Как правило, состоящая из многих информационных систем ИТ-инфраструктура современного предприятия развивается вместе с компанией. В ходе этого процесса она усложняется, разрастается и со временем нередко перестаёт отвечать требованиям, выдвигаемым руководством предприятия. Свой способ эффективного решения этой проблемы нашла Baltic Beverages Holding Ukraine (“ББХ Украина”).


Система консолидации корпоративных бизнес-данных и сводной отчётности, реализованная в компании Baltic Beverages Holding Ukraine
Система консолидации корпоративных бизнес-данных и сводной отчётности, реализованная в компании Baltic Beverages Holding Ukraine

Проблема

Динамика развития украинского рынка пиво-безалкогольных напитков ставит перед компаниями-участницами особые условия. В частности, суть этих условий состоит в необходимости оперативного анализа ситуации и быстрой реакции на изменения. ИТ-инфраструктура, работавшая на “ББХ Украина”, не позволяла ни оперативно анализировать накопленную информацию, ни гарантировать её достоверность. Сбор информации, её анализ и создание отчётов реализовывались пользователями практически вручную, что становилось источником многих ошибок. Сотрудники компании утверждают, что составление такого отчёта длилось не менее недели.

Эта громоздкая ИТ-инфраструктура состояла из нескольких программных платформ: Microsoft Excel, Microsoft Analysis Services 2000, надстройка Microsoft SQL Server 2000 Reporting Services и российская разработка “Монолит” в качестве системы учёта.

Поиск решения этой проблемы был возложен на ИТ-подразделение. При выборе платформы для построения системы корпоративной отчётности рассматривались продукты Microsoft Business Solutions, а также некоторые альтернативные решения, в числе которых — разработанная на Java система Alphablox производства IBM. Эксперты “ББХ Украина” предпочли Microsoft из-за хороших возможностей интеграции с работающими в компании системами.

“Многое зависит от существующей ИТ-инфраструктуры клиента, — считает Сергей Васильев, программ-менеджер компании Sigel (ООО “Сайжел”), реализовавшей совместно с Microsoft этот проект. — Наш клиент работал в ИТ-среде, которая активно использует продукты Microsoft. Следовательно, при выборе какого-либо продукта, например CRM-системы, немаловажным фактором является возможность его интеграции с существующей инфраструктурой. Конечно, значительную роль играют и другие аспекты, такие как функциональность, востребованная нашим заказчиком. Но в этом случае, даже если функциональности не всегда хватает, система предоставляет хорошие преимущества за счёт других факторов, например поддержки производителя и пр. Кроме того, мы дописали под SharePoint свои модули, которые позволили автоматизировать необходимые бизнес-процессы.

Внедрение

Особенность проекта на “ББХ Украина” была в том, что вначале внедрения корпорация Microsoft не располагала продуктом, предоставляющим необходимую функциональность. Для решения этой проблемы было решено использовать программу “раннего внедрения”, в рамках которой можно применять продукт, официально не выпущенный, но обладающий необходимыми функциями. Таким образом, “ББХ Украина” стала первой в СНГ компанией, использующей Microsoft SQL Server 2005 в промышленном масштабе.

“В ходе реализации проекта мы использовали бета-версии новейших продуктов Microsoft для того, чтобы к моменту выхода релизов провести миграцию и, таким образом, получить уже готовый реализованный проект, — рассказывает Сергей Васильев. — Предыдущие версии не располагали необходимыми функциями, а времени для ожидания финальных релизов не было. Выполнение сложного проекта на бета-версиях — задание непростое. Не все функции работали как следует, поэтому для полного завершения проекта мы вынуждены были ждать релизов. Но больших сложностей не было: в проекте участвовали эксперты Microsoft, которые помогали решать все возникавшие вопросы, касающиеся новых продуктов”.

В процессе реализации проекта сотрудники компании Sigel занимались также разработкой отчётных форм для “ББХ Украина”. Всего они создали 16 статистических отчётов и более 10 OLAP-кубов.

Благодаря качественно выполненному предпроектному анализу, для внедрения системы потребовалось всего 5 месяцев. Руководители проекта считают это отличным результатом, учитывая, что это был первый опыт внедрения SQL Server 2005 на территории СНГ. В ходе проекта SQL Server 2005 был интегрирован с Microsoft SharePoint Server 2003 и Microsoft BizTalk Server, что позволило также создать внутренний корпоративный портал и оптимизировать некоторые бизнес-процессы.

Решение

Созданная в ходе реализации проекта информационная среда позволила решить поставленные задачи. Благодаря тому что информация автоматически консолидируется и обновляется, процесс создания отчётов теперь требует значительно меньше времени: вместо 5 дней обычно уходит 1–2. Хранилище данных, расположенное на одном сервере, позволяет проводить data mining, а также анализировать и создавать отчёты за предыдущие периоды. Для снижения нагрузки на корпоративную сеть сбор данных из разных информационных систем производится ночью, освобождая, таким образом, каналы передачи данных в дневное время.

Корпоративный портал позволил свести отчёты, необходимые конкретному пользователю, в одном месте. Сотрудники “ББХ Украина” могут работать с ними на любом компьютере, имеющем доступ в интернет. Организована также автоматическая почтовая рассылка отчётов пользователям.  

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

“ББХ Украина”

Baltic Beverages Holding (BBH) была основана в 1991 году компаниями Hartwall (Финляндия) и Pripps-Ringnes (Швеция-Норвегия) специально для инвестирования в пивобезалкогольную отрасль стран бывшего СССР.

Сегодня BBH владеет крупнейшими пивными компаниями стран Балтии, а также СНГ.

В состав предприятий Baltic Beverages Holding в Украине входят ОАО “Пиво-безалкогольный комбинат “Славутич” в г. Запорожье, ОАО “Львовская пивоварня” и Киевский пивоваренный завод “Славутич”. Последний выпускает пиво под торговыми марками “Славутич”, “Львовское”, “Туборг” и “Арсенал”. В настоящее время собственниками BBH являются Carlsberg Breweries (Carlsberg) и Scottish and Newcastle, которым принадлежит по 50% акций холдинга.

Sigel

Компания предоставляет услуги по автоматизации бизнес-процессов различных направлений деятельности предприятий. Основным клиентом компании сегодня является “ББХ Украина”, для которого компания реализовала проект автоматизации документооборота и CRM. Вместе с Microsoft компания участвовала в проекте создания системы корпоративной отчётности, а также разработала систему вторичных продаж, планирования отгрузок, различные системы автоматизации бизнес-процессов. “ББХ Украина” — первый крупный клиент компании.