPU и установив на них демократичные цены. К примеру, если на процессоре класса Intel Pentium 4 HT 630 комфортно могли работать 12–25 пользователей, то на двуядерном чипе Intel Pentium D 930 с такой же частотой — уже в 1,5 раза больше пользователей. Также очень хорошие результаты демонстрируют системы на базе двуядерных процессоров AMD Opteron, которые имеют дополнительные преимущества за счет более низкой латентности RAM и более короткого конвейера.