Будучи одним из крупнейших поставщиков программных решений, “Майкрософт Украина” проявляет значительную активность в банковской отрасли. Об автоматизации украинских банков, особенностях их ИТ-инфраструктуры и применяемых технологиях PCWeek/UE рассказали эксперты этой компании Владимир Вальчук, директор по работе с корпоративными клиентами и партнерами, и Александр Соколы, менеджер по работе с корпоративными клиентами.


Владимир Вальчук: “В крупных предприятиях примерно 70% всего ИТ-бюджета и времени сотрудников департамента информационных технологий расходуется на содержание старой инфраструктуры и только 30% — на развитие и внедрение новых технологий”
Владимир Вальчук: “В крупных предприятиях примерно 70% всего ИТ-бюджета и времени сотрудников департамента информационных технологий расходуется на содержание старой инфраструктуры и только 30% — на развитие и внедрение новых технологий”

PCWeek/UE: Как вы работаете с украинскими банками?

В. В.:
С крупными банками мы работаем напрямую. Бизнес-модель Microsoft построена таким образом, что большую часть работы с заказчиками выполняют партнеры. Они более гибкие в плане реакции на изменение рыночных условий и могут оперативнее принимать решения. В задачи же крупной компании входит предоставление партнерам помощи в освоении новых технологий. Также мы помогаем каждому из них занять собственную нишу, определенный сегмент и потом уже уверено выходить на рынок.

Несколько лет назад финансовый сегмент был подвержен пиратству и “лоскутной” автоматизации. Под “лоскутной” автоматизацией я подразумеваю использование собственных наработок, не интегрированных с другими продуктами для решения бизнес-задач. Каждый понимал эти задачи по-своему. В некоторых банках существовали и до сих пор существуют свои отделы АСУ и ИT, в которых работают сотни программистов, пишущих и поддерживающих внутренние системы. Их поддержание и развитие в соответствии с требованиями Национального банка, различных комиссий, нашего законодательства — процесс достаточно сложный.

Кроме того, в банках, в отличие от телекоммуникационного сектора, процесс автоматизации и, соответственно, закупок двигался неравномерно, исходя из требований отдельных групп, департаментов. И когда пришло время подводить итоги, оказалось, что самый эффективный метод — это концентрация функций автоматизации, контроля, бюджетирования и закупок в одном подразделении. Более развитые компании начали консолидировать эти процессы, но наибольший размах такая консолидация получила с приходом на украинский рынок европейских банков. Это одновременно и облегчило, и осложнило нам работу. Облегчило потому, что вопрос о том, как будет развиваться ИT-инфраструктура, уже практически решен. Им занимаются аналитики из центральных офисов, спуская план развития в качестве единой стратегии подразделениям нижних уровней. Конечно, у многих банков есть некоторая степень независимости: они могут корректировать общую стратегию согласно бюджету, внутренним потребностям и квалификации персонала.

Наша программа легализации ПО в банках имела две цели. Во-первых, помочь банкам организоваться и выйти на уровень, который позволит им снять с себя претензии по авторским правам. Вторая цель была более социальной. Мы хотели показать, что Microsoft готов идти на уступки, создавать наилучшие условия, предлагать взаимовыгодные правила игры при условии, что обе стороны будут их соблюдать.

Для реализации этой идеи нам понадобилась координирующая организация, в роли которой и выступила Ассоциация украинских банков (АУБ). Предлагаемые нами условия обсуждались с Ассоциацией, которая со своей стороны также выдвигала определенные требования. Результатом стал подписанный год назад договор, давший начало Программе корпоративного лицензирования программных продуктов Microsoft в украинских банках. Сама Программа носит регрессивный характер: кто раньше присоединяется, тот получает больше преимуществ.

Но кроме экономического фактора банковская программа предоставила ряд дополнительных взаимовыгодных условий. В их числе — проведение совместных мероприятий для представителей банковской отрасли.

Во время встреч с ключевыми представителями крупных банков мы говорим совсем не о легализации программного обеспечения. В середине мая мы провели конференцию, на которой обсуждались совершенно другие вопросы.

Несколько лет назад представители крупных мировых компаний, таких, например, как General Electric, решили оценить, насколько правильно они автоматизируют свой бизнес.

Причиной возникновения этого вопроса стала структура расходов, предназначенных на развитие и поддержку ИТ-инфраструктуры. Специалисты этих компаний заметили, что чем активнее разрастается корпоративная сеть, тем больше средств уходит на ее поддержку. В крупных предприятиях примерно 70% всего ИТ-бюджета и времени сотрудников департамента информационных технологий расходуется на содержание старой инфраструктуры и только 30% — на развитие и внедрение новых технологий.

Над решением этой проблемы работали две известные компании — Gartner и Массачусетский технологический институт. Результатом проведенных исследований стала так называемая модель оптимизации инфраструктуры.

Она позволяет определить уровень развития организации с точки зрения информационных технологий, а также оценить, в соответствии с поставленными бизнес-задачами, насколько “взрослой” является ее ИТ-инфраструктура и что нужно сделать, чтобы снизить расходы на ее содержание хотя бы до 55%.

Кроме того, рассказывая об этой методологии, мы не пропагандируем программные продукты Microsoft. Мы говорим о том, как и когда происходит оценка и переход с одной ступени на другую, об оценке всего сегмента, не важно, наполнен ли он решениями Microsoft, наших партнеров или конкурентов. Если он соответствует определенным критериям, значит можно переходить на следующий уровень. В данном случае мы позиционируем себя в роли советника, которому доверяют.

PCWeek/UE: Microsoft предоставляет такие аудиторские услуги?

В. В.:
Да. Когда мы рассказываем об этой модели в первый раз, она вызывает определенное недоверие. Но на семинаре, прошедшем в мае, со стороны представителей многих банков звучали вопросы о том, почему им не рассказывали об этом раньше. В этом плане у нас есть несколько успешных проектов, во время которых мы составляли для заказчика roadmap развития его ИТ-инфраструктуры. Мы выписывали направления роста, нацеленные на то, чтобы компания смогла стать более эффективной и снизить совокупную стоимость владения своей инфраструктуры.

PCWeek/UE: Можете ли вы сказать, как быстро можно получить выгоду от применения этой модели?

В. В.:
Модель “взросления” имеет 4 стадии: базовую, стандартизированную, оптимизированную и динамичную. Базовая стадия — это когда в компании работают отдельно стоящие персональные компьютеры. Стандартизированная стадия наступает, когда все рабочие станции объединяются в сеть, для которой существуют определенные стандарты взаимодействия и общения. На третьей стадии в такой сети применяются средства для совместной работы. Четвертая ступень — динамичная — наступает, когда все процессы выполняются автоматически.

Я не буду останавливаться на деталях, но каждая из этих стадий на этапе планирования наполняется определенным количеством проектов.

Мы сравниваем настоящее состояние ИТ-инфраструктуры с моделью и, в зависимости от приоритетов компании, выстраиваем приоритеты для каждого проекта. Таким образом, какие-то проекты от первой ступени до четвертой могут пройти за короткий промежуток времени, а другие — замереть на определенное время на 2-й или 3-й стадии. Переход на следующий уровень может занять около года. Возможен и более быстрый процесс, но в большинстве случаев компаниям, которые находятся на базовой стадии, требуется около трех лет для достижения поставленной цели. Этого времени достаточно, чтобы спланировать работу и выделить приоритеты в соответствии со стратегией.

PCWeek/UE: Какие продукты пользуются наибольшей популярностью в рамках банковской программы?

А. С.:
Доли всех трех групп программных продуктов (операционных систем, офисного ПО и серверных решений) в общем объеме приблизительно равны. Количественно офисных решений и ОС значительно больше, чем серверных решений, но стоимость последних значительно выше остальных.

В. В.: Здесь можно, возвратившись к модели “взросления”, расставить приоритеты по конкретным решениям. После того как рабочие станции объединены в сеть, у компании возникает потребность в серверном продукте. То есть в Windows 2003 Server. На следующем этапе встает вопрос стандартизации, аудита, учета и управляемости ИТ-инфраструктуры. Банки — это структуры, в которых доступность, целостность и конфиденциальность информации играют очень важную роль, поэтому контроль за установкой обновлений значительно снижает шансы успешных атак. Для реализации этих задач мы предлагаем Microsoft System Management Server. На этом уровне банки, как территориально-распределенные организации, сталкиваются с задачей обеспечения, выделения, ограничения доступа к каталогам. Эти задачи мы решаем посредством Active Directory.

Кроме того, при переходе банков с первого уровня на второй очень остро встает вопрос резервирования данных. И проблема тут не столько в приобретении решения для реализации этой задачи, сколько в создании внутренней процедуры для ее решения. То есть детального описания того, кто, когда, почему и как регулярно должен это делать. Также в банковской среде активным спросом пользуется SQL Server, применяемый в центрах обработки данных.

В банках обычно работает множество приложений, созданных собственными силами и различными вендорами. Их интеграция между собой представляет очень сложную задачу, которую решает BizTalk. В финансовой сфере это решение выполняет специфические функции, отличные от тех, что используются в других отраслях.

А. С.: Владимир имел в виду Microsoft BizTalk Accelerator для глобальной банковской системы SWIFT. Наш модуль позволяет интегрировать автоматические банковские, а также ERP-системы с сетью SWIFT.

В. В.: Пока, правда, такого рода внедрений BizTalk в Украине не было, мы сейчас начинаем продвижение новой версии этого решения, которая вышла несколько месяцев назад.

Также популярностью пользуется решение для обмена сообщениями — Microsoft Exchange Server, которое работает в крупнейших банках Украины. Согласно нашим оценкам, по количеству рабочих мест это решение в банковском секторе используется более чем в 50% случаев.

PCWeek/UE: Можете ли вы оценить, на какой из четырех стадий находятся крупные украинские банки?

А. С.:
Такую оценку дать сложно. Бывает, что средний банк лучше автоматизирован, чем большинство крупных. Причина такой ситуации — в “лоскутной” автоматизации, характерной для многих крупных банков. Важным аспектом также является не размер банка, а то, насколько последовательно реализована ИТ-политика в организации. Смогло ли руководство ИТ-подразделений продемонстрировать собственникам, что инвестиции в ИТ способны улучшить качество предоставляемых услуг, эффективность бизнес-процессов. Это вложения, которые имеют свои сроки окупаемости. Некоторым крупным банкам есть чему поучиться у банков среднего звена.

PCWeek/UE: Как вы оцениваете шансы решений семейства Dynamics на использование украинскими банками?

В. В.:
В данный момент это семейство состоит из двух групп: CRM и ERP. Лучшими перспективами, в том числе и в банковском сегменте, обладает Microsoft Dynamics CRM. Подтверждение тому — украинский “Райффайзенбанк”, который в прошлом году внедрил у себя это решение. Другие банки в последнее время также проявляют повышенный интерес к такого рода продуктам.

А. С.: Популярность CRM-решений растет также по мере того, как банки начинают создавать собственные call-центры. Кроме того, наше решение обладает рядом отличительных преимуществ, которые позволяют нам говорить о серьезной потенциальной доле Microsoft Dynamics CRM в этом сегменте рынка.

PCWeek/UE: Какими продуктами Microsoft в области безопасности пользуются украинские банки?

В. В.:
“Проминвестбанк” и ряд других организаций используют наш ISA Server. Но здесь “законодателем моды” выступает все-таки сегмент телекоммуникационных компаний. Практически все компании этой отрасли объективно оценивают сетевые угрозы и используют Microsoft ISA Server. В банковском сегменте этот продукт недостаточно распространен. Причина такой ситуации в том, что этот продукт ранее не продвигался на наш рынок.

PCWeek/UE: Как, по Вашему мнению, будет развиваться присутствие Microsoft в банковской сфере в ближайшее время?

В. В.:
За этот год рынок серверных решений, в том числе и в банковском сегменте, вырос чуть ли не вдвое. Если же посмотреть на проекты, которые мы планируем реализовать в следующем финансовом году, то при благоприятных условиях годовой рост будет измеряться трехзначными цифрами. В процентах.