Одна из консервативных черт отечественного ИТ-рынка может быть выражена термином “hardware-centric” — пользователь привык платить за конкретный осязаемый продукт. В таких условиях крупные западные компании, в структуре бизнеса которых консалтинг и прочие разновидности услуг занимают существенную долю, испытывают значительные трудности в продвижении на украинский рынок сервисов, отличных от продажи “железа”. В то же время на Западе рынок услуг продолжает демонстрировать потенциал для дальнейшего роста. Первым украинским прецедентом оказания аутсорсинговых услуг в области печати больших тиражей можно считать открытие принт-центра компании Xerox, первыми клиентами стали банк “Аваль” и операторы связи UMC и “Астелит”.


Комплексная схема аутсорсинга печати выписок по счетам банка “Аваль” в принт-центре Xerox
Комплексная схема аутсорсинга печати выписок по счетам банка “Аваль” в принт-центре Xerox

У крупных организаций есть два типичных пути управления документооборотом. Традиционный путь предусматривает закупку печатной техники, выделение особого помещения для департамента печати, содержание в штате персонала поддержки и обслуживания и планирование регулярных трат на расходные материалы. Также зачастую возникает необходимость выделения дополнительных средств в случае внезапной поломки, причем эту расходную статью прогнозировать и планировать практически невозможно, что особенно неудобно для таких “педантичных” компаний, как банки.

Второй путь — аутсорсинг процессов печати — подразумевает альтернативу первому, и главное преимущество, которое он в себе несет, это возможность абсолютно точно планировать свои расходы на печатные процессы, а также гарантия полного отсутствия непредвиденных ситуаций.

Тем не менее, такая разновидность сервиса, как аутсорсинг документооборота, пока еще только начинает зарождаться в Украине. В то время как на Западе свою печать отдают на аутсорсинг большинство компаний с объемами печати свыше 100 тыс. листов в месяц, у нас таких компаний всего несколько. Как уже писал PCWeek/UE (см. №11/2006, стр.1) подразделение Xerox Global Solutions открыло крупнейший в нашей стране принт-центр, изначально предназначенный для аутсорсинга печати больших тиражей различных документов. На данный момент клиентами этого принт-центра являются банк “Аваль” и операторы связи UMC и “Астелит”.

Для банка “Аваль” принт-центр Xerox выполняет операции по персонализации, распечатке и упаковке выписок по карточным счетам. Базу с данными, на основе которых печатают клиентские выписки, формируют в банке, записывают на дисковый носитель и отправляют в принт-центр специальным курьером. Задача принт-центра сводится к нескольким операциям.

1. Первичная обработка и персонализация

В общем процесс печати больших тиражей документов не представляет собой чрезмерно сложной с технической точки зрения задачи — конечный результат определяется возможностями печатающего устройства. Процесс усложняется в том случае, когда необходимо отпечатать в большом количестве не один документ, а большой тираж уникальных по содержанию документов, каждый из которых должен быть отпечатан в одном экземпляре. Отпечаток представляет собой уникальный для каждого клиента итог банковских операций за месяц. База данных, содержащая эти сведения, обрабатывается сервером печати, который на основе этих данных формирует уникальное содержание каждого отдельного листа, отправляемого на принтер. Сервер печати построен на базе аппаратной части рабочей станции Sun Station, использующей процессоры AMD Opteron. Непосредственно обработку данных и персонализацию отпечатков выполняет особое программное обеспечение Xerox VIPP, работающее под ОС Solaris.

2. Печать

Персонализированная очередь печати с сервера отправляется на устройства печати — высокопроизводительные лазерные аппараты DocuPrint 92C. Эти промышленные принтеры печатают со скоростью до 92 страниц формата А4 в минуту и рассчитаны на среднемесячный объем печати 1,5 млн. отпечатков. Инженерная особенность этих принтеров — возможность добавлять второй цвет к традиционной монохромной печати. Помимо DocuPrint 92C в принт-центре также используют современные промышленные принтеры DocuTech 180HLC, производительность которых увeличена уже до 180 стр./мин. Принтеры этой линейки рассчитаны на интенсивную печать в круглосуточном режиме и выдерживают объемы до 6 млн. отпечатков в месяц. Примечательно, что в качестве бумажных носителей для печати банковской документации используют бланки с символикой и реквизитами банка, которые изготовлены типо-графским способом. При расчете эффективности и окупаемости процесса аутсорсинга печати этих документов было принято решение о том, что подготовку бланков целесообразнее отдавать на суб-аутсорсинг узкопрофильным компаниям, которые специализируются на подобных работах.

В отдельных случаях, для выполнения специфических заказов, в принт-центре может применяться полноцветная система DocuColor 8000. Этот принтер оснащен особым внешним сервером печати Creo Spire CXP8000 и способен производить до 80 полноцветных листов формата А4 в минуту.

3. Упаковка

Отпечатанные документы перед отправкой должны быть запакованы в конверты, в которые, кроме собственно банковских выписок, можно вкладывать рекламные и промо-материалы (листовки, объявления и т.п.). Эти процессы в принт-центре также автоматизированы. В качестве конвертовальной машины используется Kern3500 — наиболее передовой во всей Восточной Европе и единственный в Украине конвертовальный конвейер, производительностью до 22 тыс. конвертов в час. Особенность этой машины — автоматическая фальцовка вкладываемого документа под заданный формат конверта и способность производить до четырех различных вложений с дополнительных лотков. В качестве вспомогательных конвертовальных машин в принт-центре также применяют несколько аппаратов производства Pitney-Bowes.

Таким образом, в Украине создан первый на данный момент прецедент организации аутсорсинга печати и упаковки в конверты персонализированных документов в больших объемах. Примечательно, что большая часть всех ответственных процессов полностью автоматизирована, это дополнительно снижает влияние человеческого фактора. Вручную выполняют только вспомогательные и обслуживающие операции — заправку принтера расходными материалами, переноску отпечатков между машинами, выполняющими различные стадии подготовки, и отгрузку готового тиража, упакованного в коробки.

Преимущества, которые получил банк “Аваль”, перепоручив свои печатные процессы принт-центру, очевидны — если раньше подготовка 70 тысяч банковских выписок занимала порядка 15 рабочих дней, то сейчас это время сократилось до 5 дней. Кроме того, банк получил дополнительную экономию средств, которые раньше расходовались на содержание более громоздкой ИТ-инфраструктуры, задействованной для печатных процессов. 

КОММЕНТАРИЙ ВЕНДОРА


Виктория Лисневская, руководитель департамента Xerox Global Services украинского представительства Xerox
Виктория Лисневская, руководитель департамента Xerox Global Services украинского представительства Xerox
Департамент XGS компании Xerox Украина начал активно продвигать на рынок новый вид услуг — консалтинг и оптимизацию процессов в области документооборота на условиях аутсорсинга. Рынок услуг в области аутсорсинга документооборота в Украине пока слабо развит. Большинство компаний не готовы к тому, чтобы отдать в управление сторонней компании ведение своего документооборота. Однако мы видим, что потенциал у рынка есть — это, в первую очередь, крупные иностранные компании, а также украинские финансовые структуры, которые ищут новые подходы в своем развитии в основном путем оптимизации бизнесс-процессов.

Портфель наших решений включает всевозможные услуги XGS в области офисного документооборота, производства брошюр и технической документации, а также выписок по счетам для телекоммуникационных, страховых компаний, банков и других организаций.

Xerox Business Services предлагает своим заказчикам полный комплекс услуг, которые включают в себя работу персонала, процессы и технологии (оборудование и программное обеспечение Xerox и сторонних компаний). Стратегия XBS базируется на концепции обеспечения заказчика именно тем спектром услуг, которые необходимы конкретному заказчику, используя знания, опыт и ресурсы всемирной корпорации Xerox для обеспечения этих услуг и снижения расходов заказчика.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Вадим Грицюк, начальник управления поддержки карточного бизнеса, департамент информационных технологий банка “Аваль”:
Банк — это такое же производство, как и многие другие виды бизнеса. Единственное отличие банковского бизнеса состоит в том, что банк покупает и продает специфичный товар — деньги. Банковский бизнес, как и любой другой, должен быть эффективным. Для того чтобы оценить эффективность бизнеса, ее необходимо каким-то образом подсчитать.

Стремление банка вынести все процессы, не связанные напрямую с продажей банковских услуг, в аутсорсинговые компании, вполне понятно. В этом случае становятся прозрачными расходы на несвойственные виды деятельности, за счет того что их ведет аутсорсинговая компания, которая называет конечную стоимость выполненной работы, в то время как банк фокусируется только на своей прямой деятельности.

Одним из видов этой деятельности является печать различных документов — например, выписок по банковским счетам. Это достаточно трудоемкий и ресурсоемкий процесс, который целесообразнее отдать на аутсорсинг. Выгода такого решения для банка очевидна: банк не заботится о складском хранении необходимого запаса бумаги, доставке этой бумаги со склада в банк, что в свою очередь требует наличия автотранспорта, его содержания, приобретения специальной техники для печати, ее размещения и технического обслуживания и т.д.

Другое преимущество такого подхода заключается в том, что если для организации этого процесса в банке необходимы определенные капиталовложения, то при использовании аутсорсинговых услуг банк платит за конечный результат по факту его получения.
Банк формулирует следующие критерии выбора аутсорсинговой компании: 

Прежде всего, это должна быть мощная компания, у которой данный вид деятельности поставлен на поток в промышленных масштабах — должна быть предусмотрена безостановочная работа 24 часа в сутки 7 дней в неделю с резервированием всех необходимых производственных мощностей.

Компания должна обладать опытом работы на рынке Украины и хорошо ориентироваться во всех тонкостях предлагаемой услуги, гибко подстраиваться к изменяющимся требованиям банка, иметь наилучшее соотношение показателей “цена-качество”. 

Компания должна ориентироваться на промышленное оборудование, которое хорошо представлено в Украине и не является эксклюзивным для возможности его своевременного и качественного обслуживания. 

Компания должна иметь опыт системной интеграции и экспертных оценок в области печати, оптимизации процессов управления при производстве печатной продукции.

И, наконец, компания должна гарантировать необходимый уровень безопасности на всех этапах производства печатной продукции, который обеспечивается как программно-техническими комплексами, так и организационными мероприятиями.

Именно принт-центр Xerox в наибольшей степени отвечает предъявленным требованиям, что обеспечило выбор в ее пользу при проведении конкурса среди компаний, предоставляющих подобные услуги.