Рынок сетевого оборудования, как активного, так и пассивного во многом отражает состояние ИТ-рынка в целом. И если в уходящем 2006 году в сегменте активного сетевого оборудования происходили закономерные изменения, связанные с ростом объемов рынка и увеличением количества портов, то расстановка сил в сегменте СКС изменилась под влиянием повышения мировых цен на медь. Мнением об основных итогах рынка сетевого оборудования за 2006 год и перспективах его развития в 2007-м с PC Week/UE поделились наиболее влиятельные игроки в Украине и в мире.
2 Как вы оцениваете объемы "серого" импорта и его влияние на рынок?
3 За последнее время все поставщики оборудования заявляют о возрастающей значимости сетевой безопасности и о росте популярности голосовых приложений в корпоративных сетях. Будет ли в ближайшее время изменяться структура предложения? Какие партнеры обладают достаточной компетенцией для реализации проектов в этих сегментах?
4 2006 год близится к завершению, прокомментируйте его предварительные итоги в различных сегментах. Можно ли уже сейчас оценить рост в процентном или денежном выражении?
Олег Мельник, менеджер по работе с партнерами Cisco Systems Украина
1 Прошлый финансовый год, который закончился в июле 2006 года (в нашей компании финансовый год не совпадает с календарным и длится с начала августа до конца июля), для нас был крайне успешным: наши продажи увеличились более чем в полтора раза. Канал вышел на новый этап развития, в прошедшем году с продукцией нашей компании работало около трехсот реселлеров и интеграторов по всей Украине. Следующий год мы планируем посвятить увеличению прибыльности бизнеса наших партнеров и углублению их технической компетенции. На это направлены наши маркетинговые программы: некоторые из них уже работают, другие стартуют в ближайшее время. В качестве примера могу назвать VIP (дополнительные рибейты высококвалифицированным партнерам по технологиям), OIP (поддержка партнеров, которые продали наше оборудование новым заказчикам), SMB Select (поддержка компаний, работающих в сегменте малого и среднего бизнеса).
2 Объем “серого” рынка не превышает нескольких процентов. Причем по сравнению с показателями 2–3-летней давности, наблюдается тенденция уменьшения его доли. Все наши усилия направлены на то, чтобы максимально удовлетворить партнера и заказчика при работе в официальном канале. Мы можем сделать так, чтобы покупать новое оборудование было выгоднее — на это направлено огромное количество действующих программ, ярким образцом которых является Trade-In.
3 В сегменте продуктов сетевой безопасности мы продолжаем расширять нашу линейку и осуществляем миграцию с семейства PIX на ASA. В сегменте передачи голоса продолжаем улучшать предложение. На сегодняшний день аналитики признали нашу компанию №1-м на рынке передачи голоса в корпоративном сегменте. Закономерным развитием технологий Cisco передачи голоса и видео стало недавнее представление качественно новых продуктов для проведения видеоконференций. В ближайшее время мы ожидаем наибольшего роста проектов, где востребованы наши технологии построения дата-центров: коммутаторы систем хранения, устройства для оптимизации трафика и т.д.
Около трех четвертей партнеров Cisco в состоянии построить систему защиты сети того или иного уровня сложности. В текущем финансовом году мы активно работаем над тем, чтобы 100% компаний в канале могли предоставлять такие услуги заказчикам.
4 Пока рано оценивать результаты (прошло чуть более квартала нашего финансового года), но уже можно с уверенностью констатировать тот факт, что рост, показанный Cisco в прошлом финансовом году, получил свое логичное продолжение в текущем. Есть существенный рост в секторах операторов связи, корпоративном, государственном, а также на рынке малых и средних компаний.
Виталий Гнатенко, менеджер по развитию бизнеса в Украине, Nortel
1 Если говорить об оборудовании для локальных вычислительных сетей, то выросла доля коммутаторов с питанием по Ethernet, что в основном связано с увеличением числа устанавливаемых у заказчиков IP-телефонов, точек беспроводного доступа, камер видеонаблюдения. Активно прогрессирует 10G-Ethernet в офисных применениях — мы наблюдаем устойчивый рост в этом сегменте. Интересная тенденция — появление предварительной версии стандарта 802.11е, который регламентирует QoS (Quality of Service) в сетях Wi-Fi (с 2006 года точки доступа Nortel поддерживают данную возможность), — это еще один шаг в пользу популяризации беспроводной телефонии over IP.
2 Проблема “серого” импорта наиболее актуальна в области коробочных решений. Там, где речь идет о крупном корпоративном проекте, где работает интегратор с именем, использование “серого” импорта становится все менее оправданным. На мой взгляд, в этом сегменте “серый” импорт постепенно уходит, в коробочных же поставках, полагаю, в нашей стране эта проблема будет существовать еще долго.
Александр Андришкевич, инженер поддержки канала продаж, Nortel
К ним относятся разнообразные межсетевые экраны (доступные уже даже на клиентских устройствах стоимостью несколько десятков долларов), средства интеграции с антивирусными программами, сенсоры обнаружения атак, системы реагирования на атаки и др. Традиционно Nortel предлагает широкий спектр продуктов для построения защищённых сетей, делая особенный акцент на решениях для корпоративных клиентов. Наша компания уделяет особое внимание защите голосовых приложений, в частности, с этого года IP-телефоны Nortel поддерживают функции sRTP (онлайн-шифрования) как сигнального обмена, так и голосового потока.
Голосовые приложения в корпоративных сетях быстро набирают популярность. Хотелось бы отметить такие приложения, как аудио- и видеоконференции, IP контакт-центры, click-to-call (приложение мультимедиа-контактцентра, которое позволяет связаться с оператором, нажав одну кнопку на сайте) и вообще приложения на основе протокола SIP. Продукты, основанные на SIP, позволяют разрабатывать и внедрять системы для аудио- и видеоконференций, передачи файлов и мгновенных сообщений, отображения статуса доступности абонента, интеграции с корпоративными справочниками и др.
В ближайшее время структура предложения будет меняться. Ввиду большой базы потенциальных клиентов по всему миру на этот рынок обратили внимание такие гиганты как Microsoft. В результате стратегического альянса Nortel и Microsoft разрабатываются системы, реализующие идею конвергентного офиса, причём продукт будет полностью интегрирован в пакет Microsoft Office. А так как Microsoft Office установлен едва ли не на каждом клиентском компьютере, то наличие в нём средств организации корпоративной телефонии (в частности), наверняка, не пройдёт незамеченным.
4 В 2006 г. в Украине, по сравнению с телефонными решениями в чистом виде, у Nortel выросла доля конвергентных решений, включая инфраструктуру передачи данных. На оборудовании Nortel были реализованы интересные проекты конвергентных решений (IP-телефония, Wi-Fi, локальная вычислительная сеть).
Андрей Асташов, региональный менеджер по странам СНГ, подразделение сетевых продуктов HP ASC
2 В нашей компании реализован многоуровневый контроль пути движения продуктов от складов до конечного потребителя. Объем “серого” импорта сетевого оборудования HP ProCurve Networking очень невысок и влияния на рынок не оказывает.
3 Сетевая безопасность является самым важным фактором при построении корпоративных сетей. Цель корпоративного клиента — получение прибыли, а риск несанкционированного доступа к сети (утечки информации, уничтожения важных данных, прекращения функционирования сети и т.п.) может нивелировать усилия многих лет работы и принести огромные убытки. Структура нашего предложения меняться не будет — сетевое оборудование должно обладать достаточным интеллектом и возможностями для того, чтобы противостоять любым внешним и внутренним угрозам. В этом году в Украине начала действовать программа партнерства ProCurve Networking & Security Program (PNS). Статус PNS-партнера могут получить компании, которые способны предоставить клиенту высокий уровень сервиса и имеют достаточно сертифицированных специалистов для реализации решений в областях безопасности, мобильности, передачи голоса. Сегодня статус HP ProCurve Networking Elite Partner имеют компании “Инком” и S&T Soft-Tronik, а статус HP ProCurve Networking Specialist Partner — компании “Экомтех”, “АМИ”, “Микродата”, “Техника”.
4 2006 год для HP ProCurve Networking был очень успешным. По предварительным оценкам, рост продаж превысит 40%, однако год еще не закончен, так что окончательные результаты обсуждать еще рано.
Игорь Дрозд, глава представительства ZyXEL в Украине
Сейчас пользователю нужен не просто доступ в интернет, ему необходим набор услуг (т.н. Triple Play), то есть востребовано сетевое оборудование, которое технологически способно донести эти услуги потребителю. Современные продукты поддерживают все самые актуальные стандарты и широкие функциональные возможности в области передачи данных. Это позволяет работать с таким “тяжелым” контентом, как видео или голос, а также выделять, классифицировать и разделять различные типы сетевого трафика и обеспечивать его передачу с определенными параметрами качества обслуживания (QoS) через всю сеть. Отличительными чертами современного устройства являются надежность, высокая производительность, управляемость. Большое внимание уделяется защите инвестиций пользователя, растет технологическая и функциональная избыточность по отношению к сегодняшним требованиям сети.
2 По нашим оценкам, объем “серого” рынка продукции ZyXEL составляет не более 5%. Его влияние уменьшается, так как потребители стали требовать качественной технической поддержки, гарантийного и постгарантийного обслуживания. Мы защищаем потребителя официальной четырехлетней гарантией и наличием сети сервисных центров во всех регионах Украины. В этом году ZyXEL открыл бесплатную линию технической поддержки.
3 Линейка оборудования ZyXEL для предоставления голосовых услуг быстро расширяется — от “тяжелых” операторских решений, NGN-платформ доступа на базе DSLAM ZyXEL, до широкой линейки абонентских маршрутизаторов для всех актуальных технологий широкополосного доступа. Оборудование, предназначенное для абонента, интуитивно настраивается и просто в использовании. Более того, нашей компанией разработана специальная утилита NetFriend, которая позволит за считанные минуты настроить все необходимые параметры ADSL-модема или интернет-центра даже технически неподготовленному пользователю.
4 По нашим прогнозам годовой рост продаж составит более 60%.
Вадим Погорелов, региональный менеджер D-Link в Украине
Наше оборудование завоевало доверие у операторов, и, как следствие, существенно увеличился спрос на более дорогую продукцию — управляемые коммутаторы, межсетевые экраны. Лавинообразно вырос спрос и на IP-видеокамеры, которые используются при построении охранных систем и в проектах, связанных с видеонаблюдением.
2 Для D-Link такой проблемы практически не существует. Ценовая политика вендора в принципе не способствует его появлению.
3 D-Link уделяет особое внимание этой теме. В 2006 году обновились линейки межсетевых экранов и VoIP оборудования. Существенно выросла производительность и расширилась функциональность межсетевых экранов.
В линейке VoIP впервые появился IP PBX, который логично дополнил ассортимент голосового оборудования, дав возможность строить законченные решения. В этом году увеличилось количество дистрибуторов D-Link (сейчас их четыре). В числе наших партнеров — системные интеграторы, которые обладают богатейшим опытом реализации сетевых проектов различной сложности.
К тому же проводимые представительством регулярные бесплатные технические тренинги способствуют увеличению числа подготовленных специалистов непосредственно у заказчика. И в этом году заработал первый авторизованный учебный центр компании D-Link.
4 Для нас этот год стал очень успешным — даже самые оптимистичные планы продаж были перевыполнены. По данным 11 месяцев мы прогнозируем, что в 2006 году наши продажи в Украине вырастут более чем на 110%, что позволяет прочно удерживать лидирующие позиции в сегменте SOHO/SMB.
Ярослав Северин, представитель по продажам сетевого оборудования ASUS в Украине
По сравнению с другими сегментами рынка ИТ, рынок активного сетевого оборудования достаточно консервативен. Смена технологий и, соответственно, модельных рядов происходит реже, чем в сегменте комплектующих для ПК и ноутбуков. Несмотря на это, практически у всех именитых производителей расширились линейки продуктов для начального уровня.
Самая высокая активность наблюдается в сегменте беспроводных решений, особенно в SMB и SOHO — здесь новые продукты появляются ежеквартально и, следуя общим тенденциям рынка ИТ, начинают активно продаваться через розничные сети Украины.
2 Объемы “серого” импорта нашей продукции ни в коей мере на влияют на рынок — они ничтожно малы.
3 Вопрос повышения сетевой безопасности и усиления защищенности сетей в большей мере затрагивает сегмент беспроводных решений и, как следствие, разработку и производство устройств на базе еще не утвержденного стандарта 802.11n. Сегодня в Украине уже доступны продукты ASUS, работающие в этом стандарте: WL-500W и WL-100W.
В течение уже нескольких лет в сегменте VoIP мы ожидаем настоящего бума: особенно популярными будут решения для SMB. Причины этому: существенное снижение стоимости решений и активный рост пропускной способности каналов передачи данных. На сегодняшний день уже доступны к заказу линейка продуктов для построения готовых решений от компании ASUS, а решения начального уровня уже реализуются в Украине.
4 В 2006 году мы оцениваем рост в сегментах SOHO и SMB в 20% и строим такой же прогноз роста на 2007 год. В 2006 году у нас существенно, в 9 раз, выросли продажи беспроводного оборудования. Почти такие же показатели видим и по активному оборудованию начального уровня.
2006 и 2007 годы для компании ASUS будут “знаковыми” — сейчас мы активно расширяем свою долю на украинском рынке. Этому способствуют широкий и правильно спозиционированный по цене модельный ряд продуктов, расширение состава сотрудников представительства ASUS, сертификация, активная работа с партнерами.