В2006 году Western Digital (WD, www.westerndigital.com) намеревается начать производство жестких дисков (ЖД) малых форм-факторов (диаметром от 1,0 до 1,8 дюйма). Правда, по признанию вице-президента компании по продажам в странах Европы, Африки и Азии Клааса де Воса, первоначальные планы предусматривали выпуск подобных изделий уже нынешним летом, а возникшая задержка обусловлена необходимостью создания и развертывания соответствующих производственных линий.


Клаас де Вос: “В общем объеме мировых поставок доля жестких дисков для настольных ПК постоянно уменьшается, и мы расширяем производство дисковых накопителей для других сегментов”
Клаас де Вос: “В общем объеме мировых поставок доля жестких дисков для настольных ПК постоянно уменьшается, и мы расширяем производство дисковых накопителей для других сегментов”

“У мини-накопителей большое будущее”, — считает он, уточняя, что ЖД малого формата емкостью свыше 5 ГБ составят конкуренцию устройствам на базе флэш-памяти с точки зрения удельной стоимости хранения данных, причем преимущества жестких дисков становятся более ощутимыми с увеличением емкости изделий. Клаас де Вос заметил также, что с переходом на технологию перпендикулярной записи выгода от использования ЖД (по сравнению с флэш-устройствами) может даже возрасти.

По его словам, внедрение нового принципа записи начнется именно с мини-накопителей, а затем по мере отладки технологии он постепенно будет распространяться на диски других форматов. К факторам, оправдывающим такой сценарий, он относит и экономические аспекты: переход на технологию перпендикулярной записи, скорее всего, приведет к уменьшению выхода годных изделий (при традиционном способе записи на диск этот показатель составляет не менее 95%), что — с учетом более высокой стоимости компонентов (например, записывающих головок) — негативно скажется на доходах производителей ЖД.

В число приоритетных направлений WD входит также выпуск 2,5-дюймовых накопителей: компания освоила их производство в конце 2004 г. По её собственной информации, во втором квартале 2005 года объем выпуска таких изделий в WD превысил 1 млн. штук, а в третьем квартале достиг 1,5 млн. устройств. В 2006-м планируется начать поставки более емких ЖД этого формата — объемом 100 и 120 ГБ.

Интерес Western Digital к 2,5-дюймовым накопителям и к дискам с меньшими форм-факторами объясняется, конечно же, тенденциями развития рынка, которые свидетельствуют о существенном росте сегмента блокнотных ПК (при одновременной стабилизации спроса на настольные компьютеры), а также о динамичном развитии цифровой электроники бытового назначения (в частности, устройств видеозаписи, MP3-плейеров, игровых приставок, домашних серверов) и мобильных средств связи.

В 2004 году емкость мирового рынка ЖД (всех типов и форматов) составила 305 млн. изделий, а до конца 2005-го она должна была вырасти примерно до уровня в 378 млн. штук. При этом, по оценкам аналитического агентства TrendFocus, в период с 1 июля 2004-го по 30 июня 2005-го лишь 42% выручки производителей ЖД приходилось на сегмент настольных ПК, а через три года соответствующий показатель снизится до 33%.

Доля дохода WD от продажи дисковых накопителей для настольных компьютеров за III квартал 2005 года составила 75%. При этом изделия компании покрывают 90% существующего на рынке спроса (с точки зрения ассортимента): в настоящее время Western Digital не представлена в сегментах дисковых накопителей с интерфейсами SCSI и Fibre Channel, а также дисков с форм-фактором менее 2,5 дюйма.

Как подчеркнул Клаас де Вос, стратегия WD в некотором смысле остается консервативной: уделяя большое внимание надежности выпускаемых ЖД (по его утверждению, фирма тестирует каждый свой накопитель), они не спешат переходить на новые технологии, в частности увеличивать плотность записи (скажем, до уровня 160 ГБ в расчете на пластину). Подобная поспешность, считает г-н де Вос, может негативно отразиться на качестве продукции и, в конечном счете, на деловой репутации компании (при этом он сослался на сайт WarrantyWeek.Com, где содержится информация о расходах различных фирм-производителей на обеспечение своих гарантийных обязательств; согласно приведенным данным, WD имеет преимущество перед Maxtor и Seagate с точки зрения доли рекламаций в общем объеме сбыта).

Между тем на протяжении нескольких последних лет финансовое положение WD остается весьма стабильным: по информации компании, ее чистый доход в I квартале 2006 финансового года, закончившегося 30 сентября, более чем на 120% превысил показатель за аналогичный период предшествующего года, что позволило ей практически втрое увеличить инвестиции в НИОКР, а также расширить свои производственные мощности. Как сообщил г-н де Вос, Western Digital занимает в настоящее время второе место — после Seagate — на мировом рынке ЖД всех типов и форматов с точки зрения объема поставок (т. е. в штучном выражении; если же речь идет о выручке, то второе место принадлежит Hitachi, которая продает больше 2,5-дюймовых и SCSI-накопителей).

В настоящее время WD имеет четыре завода (включая производственные мощности по выпуску записывающих головок), однако исходя из экономических соображений и сложившейся на рынке компонентов ситуации, а также с учетом ближайших перспектив развития сегмента дисковых накопителей компания не стремится к вертикально-интегрированной модели бизнеса.

В конце ноября 2005 г. было объявлено о назначении Андреаса Кипа новым директором по продажам в России и СНГ. В круг его основных задач входит развитие канала сбыта (в том числе поиск партнеров по сбыту) и укрепление известности торговой марки. Необходимость этого связана, в частности, с появлением в аcсортименте WD новой продукции (в том числе 2,5-дюймовых накопителей).

Касаясь ближайших перспектив, представители WD сообщили о предстоящем в I квартале 2006 года продуктовом анонсе. Среди обозначенных новинок фигурирует диск для настольных ПК емкостью 500 ГБ.