Ещё одним производителем винчестеров станет меньше
В конце декабря 2005 года, когда все важнейшие события года, казалось, уже произошли и мировая ИТ-индустрия сбавила обороты в ожидании праздников, было объявлено о подписании сделки, которая по своей значимости неизбежно повлияет на весь мировой рынок десктопов и может даже претендовать на звание сделки года. И без того немногочисленных производителей жёстких дисков для настольных ПК станет ещё на один меньше — компания Seagate приобретает компанию Maxtor.
![]() Чарльз Поуп (Charles Pope), исполнительный вице-президент и финансовый директор Seagate: “Мы надеемся, что слияние Seagate и Maxtor поможет нам стать крупнейшим и лидирующим производителем жестких дисков в мире” |
Тенденция к сокращению числа компаний, производящих винчестеры для десктопов, чётко прослеживалась на протяжении последнего десятилетия. В середине 90-х гг. в мире существовало около 15 компаний, серийно производящих винчестеры. Вторая половина 90-х, несмотря на стабильный рост отрасли в целом, ознаменовалась массовым выходом из бизнеса мелких и средних производителей, объёмы выпускаемой продукции которых были значительно меньше аналогичных показателей крупных компаний. Аналитики объясняли это тем, что производство жёстких дисков изначально обладает сравнительно низкой рентабельностью, высокими расходами на сервисное обслуживание (как известно, вышедшие из строя жёсткие диски в большинстве случаев не подлежат ремонту), а также необходимостью инвестировать существенный процент от оборота в исследования и разработки. В таких условиях могли выжить только наиболее сильные и опытные. Поэтому события, происходившие на рынке винчестеров на рубеже веков, разворачивались уже среди крупных производителей, деливших мировой рынок примерно поровну.
Первой из крупных игроков покинула бизнес компания Quantum: продав своё подразделение по производству винчестеров компании Maxtor, она сосредоточилась на ленточных накопителях и прочих решениях для корпоративного сегмента. Затем производителей стал преследовать ряд тяжёлых неудач, что отчасти объяснялось снижением расходов на производство, вызванным кризисом отрасли 2001 года. Для компании Fujitsu серия жестких дисков MPG стала фатальной — из-за допущенного производственного дефекта практически все эти винчестеры вышли из строя спустя 6–18 месяцев эксплуатации, в результате чего компания понесла колоссальные убытки на возмещении гарантийных обязательств. Результатом стало закрытие компанией Fujitsu подразделения по производству винчестеров для настольных систем, сейчас компания выпускает только серверные накопители. Серия винчестеров DTLA компании IBM снискала дурную славу из-за частых и непредсказуемых выходов из строя и существенно испортила имидж компании как производителя жёстких дисков. Как следствие, подразделение IBM по производству жёстких дисков было продано компании Hitachi Global Storage Technologies. В итоге на мировом рынке осталось лишь пять производителей винчестеров для настольных систем.
21 декабря было объявлено о согласовании деталей сделки, согласно которой Seagate приобретает Maxtor. По условиям, которые были одобрены советами директоров обеих компаний, владельцы акций Maxtor получат по 0,37 акции Seagate в обмен на каждую акцию Maxtor. К тому времени, когда сделка будет полностью завершена, владельцы Seagate будут обладать примерно 84%, а владельцы Maxtor — примерно 16% объединённой компании, которая сохранит имя Seagate. После завершения сделки во второй половине 2006 календарного года Seagate должна стать крупнейшим производителем жёстких дисков для настольных систем в мире. Ожидается, что уже в первый год после объединения Seagate увеличит свои финансовые показатели как минимум на 10–20%. Суммарная стоимость сделки составляет примерно 1,9 млрд. долл.