Специфика бизнес-процессов пищевой и сельскохозяйственной промышленности
Вопросы эффективности построения бизнес-процессов на предприятиях, сведения результатов, анализа и планирования являются ключевыми в жизнедеятельности любого предприятия. Для компаний работающих в пищевом и аграрном секторе, учитывая сложности связанные с конечным сроком годности продукции вопросы планирования производства и логистики поставок готовой продукции потребителю значительно усложняют разработку и внедрение.
Константин Невядомский, Robertson & Blums : “Увеличение капитализации является основным показателем эффекивности работы компании” |
Семинар, который Robertson & Blums провела 23 ноября при поддержке компании Oracle для ИТ-директоров, директоров по логистике, финансам, производству, руководителей и собственников компаний был посвящен использованию современных IT-решений для повышения эффективности управления бизнесс-процессами в компаниях пищевой промышленности.
Исполнительный вице-президент компании Константин Невядомский рассказал о методах повышения эффективности продаж в пищевой промышленности, реализованных в Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne, а так же о методах эффективной организации закупки товара и пополнения запасов.
Реализация этих функций системы проходит на трех основных функциональных уровнях:
• Уровень Систем оперативной работы Ввод и регистрация информации, выписка первичной документации.
• Уровень Отчеты и хранилище данных на базе этих данных реализуется анализ и систематизация информации, принятие оперативных решений, проводится оперативная коррекция планов по итогам месяца, квартала или другим отчетным периодам.
• На уровне KPI осуществляется стратегическое планирование, анализируются ключевые показатели эффективности бизнеса, таких как динамика капитализации, позволяющая убедиться в эффективности работы компании.
Оптимизация эффективности продаж в системе Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne осуществляется формализацией четырех бизнес-процессов: поиск клиентов, управление продажами, управления договорами и управления отношениями. Формализация поиска клиентов подразумевает ведение журнала работы с потенциальными клиентами — отправлено ли коммерческое предложение, прикрепление к компании менеджера по продажам, унификацию методологии работы с клиентом. Управление продажами включает в себя формирование плана продаж, и потенциального спроса. С помощью системы управления договорами реализуется отслеживание статуса договора, мониторинг операций по договорам, назначение штрафных санкций, продление и корректировка договоров.
С целью оптимизации продаж на основании истории строятся прогнозы, причем в зависимости от срока, на который строится прогноз, специфики товара — например, сезонность товара, стадии пребывания товара на рынке (новый или “разработанный” товар) или др. — может быть применен один из 12 штатных методов прогнозирования.
Закупка товаров и сырья проводится на основании плана продаж с учетом коррекции на основании краткосрочных прогнозов и оперативных данных складских и транзитных запасов, а так же графика поставок.
Способы оптимизации складских операций и логистики было рассмотрено на примере внедрения системы Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne в двух крупнейших фармацевтических компаниях Украины — “Альба” и “Оптима-Фарм”. Компании-конкуренты внедряли свои системы управления складами, логистикой и поставками задавшись различными целями — компания “Альба” преследовала прежде всего оптимизацию складских запасов, а “Оптима-Фарм” интересовала прежде всего скорость поставки продукции под заказ.
В результате внедрения систем на предприятиях, Альба сократившая количество складов с 10 до 2 добилась более чем двукратного сокращения складских затрат и складских запасов и таким образом вдвое увеличила оборачиваемость капитала, гарантируя потребителю поставку продукции под заказ в течение 24 часов; компания “Оптима-Фарм” поставившая основной целью скорость обслуживания клиентов, добилась сокращения времени на доставку продукции в течение 3–4 часов в зависимости от конкретного региона. Таким образом различия в методологии логистических процессов дали возможность “Альбе” снизить цены на продукцию, а “Оптиме-Фарм“добиться более высокого уровня обслуживания клиентов.
Опытом внедрения системы Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne поделился директор департамента качества управления ЛВЗ “Хортица” Сергей Сокур.
Сергей Сокур ЛВЗ “Хорица”: “Мы создавали систему в соответствии с требованиями стандарта MRP II” |
Перед группой внедрения ставились задачи оптимизации бизнес-процессов — работы складов и логистики, объемов производства и планирования производственных мощностей, т.е. практически всех бизнес процессов описанных в стандарте MRP II (Manufactory Resource Planning) — разработанным американским обществом по контролю за производственными запасами. MRP II представляет собой набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия.
Выбор поставщика системы проходил в несколько этапов и предложение специалистов компании Robertson & Blums — система Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne оказалось лучшим по соотношению цена-функциональность. Система в базовой функциональности имеет много преимуществ для предприятий пищевого сектора, таких как возможность отслеживания срока годности как сырья, так и готовой продукции уже отправленной реализаторам. С выходом следующей версии Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne 8.12 так же будет возможность внедрить эту систему на сельскохозяйственных предприятиях холдинга — крымских виноградниках — и прозрачно контролировать производство винной продукции на всех этапах, начиная “с грядки” — полив, опрыскивание и т.д.
Процесс внедрения до запуска в производственное тестирование занял от начала работ девять месяцев, обкатка системы и обучение персонала заняли еще 2 месяца. Процесс обучения персонала является одним из ключевых этапов внедрения, на этом этапе консультанты, проходящие ежеквартальную ресертификацию, сидят вместе с сотрудниками операционных отделов контролируя их, объясняя необходимость тех либо иных действий. Вопрос кадров, как это ни банально, является одним из основных в процессе внедрения ERP, CRM или MRP систем. Систему не может начать внедрять одна команда, а закончить другая.
Контроль качества продукции на предприятии развивался на протяжении многих лет — еще 3 года назад Хортица была в состоянии проследить партионность продукции, определить этап производства или поставщика сырья нарушивших технологический процесс. Внедрение Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne сделало контроль качества еще более прозрачным, заработал call-центр, узнать о “происхождении” каждой единицы продукции теперь можно даже с помощью SMS.
Связанная цепь последовательных операций от планирования производства и производственных мощностей, управления складскими запасами до поставки готовой продукции в розничные сети позволило почти вдвое, по сравнению с конкурентами, снизить требуемый объем оборотных средств на единицу готовой продукции, что является наиболее наглядным результатом проделанной работы. Мощные средства анализа информации и моделирования, заложенные в систему, помогают управленческому персоналу своевременно принимать верные тактические и стратегические решения.
Таким образом, успешное внедрение системы управления предприятием дало очевидные конкурентные преимущества перед конкурентами как на внутреннем рынке, так и на рынках СНГ и Европы.