Ушедший 2005 год принёс гораздо меньше сенсаций и потрясений на рынке офисных мониторов, чем позапрошлый, 2004-й. Технические параметры, казавшиеся 2 года назад невероятными, уже давно достигнуты и даже более того — доступны пользователю по сравнительно низкой цене. Тем не менее, несмотря на кажущееся затишье на рынке мониторов, между производителями продолжается технологическое соревнование, которое поддерживает тенденцию к снижению цен и улучшению технических параметров.


Philips 150S6F
Philips 150S6F

Поскольку офисные мониторы не имеют выраженной профессиональной специфики, к ним не предъявляются повышенные требования в отношении точности цветопередачи, равно как и не ожидается рекордно быстрой реакции от матрицы. Учитывая, что за офисным монитором преимущественно работают со статичными изображениями и документами, на эти параметры, как правило, не обращают большого внимания. Гораздо важнее для офисного монитора стоимость: при закупке целого парка машин для офиса этот показатель может сыграть решающую роль в выборе той или иной модели.

2005 год ознаменовался окончанием процесса стремительного снижения цен на жидкокристаллические мониторы. Если в прошлые годы падение цен составляло в среднем от 15 до 30% в год, то в 2005 году этот показатель был гораздо более умеренным и, в зависимости от маркетинговой политики конкретного производителя, колебался в пределах 10–15%.
BenQ FP71G+
BenQ FP71G+
Рыночные изменения заключались уже не в снижении среднестатистической цены, а в стабилизации и “гомогенизации” технических параметров среди продукции конкурирующих производителей, при сохранении уже установившегося порядка цен. Поскольку сегмент офисных моделей с диагональю 17'' на протяжении 2005 года фактически стабилизировался как в технологическом, так и в ценовом отношении, основная арена технологического соревнования между производителями сместилась в сегмент мониторов с диагональю 19'' и больше. В этом подсегменте по-прежнему наблюдается существенное различие между техническими параметрами конкурирующих моделей и ценами на них, что свидетельствует о том, что активная фаза количественного развития мониторов с большой диагональю продолжается до сих пор. Как результат этих процессов, в ближайшее время стоит ожидать перемещения мониторов с диагональю 17'' в сегмент low-end и потери интереса к развитию этого подсегмента со стороны производителей.


LG 1530S
LG 1530S
Первый практический пример, подтверждающий эту тенденцию, подала компания Sony, которая ещё в 2004 году заявила о прекращении выпуска всех мониторов с диагональю 15'' и полном смещении производства в более прибыльные сегменты. За Sony последовало ещё несколько вендоров, но 15" мониторы по-прежнему удерживают свой небольшой процент рынка — по различным оценкам, от 5 до 15%. Причиной непопулярности моделей с диагональю 15'' можно считать тот факт, что усреднённая цена на 17'' мониторы (290 долл.) вплотную приблизилась к цене на 15'' модели (235 долл.) — это делает покупку последних непривлекательной. Ощутить экономическую выгоду при выборе между мониторами с диагоналями в 15 и 17 дюймов можно только при закупке большого парка машин, где эта разница выливается в существенную сумму.


LG L1750SQ
LG L1750SQ
Наибольшее расслоение претерпел сегмент мониторов с большой диагональю. В то время как некоторые модели, более соответствующие определению офисных мониторов, сильнее остальных упали в цене (в среднем больше 100 долл. за последний год), осталась определённая прослойка имиджевых устройств, которые на протяжении года практически не изменились в цене, оставаясь в ценовом сегменте “больше 450 у.е.”. Мониторы с диагональю 19'' разделились на два общих типа — с рабочим разрешением 1280х1024, которые производители позиционируют как замену офисным 17'' моделям по сравнимой цене, но “с двумя дополнительными дюймами в подарок”, и на модели с разрешением экрана 1600х1200, которые заявляются как профессиональные и полупрофессиональные решения с гораздо большей стоимостью. Мониторы с диагоналями 21 дюйм и выше к данному моменту
Samsung 540N
Samsung 540N
сохранили свою профессиональную ориентацию, высокую стоимость (больше 500 у.е.), занимают незначительную долю рынка и не могут претендовать на статус стандартного офисного атрибута.

Основное внимание покупатели уделяют моделям с диагональю 17'' и рабочим разрешением 1280х1024, которые стали негласным стандартом де-факто офисного монитора.

Сегмент 15''

Представленные на рынке мониторы с диагональю 15'' наглядно демонстрируют последствия, вызванные потерей интереса к определённому сегменту рынка со стороны производителей. Три наиболее востребованных рынком модели идентичны как по основным техническим параметрам (яркость, контрастность, реакция матрицы и углы обзора), так и по цене, которая для всех конкурирующих 15'' моделей
Samsung 710N
Samsung 710N
остановилась на отметке примерно 235 долл. Тем не менее каждый производитель старается выделить в своих моделях уникальные отличительные черты. Так, Samsung делает акцент на узкой контурной рамке, компактных габаритах корпуса и низком весе, LG единственный из всех производителей оснащает свой 15'' монитор интерфейсом DVI-D, а Philips акцентирует внимание покупателей на применяемой технологии Perfect Panel, гарантирующей отсутствие появления выгоревших ярких пикселей на экране на протяжении трёх лет.

В настоящее время 15'' модели ещё привлекают бюджетных покупателей или корпоративных заказчиков, закупающих большие партии мониторов, но ожидается, что в течение 2006 года они окончательно уйдут с рынка, уступив место бюджетным 17'' моделям.
Philips 170X5
Philips 170X5


Сегмент 17''

Все модели офисных мониторов, актуальных в 2005 году, имели ряд общих признаков, присущих продуктам всех производителей. Так, полностью исчезли с рынка модели со временем реакции матрицы выше 16 мс. Основной разброс этого показателя — между 8 и 12 мс. Модели со временем отклика 4 мс пока остаются сравнительно дорогими и малораспространёнными. Следует отметить, что время отклика 4 мс следует воспринимать исключительно как заявленное, поскольку ряд вендоров и независимых экспертов рынка выразили своё радикальное несогласие с методиками и принципами измерения этого параметра, демонстрирующими показатель 4 мс. Высказывалось даже мнение о том, что такая реакция матрицы в принципе недостижима для ЖК-технологии, а заявленный показатель — не более чем маркетинговый ход.


Технические характеристики LCD-мониторов, упомянутых в обзоре*
Технические характеристики LCD-мониторов, упомянутых в обзоре*
Другой отличительной чертой офисных мониторов ушедшего года было исчезновение интерфейса DVI из базовых офисных конфигураций. Эта ситуация иллюстрирует отношение вендоров к сегменту продукции: теперь DVI-разъёмами оснащаются только те модели, которые позиционируются как профессиональные или полупрофессиональные.


Acer AL1716s
Acer AL1716s
Основная тенденция развития ЖК-мониторов — поиск оптимального баланса между взаимоисключающими параметрами, такими как реакция матрицы, углы обзора, яркость, контраст и цена, — привела в 2005 году к тому, что диапазон этих параметров наконец вполне сформировался. Так, за базовый показатель контраста можно принять отметку 500:1, яркости — 300 кд/м2, а усреднённая цена на офисный монитор с диагональю 17'' установилась на отметке 290 долл. с тенденцией к постепенному снижению. На фоне такой гомогенизации параметров отличия между продукцией различных производителей лежат уже не в технической плоскости, а в способах продвижения продукции на рынок.
ViewSonic VА902
ViewSonic VА902
Корейские производители, владеющие значительной долей рынка, устанавливают на свои бестселлеры Samsung 710N и LG L1750SQ одну из самых низких цен. Такие производители, как Philips и NEC, продвигая свои наиболее востребованные модели (Philips 170X5 и NEC AccuSync 72VM соответственно), назначают сравнительно более высокую цену, ссылаясь на “традиционную надёжность” и подчёркивая престижность своих брендов. Компания BenQ направляет основные усилия на продвижение имиджевых моделей и мониторов универсального назначения, которые можно применять как в офисе, так и дома. Производитель Acer, который наиболее заинтересован в увеличении своей рыночной доли, избрал отличную от других вендоров позицию, направленную на привлечение рассудительного и экономного
NEC AccuSync 72VM
NEC AccuSync 72VM
покупателя, — продвижение мониторов по ценам ещё более низким, чем у лидеров рынка, но при сохранении неплохих технических характеристик.

Сегмент 19''

Несмотря на то, что именно на этом “поле” разворачивается теперь основная конкурентная борьба между производителями, сами 19-дюймовые мониторы в настоящее время пока очень слабо проникли в офисы в качестве повседневного рабочего инструмента. Основным сдерживающим фактором остаётся цена, но свою роль также играет заметный разброс параметров в моделях от разных производителей. Два наиболее распространённых сценария приобретения 19'' монитора в офис — оснащение фронт-офиса имиджевыми
Sony SDM-S95DR
Sony SDM-S95DR
моделями либо реальная необходимость отображать больше полезной информации (во втором случае приобретаются более дорогостоящие полупрофессиональные модели с разрешением 1600х1200).

Бестселлеры этого сегмента попадают под определение “умеренных” офисных мониторов универсального предназначения. Модель ViewSonic VA902 представляет собой классический пример офисного монитора с диагональю 19''. По техническим характеристикам он соответствует хорошо сбалансированному 17-дюймовому монитору с дополнительными “бонусными” двумя дюймами диагонали. Компания Sony, которая первой из производителей начала активную разработку подсегмента мониторов с большой диагональю, предлагает модель SDM-S95DR со сравнимыми параметрами, но делает акцент на имиджевом дизайне и универсальном позиционировании модели, которая, по словам производителя, может быть с одинаковым успехом применена как во фронт-офисе, так и на столе руководителя. 

Нижний ценовой сегмент – ЭЛТ-мониторы

Несмотря на стремительно растущую популярность LCD-технологии, ЭЛТ-мониторы по-прежнему удерживают, по оценкам различных компаний, от 40 до 60% отечественного рынка. Основным фактором, обусловившим востребованность ЭЛТ-мониторов на протяжении столь долгого времени, является их цена: она примерно вдвое меньше, чем у ЖК-моделей с аналогичным позиционированием. В данный момент офисные ЭЛТ-мониторы без выраженной профессиональной специфики имеют стоимость в диапазоне от 115 до 170 долл., образуя тем самым нижний ценовой сегмент на рынке мониторов (независимо от технологии). А поскольку весомую долю всех компьютерных продаж составляют поставки для государственных и бюджетных организаций, для которых такая цена является единственно приемлемой и доступной, то ряд ЭЛТ-моделей по-прежнему остаются популярными на украинском ИТ-рынке.


Технические характеристики актуальных ЭЛТмониторов нижнего ценового сегмента*
Технические характеристики актуальных ЭЛТмониторов нижнего ценового сегмента*
Однако бюджетная экономия допустима не для всех категорий аппаратуры. ЭЛТ-мониторы относятся к той категории, где экономия на начальной стадии имеет обратную сторону — при неудачном подборе модели можно нанести ущерб здоровью персонала, который будет за этим монитором работать. К примеру, LCD-мониторы, несмотря на неумолимую гонку за ускорением реакции матрицы, остаются довольно инертными устройствами, в том смысле, что процесс обновления экрана, в силу особенностей изменения состояния жидких кристаллов, фактически незаметен для человеческого глаза. Такое побочное явление, как мерцание экрана, в мониторах ЖК-технологии совершенно не проявляется. Чего нельзя сказать об ЭЛТ-мониторах, особенно низкобюджетных, в которые производители, с целью максимальной экономии, устанавливают дешевую электронику. Известно, что мерцание экрана при частоте обновления от 85 Гц и выше не улавливается человеческим глазом и считается безопасным. В связи с этим рекомендуется подбирать такой бюджетный ЭЛТ-монитор, в котором частота обновления составляет не менее 85 Гц. Сложность выбора конкретной модели может заключаться в том, что максимально возможная частота обновления зависит от текущего разрешения экрана, а некоторые производители заявляют в качестве “частоты монитора” максимально возможное из всего спектра принимаемых значений. Рекомендуется обращать внимание и принимать к сведению частоту монитора при рабочем (или рекомендованном) разрешении — именно этот параметр должен быть не ниже 85 Гц.