Часто модернизация информационных систем навязывается внешними факторами. В этом случае ситуация требует быстрого принятия решения, от правильности которого зависит успешная работа компании на протяжении нескольких последующих лет. Опытом реализации такого проекта с PCWeek/UE поделилась компания PrioCom, внедрившая в тестовую эксплуатацию информационную систему в страховой компании “Оранта”.

В начале 2005 года в Украине вступил в силу Закон “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств” (ОСГПО). Согласно новой редакции, каждый автовладелец был обязан приобрести соответствующий полис. Стремительный рост страхового рынка потребовал решения, которое могло быть внедрено в сравнительно короткий строк и при этом позволило бы компании обслуживать большое количество клиентов. Данный рынок насчитывает порядка 5 млн. транспортных средств, и это могло повлечь за собой массу проблем, связанных с администрированием полисов, ведением страховых дел и выполнением других бизнес-процессов компании.

Техническое описание проекта

Опыт сотрудничества со многими компаниями — разработчиками локальных учётных систем подтолкнул НАСК “Оранта” к решению доверить разработку централизованной онлайновой системы высокого уровня сложности компании крупной и опытной. Наилучшим образом этим условиям соответствовала PrioCom.

До внедрения проекта подобной страховой системы в “Оранте” не было, разработка приложения начиналась “с нуля” на базе универсального ядра. Правда, PrioCom уже имела опыт похожих проектов для финансовых учреждений Украины.

Программный код ядра системы написан на языке C++. Основополагающим принципом во время разработки системы являлась ориентация на существующее качество связи и парк техники крупных корпоративных заказчиков. Как правило, в филиалах многих компаний используется не самая новая техника, не модернизировавшаяся уже несколько лет. Поэтому одной из главных задач, определённой в техническом задании, были невысокие системные требования к рабочим станциям филиалов.

Техническое задание

В ядро команды, занимавшейся внедрением проекта, кроме специалистов PrioCom вошли также и представители ИТ- и бизнес-подразделений “Оранты”. Работы начинались с автоматизации обязательных видов страхования, которые чётко сформулированы в определённых Законом правилах. Позже были добавлены модули страхования КАСКО и страхования недвижимого имущества.

В компании существует широкая распределённая сеть филиалов, использовавших к моменту начала проекта устаревшее программное обеспечение. Компания нуждалась в достаточно оперативных средствах ввода, доставки информации в центральный офис и её дальнейшей обработки. Также необходима была возможность интерактивного доступа к любой информации, хранящейся в базах данных компании. Система должна была одновременно обслуживать большое количество пользователей, но в то же время быть простой в управлении, настройке и модификации логики выполняемых задач. Последнее требование было вызвано тем, что законодательная база на протяжении последнего года дважды менялась. Каждое такое изменение влечёт за собой необходимость в немедленной корректировке правил работы страховой компании, а, следовательно, и бизнес-логики информационной системы. Существовала необходимость без переустановки программного обеспечения на клиентских местах обслуживать и модифицировать эту систему.

Бизнес-логика приложений

Компании, работающие на рынке достаточно давно (“Оранта” существует с 1921 года), часто оказываются в ситуации, когда требуется изменение существующих бизнес-процессов. Несовершенство систем управления и учёта деятельности в крупных компаниях снижает эффективность работы. Данная проблема может быть решена при помощи внедрения новых ИС типа call-center, CRM и т.п., позволяющих существенно повысить эффективность работы и качество обслуживания клиентов.

Для “Оранты” решением данной проблемы стало в том числе создание большого централизованного хранилища информации о клиентах, партнёрах, брокерах, перестраховщиках и прочих участниках страхового рынка.

Функциональность внедрённой системы условно разделена на три части, которые соответствуют трём основным направлениям деятельности компании:

страхование имущества (квартиры, дома, дачные участки и пр.);
страхование гражданско-правовой ответственности (“зелёная карта”, страховка для украинских автомобилей, выезжающих за границу, и для страхования внутри страны, ОСАГО и пр.);
личное страхование (страхование жизни и здоровья, страхование от несчастного случая).

В системе реализованы процессы ведения договоров и полисов, рассмотрение заявлений о страховых событиях и урегулирование дел об убытках, ведение регрессных дел. Система поддерживает весь жизненный цикл страхового продукта. Помимо основного направления деятельности системы (автоматизация процесса страхования) и конфигурирования продукта, также работают подсистемы учёта бланков и агентских соглашений.

Внедрённая система позволит сотрудникам “Оранты”:

проводить мониторинг деятельности филиалов страховой компании в режиме реального времени;
управлять компанией и контролировать её деятельность путём назначения бизнес-правил и проверки их исполнения в автоматическом режиме;
изменять (или отменять) бизнес-правила. Данные изменения вносятся в логику работы серверов приложений, то есть начинают действовать сразу и во всех филиалах одновременно;
пресекать на начальной стадии выполнение операций либо принятие решений, способных нанести ущерб компании.

Особенности проекта

Общие характеристики страховых услуг во всех компаниях одинаковы. Однако в страховых договорах, как правило, определяется большое число оговорок, поэтому в разных компаниях сопоставимые страховые продукты сильно отличаются между собой. Исключением являются обязательные виды страхования. Для всех других продуктов необходимо было разрабатывать свою бизнес-логику.

В процессе внедрения системы была создана уникальная система уведомлений сотрудников компании либо внештатных агентов об определённых важных событиях (к примеру, окончании срока действия полисов). Автоматическое составление отсылаемых агентам отчётов о стадии прохождения документов и планировании их последующей работы. Появилась возможность мониторинга запланированной загрузки персонала, что позволяет менеджерам компании более эффективно управлять сотрудниками.

В системе также заложена возможность внедрения мощного механизма сбора статистики о работе компании, что даст расширенные возможности для её оптимизации. Кроме того, ИС готова для интеграции с корпоративным сайтом и последующим запуском интернет-магазина.

Структуры приложения

Система выполнена в трёхуровневой архитектуре клиент-сервер, которая позволяет более точно назначать полномочия пользователей. Во время работы обычные пользователи системы обращаются к функциям сервера приложений, а не к базе данных напрямую. Это повышает защищённость системы не только от умышленного нападения, но и от ошибочных действий персонала. Все уровни системы: ввода и представления данных, обработки данных и уровень хранения — взаимодействуют между собой по протоколу TCP/IP.

Серверная часть реализована группой приложений, которые обеспечивают всю бизнес-логику системы. Сервер передаёт на клиентскую часть формы, отчёты, графики и всё необходимое для взаимодействия конечного оператора филиала с самой системой.

Решение легко масштабируется. Для увеличения мощности, достаточно добавить в систему ещё один сервер. Благодаря тому что ядро сервера написано на языке C++, после перекомпиляции он способен работать практически на любой платформе. В “Оранте” он работает под управлением Windows. Есть также опыт успешного запуска такого сервера под Solaris. Процесс требует относительно небольшого объема оперативной памяти и ресурсов процессора.

Каждый сервер представляет собой резидентный исполняемый модуль со встроенным модуль-менеджером. Он управляет нагрузкой, взаимодействуя с такими же процессами серверов приложений на других машинах, что позволяет оптимально использовать серверные вычислительные ресурсы. Менеджер постоянно следит за другими серверами и отслеживает неполадки в работе системы. Работает принцип подчинения. Автоматически выбирается главный менеджер, который управляет другими. При “падении” канала связи менеджер самостоятельно пытается восстановить утерянное соединение. Если ему это не удаётся, он устанавливает соединения с другими серверами в схеме. В случае потери соединения с базой данных, сервер пытается установить соединение с резервной базой данных. Всё это происходит автоматически, зафиксированные сбои протоколируются, а сигналы о них поступают администраторам любым удобным способом (e-mail, SMS и пр.).

Структура системного ядра даёт возможность строить большие и надёжные масштабируемые системы на относительно ненадёжных элементах. То есть сервер приложений не нуждается в больших вычислительных ресурсах. Для его работы может хватить обыкновенного настольного компьютера. В случае его перегрузки система легко масштабируется путём добавления ещё одного аппаратного сервера.

Скриптовый язык

Чтобы повысить гибкость приложения, ускорить программирование и упростить внесение изменений в бизнес-логику, само приложение пишется на специально разработанном Си-подобном макроязыке. Он необходим для точной настройки системы, быстрого добавления новых функций без перекомпилирования ядра системы. Данное решение очень удобно и эффективно. Благодаря такому подходу за три месяца в “Оранте” были полностью реализованы четыре новых вида страхования, которые уже используются начиная с мая 2005 года.

Если возникает необходимость добавить в систему новую функцию, заказчику не обязательно обращаться в PrioCom. Штатные прикладные программисты заказчика, используя этот макроязык, могут самостоятельно добавить всё, что необходимо. Язык документирован, и собственные программисты заказчика вполне могут обучиться ему за пару недель.

Клиентская часть

К персональным рабочим станциям пользователей система предъявляет минимальные требования, поскольку построена на идеологии “тонкого клиента”. Вся функциональная часть находится на сервере приложений в предкомпилированных процедурах, а на клиентском рабочем месте функционирует Windows- или web-приложение, предназначенное для визуализации. Оно представляет собой 1-мегабайтный модуль, не требующий переустановки и модификации в случае изменений серверной части системы. Клиентская часть работает даже на процессорах Intel x486 под Windows 95.

Решение позволяет использовать каналы с низкой пропускной способностью. В удалённых районах Украины телефонная связь имеет настолько плохое качество, что не позволяет нормально использовать даже dial-up-соединения. Максимальная скорость, которой удаётся добиться, — примерно 1,5 Кбит/с. Однако благодаря специально разработанному протоколу передачи данных с использованием сжатия информации система может работать даже на самых медленных линиях.

Отсутствие необходимости переустановки клиентских частей у пользователей даёт возможность снизить требования к уровню технической подготовки кадров на местах, в филиалах.

База данных

Уровень хранения данных представляет собой комплекс серверов баз данных. В качестве СУБД была выбрана Oracle (хотя это не является ограничением данного продукта: система работает с любыми реляционными СУБД, используя протокол ODBC). Синхронизация, резервирование и масштабирование уровня хранения данных происходит штатными средствами СУБД.

Будущее системы

В настоящее время компания “Оранта” планирует расширить функциональность системы, добавив модули взаимодействия с действующей системой перестрахования, внешними системами Моторно-транспортного страхового бюро Украины, а также взаимодействия с бухгалтерскими системами: “1С”, “Парус”, “Галактика”, “Акцент”. Так, система получит возможность в режиме реального времени запрашивать нужную информацию из бухгалтерской системы (выписки, курсы валют и т.п.), немедленно передавая в неё информацию о заключённых договорах и т.д., уменьшая тем самым нагрузку на работников-операторов.

Благодаря централизованной системной архитектуре, реализация решения требует затрат (разовые капиталовложения, затраты на эксплуатацию и обслуживание всего комплекса) главным образом в центральном офисе. Масштабируемое решение позволяет оборудовать рабочие места в филиалах без привлечения дополнительных ресурсов.  

О компании “Оранта”
Национальная акционерная страховая компания “Оранта” (НАСК “Оранта”) — www.oranta.ua — была основана 25 ноября 1921 года. Это крупная организация, которая имеет наибольшую в Украине агентскую и представительскую сеть, насчитывающую около 7 тыс. страховых агентов, 535 представительств, в том числе 27 областных дирекций и 508 филиалов, агентств и отделений по всей Украине. НАСК “Оранта” предлагает рынку свыше 50 видов страхования.