На фоне разворачивающихся баталий между форматами оптических дисков сверхвысокой плотности, идущих на смену DVD, сам формат DVD вошёл в фазу зрелости. Тому подтверждением служит почти полная “гомогенизация” (т.е. отсутствие существенной разницы в технических параметрах) приводов от конкурирующих производителей.


Это объясняется тем, что максимальные скорости записи, возможные при сохранении стабильности химического состава современных дисков, уже достигнуты, что обозначает окончание активной фазы количественного развития формата DVD. В этом свете производители приводов DVD-формата, который по всем прогнозам сохранит свою актуальность на протяжении минимум ближайших 3–4 лет, стараются привлечь покупателей уже не высокими скоростями записи, а с помощью дополнительных функций и новых технологий.

Учитывая рыночный провал формата DVD-RAM (эти диски до сих пор сохраняют стоимость на порядок выше, чем обыкновенные DVD+/-R той же ёмкости), производители приводов сосредоточили внимание на других методах привлечения потенциальных покупателей. Такой “приманкой” должны были стать технологии т.н. “непосредственной маркировки дисков” (Direct Disc Labeling — DDL), позволяющие при помощи привода наносить на записываемый диск задаваемые пользователем изображения. Технология DDL также вызвала интерес у корпоративных пользователей: высказывалось мнение о возможном её применении для автоматической маркировки архивируемых дисков, что повысит общий уровень автоматизации резервирования, минимизирует действие человеческого фактора и упростит каталогизацию и хранение архивных копий. Около года назад планировалось довести до промышленного производства две технологии DDL, разрабатываемые конкурирующими лагерями производителей. Наиболее перспективной тогда казалась технология LabelFlash. Она позволяла наносить монохромные изображения на уже достаточно распространённые диски с printable-поверхностью, причём время нанесения заявлялось в пределах 5–7 минут на диск. Эта технология выглядела весьма привлекательно в глазах пользователей в силу того, что не требовала специальных дисков, а время нанесения изображения было сопоставимо со временем записи диска. Однако, несмотря на анонс продуктов с поддержкой этой технологии (см. PCWeek/UE №5/2005 г., стр.9), на украинском рынке она до сих пор не появилась — производители без указания причин затягивают отгрузку приводов с поддержкой LabelFlash.


Технические параметры мультиформатного привода LiteOn SHW-16H5S*
Технические параметры мультиформатного привода LiteOn SHW-16H5S*
Другая DDL-технология — LightScribe — выглядела не так привлекательно, поскольку время нанесения изображения с наилучшим качеством составляло до 40 минут на диск, к тому же требовались особенные диски с LightScribe-сертифицированной поверхностью и более высокой стоимостью. Но, как подсказывает опыт, из двух конкурирующих технологий выигрывает не та, которая более совершенна с технической точки зрения, а та, которая получает поддержку большего количества производителей и первой попадает на рынок. Подтверждает это и нынешняя ситуация с форматами DVD нового поколения: технически более прогрессивный BluRay “опоздал” на рынок, который постепенно занимают конкурирующие, менее совершенные HD-DVD приводы. В связи с этим есть все основания полагать, что если производители LabelFlash в ближайшее время не успеют “запрыгнуть в уходящий поезд” DDL, то эта технология рискует остаться в аутсайдерах.

Первым из доступных в Украине DDL-приводов стал LiteOn SHW-16H5S — типичный современный мультиформатный DVD-привод, поддерживающий все ныне действующие форматы дисков. Производитель решил принести поддержку непопулярного формата DVD-RAM в жертву стоимости, которая составляет около 60 долл., как у большинства присутствующих на рынке аналогичных приводов. В розничном варианте поставки привод снабжается ПО для записи дисков Nero, одним чистым диском с поверхностью LightScribe и, что особенно приятно, сменной передней панелью чёрного цвета, что позволяет устанавливать привод в любой корпус. Поскольку компания LiteOn является OEM-сборщиком оптических приводов для компании Sony, то в ближайшее время следует ожидать появления приводов с функцией LightScribe и под этой торговой маркой, что, в свою очередь, повлечёт активизацию конкурентов и диверсификацию предложений, от чего потребитель только выиграет.