Впервые о намерении Alcatel и Lucent образовать единую компанию было заявлено весной этого года. Но до момента официального окончания процесса слияния представители обеих сторон воздерживались от комментариев относительно особенностей сделки, равно как и о перспективах этого альянса и его потенциального влияния на рынок. Переходный процесс завершился в самом конце ноября, в результате чего образовался новый транснациональный гигант, претендующий на лидерство на мировом рынке телекоммуникаций.


Серж Чурук и Патриция Руссо, в недавнем прошлом главы Alcatel и Lucent, будут руководить объединенной компанией совместно
Серж Чурук и Патриция Руссо, в недавнем прошлом главы Alcatel и Lucent, будут руководить объединенной компанией совместно

Начиная с 1 декабря 2006 года, две компании начали деятельность как единое юридическое лицо под названием Alcatel-Lucent, зарегистрированное во Франции со штаб-квартирой в Париже. В рамках слияния каждая непривилегированная акция Lucent была конвертирована в депозитарные расписки Alcatel ADS по курсу 1:0,1952, для чего Alcatel предварительно выпустил в обращение около 878 млн. акций, что соответствует количеству, необходимому для обмена всех находящихся в обращении акций Lucent. В настоящее время на рынке обращается около 2,31 млрд. акций объединенной компании. На парижскую биржу Euronext и на нью-йоркскую фондовую биржу NYSE эти акции выводятся под новым общим индексом ALU. Сообщается, что в результате слияния новая компания будет обладать самой мощной системой R&D-центров в телекоммуникационной индустрии, а также самой широкой линейкой продуктов и услуг, которые покроют запросы всех категорий пользователей на всех вертикальных рынках. В Alcatel-Lucent, представленной в 130 странах, работает 79 тыс. сотрудников. Председателем совета директоров объединенной компании Alcatel-Lucent назначен Серж Чурук (Serge Tchuruk), занимавший пост генерального директора Alcatel, а главным исполнительным директором — Патриция Руссо (Patricia Russo), до недавнего времени председатель совета директоров Lucent.

Сделка между Alcatel и Lucent произошла на фоне других громких слияний и поглощений на рынке телекоммуникаций. Оборот объединенного производства телекоммуникационного оборудования Nokia и Siemens был оценен в 15,8 млрд. евро, объем еще одного слияния — приобретение бизнеса Marconi компанией Ericsson, составил 16,4 млрд. евро. В этом плане объединение Alcatel-Lucent можно считать крупнейшим среди сделок подобного рода за последнее время — консолидированный оборот за 2005 календарный год равен 18,6 млрд. евро.

Серж Чурук так комментирует окончание процесса слияния: “Для наших заказчиков Alcatel-Lucent станет надежным партнером с небывалыми масштабами и ресурсами, которые необходимы для проектирования, строительства и эксплуатации сложных современных сетей, доставки конвергентных услуг и расширения возможностей каждого конечного пользователя. Именно на это нацелены основные усилия компании Alcatel-Lucent, которая будет предоставлять заказчикам новаторские услуги”.

Нельзя сказать, что Alcatel и Lucent просто удачно объединились на витке глобализации, который наблюдается на мировом ИТ-рынке. В результате сделки их продуктовые линейки синергически дополнят друг друга, что даст новой компании стратегические преимущества перед конкурентами, которые концентрируются на отдельных категориях продукции или вертикалях сбыта. Alcatel-Lucent заявляет свое лидерство на рынках IPTV, широкополосного доступа, IP, IMS, NGN и 3G. Новый гигант занимает первое место на европейском рынке корпоративных коммуникаций, имеет более 250 тыс. заказчиков из числа коммерческих компаний и государственных учреждений во всем мире и сотрудничает со 100 крупнейшими мировыми операторами связи.

“Слияние двух крупных компаний привело к формированию явного лидера телекоммуникационной отрасли, — комментирует Патриция Руссо. — Новая корпорация готова изменить качество жизни людей с помощью преобразования мировых коммуникаций. Alcatel-Lucent станет сильным и надежным партнером операторов, государственных органов и предприятий, способным открыть новые рынки и источники дохода. Наши компании хорошо дополняют друг друга по стратегии, географии, решениям и квалификации специалистов. Alcatel-Lucent включила в себя все самое лучшее, что было у обеих компаний, и расширила свои возможности по реализации полезных, персонализированных, простых и доступных коммуникационных решений во всех странах мира”.

С точки зрения географического присутствия и международных операций Alcatel-Lucent делится на четыре региона — Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа и Север, Европа и Юг, а также Северная Америка. Такое разделение позволит удовлетворять требования операторов, корпоративных заказчиков и конечных пользователей как на зрелых рынках, так и в странах с быстрорастущей экономикой.
Продуктовая структура объединенной компании включает в себя пять бизнес-групп, охватывающих различные типы коммуникаций: проводные, беспроводные, конвергентные, корпоративные, и сервисную группу как отдельную единицу. Все бизнес-группы будут организованы по регионам, чтобы обеспечить надежную поддержку заказчиков на местном уровне. Кроме того, в структуру Alcatel-Lucent входит несколько общих отделов, обслуживающих всю компанию в целом — отдел поставок и закупок, финансовый отдел, отдел информационных технологий, отдел маркетинга, отдел кадров, юридический отдел и отдел внешних коммуникаций.

Помимо особенностей сделки и потенциального влияния на рынок, представители компании озвучили планы развития Alcatel-Lucent на обозримое будущее. В течение трех лет после слияния компания ожидает получить значительную экономию средств за счет консолидации вспомогательных функций, оптимизации цепочек поставки и закупочных процедур, использования исследований R&D-центров и сокращения примерно 9 тыс. сотрудников. Ожидается, что синергический эффект от слияния достигнет 1,4 млрд. евро, что позволит увеличить прибыль компании на протяжении первого же года после слияния. Сэкономленные средства будут направлены на реструктуризацию и амортизацию нематериальных активов.

В течение 2007 года новый телекоммуникационный гигант планирует увеличить оборот, выполнить обещания по достижению синергического эффекта, обеспечить положительный опыт для клиентов и продолжать улучшать структуру затрат.