Автоматизация нефтегазовых предприятий существенно отличается от других областей бизнеса. В ближайшем будущем отечественную отрасль ожидают перемены, связанные с внедрением ERP-систем в сегменте крупного бизнеса.  О тенденциях развития, специфике и типичных ошибках, совершаемых во время проектов внедрения ERP-решений отечественными компаниями, PCWeek/UE рассказал Юрий Назаров, менеджер по работе с клиентами компании SAP Ukraine.


Юрий Назаров: “В нефтегазовой отрасли SAP de facto является мировым корпоративным стандартом”
Юрий Назаров: “В нефтегазовой отрасли SAP de facto является мировым корпоративным стандартом”

PCWeek/UE: Опишите, пожалуйста, наиболее характерные черты, присущие автоматизации предприятий нефтегазовой отрасли.

Юрий Назаров: На сегодня комплексная автоматизация этого сегмента рынка в Украине находится на стадии зарождения. Примерно 4–5 лет назад предприятия нефтегазовой отрасли начали внедрение информационных систем, которые в большинстве случаев охватывали исключительно учетные задачи. Множество компаний пребывают на этом этапе и сейчас. Что касается ERP-систем, то внедрений продуктов производства крупных западных разработчиков на предприятиях этой отрасли практически не было.

Однако в ближайшее время ожидается начало второй волны автоматизации. В силу необходимости соответствовать уровню международных стандартов ведения бизнеса, учета и управления. Рыночные условия заставляют топ-менеджмент украинских предприятий делать свои предприятия управляемыми, прозрачными и, соответственно, более эффективными. Западные партнеры и инвесторы, крупные международные банки, рейтинговые агентства выдвигают определенные требования к ведению бизнеса. Согласно этим требованиям, информационные технологии в рамках комплексной системы управления на предприятиях занимают ключевое место, они неразрывно связаны с процессом управления компаниями.

На протяжении последних 3–5 лет отечественный нефтегазовый бизнес претерпел структурные и иные изменения, достигнув сейчас некоторого уровня зрелости: на рынке выделились весомые игроки, сформировался средний сегмент компаний. В период становления в ИТ-подразделениях компаний ощутимых перемен не происходило. Автоматизация коснулась только некоторых аспектов бизнеса, а инструментарий, используемый для этого, состоял из набора российских (“1С”, “Галактика”, “Парус”) или самописных решений. Со времен Советского Союза на предприятиях остались достаточно мощные и квалифицированные отделы автоматизированных систем управления, которые занимались решением такого рода задач.

PCWeek/UE: Как можно классифицировать компании, работающие в отрасли?

Ю. Н.:
Украинский нефтегазовый рынок можно условно поделить на три сегмента. К первому относится государственный сектор (НАК “Нафтогаз Украины” с дочерними предприятиями), для которого наиболее характерным способом была автоматизация бухгалтерского учета на базе решения “Финэксперт”. Других задач, таких как автоматизация управленческого учета, бюджетирования, финансового планирования, до недавнего времени не ставилось.

Ко второму сегменту рынка относятся российские компании. Они в части управления более зрелые, имеют четко выраженную структуру управления, корпоративную культуру и единые подходы, стандарты бизнес-процессов, в том числе и автоматизации. Поэтому в отдельную группу можно выделить такие компании как “Лукойл”, “ТНК”, “Альянс”, “Татнефть” и другие.

В сотрудничестве с ними компания SAP в Украине добилась определенного успеха. Нашим клиентом является “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ), где 3 года назад мы начали проект внедрения ERP-решения SAP, и с 2002 предприятие использует ПО SAP в продуктивном режиме. Последний пример — это компания, которая осознала потребность не просто в автоматизации отдельных участков деятельности, но и в решении четко поставленных задач, таких как управляемость, прозрачность и эффективность ведения бизнеса.

На основании этих предпосылок были сформированы цели проекта, проведен тендер на приобретение ERP-решения. На тот момент на предприятии использовалось более 60 разнородных информационных систем.

PCWeek/UE: Откуда в компании может взяться столько информационных систем?

Ю. Н.:
Такое количество решений возникает, как правило, вследствие несогласованного подхода к решению текущих задач. Допустим, бухгалтерии необходимо автоматизировать учет основных средств или расчет заработной платы. Для этого  перед отделом АСУ ставят задачу создать программное решение.

Со временем предприятия сталкиваются с проблемами такой автоматизации, основной из которых является сложность с интеграцией этих сред. Эта проблема возникает независимо от того, плохо или хорошо такие решения созданы, используют ли они современные технологии, устраивают они пользователей или нет. Если нет механизма эффективного обмена информацией между системами, на создание отчетов уходит слишком много времени, накопленная информация может быть утеряна, а управлять предприятием становится очень сложно.

В компаниях существует 3 вида ресурсов: финансовые, материальные и человеческие. Задача любого управленца состоит в том, чтобы максимизировать их эффективное использование. “Лоскутная автоматизация” предприятия не позволяет решить эту задачу: слишком много факторов влияют на работоспособность всего комплекса. В их числе — сопровождение системы, увольнение специалиста, который разрабатывал какие-либо ее элементы, и пр. Эти факторы могут стать источником рисков, управлять которыми очень сложно. Именно поэтому руководство “Укртатнафты” приняло решение внедрять ERP-систему, и был подписан контракт с SAP Ukraine.

PCWeek/UE: Как формировалась внедренческая команда проекта в “Укртатнафте”?

Ю. Н.:
Главным аспектом этого проекта было то, что инициатива  внедрения исходила от акционеров и руководства компании. Поэтому в проектную группу вошли как менеджеры среднего звена, функциональные специалисты, так и высшее руководство. Со стороны SAP также была сформирована опытная рабочая группа.

SAP предлагает собственную методологию, созданную на основе успешного опыта внедрения решений SAP в ведущих компаниях мира. Она применяется с учетом уникальных особенностей предприятия и его бизнес-процессов. При формировании проектной группы мы настоятельно рекомендуем включать во внедренческую команду функциональных специалистов, которые детально знакомы с деятельностью предприятия. На основе их знаний и предлагаемой SAP лучшей отраслевой практики проектная команда эффективно выстраивает бизнес-процессы, сохраняя при этом свойственные компании и ее бизнесу ноу-хау.

PCWeek/UE: С какими проблемами вы чаще всего сталкиваетесь при автоматизации компаний нефтегазовой отрасли?

Ю. Н.:
Я бы назвал это не проблемами, а сложными задачами. Первая из них — подготовка нормативно-справочной информации. На любом крупном предприятии это титанический и рутинный труд. Создание классификаторов и справочников (основных средств, дебиторов, кредиторов, банков, списка сотрудников и пр.) требует огромных затрат временных и человеческих ресурсов. Так, например, для создания справочника по материалам и выверению остатков необходимо провести полную инвентаризацию по всем складам предприятия.

Для решения этой задачи на “Укртатнафте” в рамках проектной группы было выделено шесть человек, которые и до сих пор занимаются исключительно подготовкой нормативно-справочной информации. Эти данные являются базой, своего рода платформой, на которой строится система.

Создание справочников ведется параллельно с подготовкой (около 3,5 месяцев) и реализацией концептуального проекта (обычно стадия длится около 3 месяцев). Концептуальным проектом мы называем модель будущего предприятия с учетом особенностей решения SAP. После того как эта стадия реализована, проектная группа переходит к предпоследнему этапу — подготовке к старту: окончательно выверяются справочники, остатки, проводится обучение конечных пользователей. И наконец, финальная стадия, когда система переводится в опытно-промышленную и промышленную эксплуатацию.

PCWeek/UE: Практикуется ли в таких проектах двойной ввод данных?

Ю. Н.:
Да, иногда даже достаточно длительное время. Во время одного из проектов предприятие 3 месяца работало в старых системах и в среде SAP. Это большой объем работ. В информационную систему на базе SAP-решений необходимо вводить на 20–30% больше данных.

Дополнительной сложностью также было то, что сотрудники предприятия привыкли к интерфейсам старых информационных систем и совершенно другой периодичности ввода информации. Условно говоря, некоторые сотрудники накапливали у себя информацию, которую вводили в систему раз в день или раз в месяц. Обычно это относится к области материального учета. При работе в среде SAP сотрудникам предприятия пришлось не только вносить больший объем информации, но и делать это оперативно и дисциплинированно, для того чтобы менеджеры разного уровня могли анализировать эти данные в любой момент времени. Идеология решений SAP подразумевает подход, согласно которому документ должен заноситься в систему на месте (участке) возникновения и в момент возникновения.

В большинстве случаев перечисленные сложности устраняются после обучения пользователей. Практически у всех наших заказчиков решения SAP не только успешно работают, но и расширяются. В “Укртатнафте”, например, сейчас используют функциональность по управлению финансами, материальными потоками, сбытом, контроллинг, недавно введена в эксплуатацию функциональность по управлению персоналом.

PCWeek/UE: Возвращаясь к вопросу о 60 информационных системах, работавших в компании. Осталось ли что-то кроме SAP?

Ю. Н.:
Когда информационная система на базе решений SAP была запущена в промышленную эксплуатацию, от старых систем на предприятии отказались. Они были заменены единым комплексным интегрированным решением. Бизнес-решения SAP по сути являются ПО верхнего информационного уровня. Это бизнес-приложения для управления предприятием, в которые, в идеальном варианте, должны попадать все технологические данные: о поступлении материалов, производстве, подтверждении технологического заказа, подтверждении ремонта, учета исправности оборудования и пр.

PCWeek/UE: А как обстоят дела с автоматизацией компаний в остальных двух сегментах отрасли?

Ю. Н.:
Я повторюсь, что в отечественном нефтегазовом секторе на протяжении всех предыдущих лет шел процесс оптимизации бизнеса, структуризации. В этот период о комплексной автоматизации речи не было. С достаточно большой уверенностью можно говорить о том, что до настоящего момента у руководителей предприятий не было такой  осознанной потребности. В течение некоторого периода времени предприятия уже были готовы к внедрению решений класса ERP, но перемены, происходившие в нашей стране за последние два года, несколько тормозили этот процесс. Сейчас ситуация изменилась, я считаю, что компании этой отрасли готовы к построению комплексных информационных систем  для управления предприятием, более того, они готовы к внедрению решений SAP.

В нефтегазовой отрасли SAP de facto является корпоративным стандартом. В нашу пользу свидетельствует 20-летний опыт сотрудничества с нефтегазовыми компаниями. За это время 97% крупнейших нефтегазовых компаний мира из рейтинга Fortune 500  стали клиентами SAP и используют наши решения для оптимизации своей деятельности. Это объясняется потребностью в единых стандартах, подходах и способах управления предприятием.

Модели, заложенные в наших отраслевых решениях, применяются для оптимизации деятельности таких гигантов, как Royal Dutch/Shell Group, Chevron Texaco, Aral, Exon Mobil, BP, “Лукойл” и др. Использование продуктов SAP избавляет от необходимости “изобретать велосипед”, поскольку наши решения содержат набор определенных бизнес-процессов, характерных для этой отрасли. Эти бизнес-процессы оттачивались на ведущих предприятиях отрасли, прежде чем мы смогли предложить вертикальное решение.

Более того, бизнес-процессами все не ограничивается. Взаимодействие с западными рынками требует западных стандартов управления компаниями, учета и пр. На базе индустриального решения SAP for Oil and Gas можно автоматизировать полный цикл бизнес-процессов для любого предприятия отрасли, таких как разведка, бурение скважин, добыча, первичное распределение на НПЗ, ГПЗ, переработка, вторичное распределение на нефтебазы или газохранилища, сбыт готовой продукции оптовым или розничным покупателям через сеть АЗС. 

PCWeek/UE: А какие решения используют иностранные компании, которые приходят на украинский рынок?

Ю. Н.:
Все они работают с решениями SAP. То же можно сказать и о российских нефтегазовых компаниях, которые прошли корпоратизацию, обрели собственников. В России практически вся отрасль уже прошла этот этап, поэтому 10 из 11 ведущих нефтегазовых компаний России используют SAP, среди них “Газпром”, “Лукойл”, “ТНК”, “Сибнефть”, “Татнефть”, “Сургутнефтегаз” и др.

Здесь я хотел бы упомянуть о том, что одним из главных факторов выбора и внедрения ERP-решения является заинтересованность в проекте собственника предприятия. Одной из основных предпосылок внедрения нашего решения в “Укртатнафте” стал именно этот фактор: собственнику необходима была прозрачность, стандартизация и эффективность ведения бизнеса, лучшие бизнес-процессы.

PCWeek/UE: Какие характерные черты будут присущи второй волне автоматизации?

Ю. Н.:
Первая волна была хаотичной, автоматизировались только определенные задачи. А грядущая вторая волна автоматизации будет строиться на потребностях бизнеса. Эти потребности формируют собственники, западные институты, банки, биржи, которые требуют определенных подходов ведения бизнеса. Ну и, конечно, внутренняя среда —  руководители, которым для эффективного управления (конкурентная среда стала достаточно жесткой) необходимо контролировать себестоимость продукции и, соответственно, не просто учитывать затраты, но и планировать, контролировать их использование. А без использования ERP-решения справиться с этими задачами крайне сложно.

Одной из причин “лоскутной автоматизации” является низкий уровень влияния на принятие решений ИТ-менеджеров. Сейчас будут появляться руководители ИТ-подразделений, которые понимают задачи бизнеса. Они предложат требования бизнеса и предлагать соответствующие ИТ-решения, будут больше заниматься аналитической и управленческой работой.

PCWeek/UE: Может, для этого достаточно просто изменить отношение к автоматизации бизнеса? Расценивать такого рода решения не как информационные технологии, а как инструменты для ведения бизнеса?

Ю. Н.:
  Да. Вы абсолютно правы. Этим вопросом вы затронули очень важную грань, отличающую компанию SAP от других поставщиков ERP-решений. Зачастую западные и отечественные разработчики предлагают именно автоматизировать бизнес-процессы предприятий в таком виде, какими они были раньше. Решения  SAP изначально несут в себе оптимальные, проверенные опытом модели управления предприятием, бизнес-процессы, определенную методологию менеджмента. Поэтому при разработке нового отраслевого решения, мы, прежде всего, накапливаем отраслевой опыт, приглашаем авторитетных консультантов, представителей ведущих консалтинговых компаний в первую очередь анализируем бизнес-процессы предприятий, выстраиваем оптимальную модель управления.

По сути, существует два подхода к построению информационной системы управления. Одни поставщики занимаются автоматизацией, другие, к которым можно отнести компанию SAP, — оптимизацией бизнеса, построением эффективной модели управления, реализованной в виде программного продукта, инструмента, созданного на основе информационных технологий. Тем самым мы предлагаем самый эффективный способ достижения основных целей любого предприятия — максимизации прибыли и минимизации затрат.