Янбухтин Андрей Александрович
Возраст: 37 лет
Должность: начальник отдела информационно-технического обеспечения и связи
Компания: предприятие с иностранными инвестициями (ПИИ) “ЛУКОЙЛ-Украина”
Сфера ответственности: отдел информационно-технического обеспечения и связи компании, в обязанности которого входит контроль за работоспособностью офисной техники, серверного и сетевого оборудования, управление информационными потоками, разработка логики построения компьютерных сетей, внедрение новых проектов во всех подразделениях на территории Украины.


Какова степень Вашей ответственности? На принятие каких решений в вашей компании Вы оказываете влияние?

А. Я.:
Хотелось бы сразу определить роль ИТ в современных компаниях. Сегодня на ИТ возлагают разные, кардинально противоположные задачи:

1. ИТ должны обслуживать компьютеры и не более.
2. ИТ должны разрабатывать бизнес-процессы в компании и фактически руководить бизнесом.

На мой взгляд, и то и другое неправильно. ИТ — это прежде всего инфра-структура, созданная для достижения целей компании, — не больше и не меньше. Фактически ИТ — это пачка бумаги, карандаши, счёты, калькулятор, настольная лампа на столе, книги и бланки, только быстрее, эффективнее и во много-много раз дороже.

Разумеется, при построении бизнеса, изменении схем бизнеса без участия ИТ не обойтись. Сегодня ИТ является кровеносной системой бизнеса — это не громкие слова, это факт. Но в первую очередь задачей ИТ являются не технологии, не внедрённые решения, а создание эффективных коммуникаций между людьми. Это — первично. Остальное не имеет принципиального значения. Нужен пример? Пожалуйста. Отключите в компании электронную почту и телефонную связь. Сразу станет ясно, что работа парализована. Да, можно утрировать: а если отключить энергообеспечение, то умрёт всё. Согласен: умрёт, если в департаменте ИТ давно умерли мозги и в результате забыли установить источник бесперебойного питания или генератор для поддержания непрерывности бизнес-процессов. А теперь я попробую ответить на ваш вопрос. ИТ-подразделение в нашей компании оказывает влияние и отвечает за коммуникации между людьми и за поддержку бизнес-процессов в целом.

Если бы Вам были предоставлены неограниченные возможности или если бы возникла острая необходимость, что Вы изменили бы в ИТ-структуре вашего предприятия?

А. Я.:
Во-первых, неограниченные возможности давать нельзя никому, это философский вопрос, “Остапа может понести”. Если спросить, что хотелось бы изменить, то в первую очередь я бы создал максимально благоприятные условия для притока лучших мозгов (заметьте, лучших, а не ближайших) и предотвращения их утечки. Я бы всеми возможными способами мотивировал сотрудников на создание новых решений, проектов, подходов, если позволите — нестандартных взглядов. Компания постоянно должна создавать что-то новое, то, чего нет у других компаний. Мы каждый день должны делать то, что сделает компанию на мгновение уникальной, что в свою очередь даст компании уникальное конкурентное преимущество. Именно для этого нужны люди с интеллектом, нужен талантливый человеческий ресурс в первую очередь, а уж потом, и только потом, технологии. Каждого сотрудника необходимо постоянно учить — это важно. Школа, институт, университет — это хорошо, это базис, но базис старый, частично не востребованный и забытый. Невозможно укрыться от пронизывающего ветра конкуренции, используя лишь крепкий, надёжный фундамент старого образования.  Надо строить дальше, а для этого нужны новые, современные знания. И, как бы странно это ни звучало, старые знания необходимо “забывать”, чтобы их груз не тормозил движение вперёд. Нужен сотрудник, который на основе своих современных знаний сможет решить любые проблемы. Надо учить персонал каждый день, они должны забыть, чему учились, знания в сегодняшнем мире быстро приходят в негодность. Знания и опыт нужно получать быстро. Кто-то из великих сказал: “В будущем останутся два вида компаний — быстрые и никому не нужные”. Именно ИТ должны помочь компании стать быстрой, мобильной — это, на мой взгляд, едва ли не основная задача ИТ.

Какие профессиональные знания Вы хотели бы получить?

А. Я.:
Если говорить о технических знаниях, то я их получаю постоянно посредством внедрения и поддержки проектов и знакомства с новинками при помощи интернета. По большому счёту, мне это не очень нужно, у меня в команде есть грамотные специалисты, которые регулярно проходят обучения и тренинги. А вот искусство управления людьми необходимо постоянно совершенствовать. Мировой опыт знает много примеров, когда компании, вкладывая колоссальные средства в политику информационной безопасности, забывали о простой мотивации персонала и “обжигались”, вплоть до разорения после утечки информации, которую элементарно своровал обиженный “компьютерщик”. Человеческий фактор, скажете вы? Да, просто и банально. Искусство привлечения, удержания и умения мотивировать персонал важнее любых технологий. Именно этому необходимо ежедневно учиться руководителю, лидеру команды.

Какую профессиональную литературу Вы прочли за последнее время?

А. Я.:
Если говорить не о “технаре”, а о руководителе команды, то хотелось бы отметить две книги: “Бизнес в стиле фанк”, авторы Кьелл А. Нордстрем и Йонас Риддестралле, и автобиографию Ричарда Бренсона “Теряя невинность”. Эти две книги учат бизнесу, нестандартным решениям, они заставляют уйти от стереотипов, помогают встряхнуть мозги. К сожалению, мне чаще приходится читать и писать процедуры, регламенты и прочее. Свободного времени на чтение остаётся немного.

Откуда Вы черпаете информацию о новых технологиях и тенденциях (пресса, интернет и т.д.)?

А. Я.:
В основном, конечно, из интернета или из периодических изданий. Книги по ИТ, как правило,  устаревают ещё в типографии. Если вы намекаете на ваше издание, то я его читаю, оно мне нравится.  Но узкие столбцы текста в газетах, в отличие от книг, делаются именно для чтения по “диагонали”, а ваше издание заставляет меня совершать дополнительный “сёрфинг” по страницам. Хотя ваш маркетинговый ход понятен. Интересно, если компания, выпускающая телевизоры, перестала бы комплектовать свой продукт пультами дистанционного управления, увеличились бы продажи этой модели после объяснения, что это сделано специально для борьбы с ожирением.

Какая технология (или продукт) оказала наиболее значительное влияние на работу вашей компании за последние 5 лет?

А. Я.:
Примерно 3 года назад мы своими силами создали так называемый внутренний корпоративный ресурс, интранет-страницу, на которой разместили массу информации. Всё перечислять очень долго, например: телефонный справочник, образцы договоров, оперативную и финансовую информацию для принятия решений, стандартные бланки заявок и заявлений, “горячую” линию, заказ обедов, электронный секретарь, дни рождения сотрудников, электронный документооборот, новости компании, внутреннюю информацию и объявления и прочее. Я специально смешал корпоративные задачи с “второстепенной”, на первый взгляд, информацией: бизнес — бизнесом, а не забыть поздравить коллегу (а тем более шефа) с днём рождения не менее важно. При обновлении на внутреннем ресурсе критичной информации на мобильные телефоны ответственных сотрудников приходят SMS-уведомления, и т.д.

В результате у нас получилась корпоративная точка доступа к информации, подразделения сами обновляют и добавляют свою часть. Это некое решение, отдалённо напоминающее  SharePoint, CRM, ERP. Ресурс востребован, он работает более трёх лет, к нему имеют доступ все подразделения на территории Украины, он гибкий и удобный.

Я и моя команда им гордимся, это довольно нестандартное решение. Подобные решения в том или ином (обычно незаконченном) виде есть у многих компаний. Нам же удалось разработать логику и наполнить решение жизненно необходимой информацией, сегодня оно самодостаточно (даже избыточно) для бизнес-процессов компании. Мы добились простоты решения, мы не учили пользоваться этим решением персонал, оно простое и интуитивное, им можно пользоваться при помощи мыши, без клавиатуры. Чем сложнее система, тем больше шансов, что она не будет востребована или ею будут неправильно или неэффективно пользоваться, независимо от потраченных на обучение пользователей усилий. Сегодня ИТ не должны быть ради ИТ (искусство ради искусства). Нам необходимо превращать сложные решения в простые, именно они принесут компании максимальную прибыль за счёт умения персонала их применять.

Каким Вы представляете себе типичное рабочее место сотрудника вашего предприятия через 10 лет?

А. Я.:
Думаю, что типичного места работы не будет, не будет места работы с точки зрения географического понимания. Скорее, будут проекты, управление которыми будет осуществляться удалённо. Работа продуктивных информационных систем будет осуществляться из любой точки земного шара. Уже сегодня сотрудники моего подразделения могут контролировать и влиять на работу оборудования и программного обеспечения, например, из дома или находясь в отпуске. Это логично и с точки зрения круглосуточной поддержки работоспособности систем, и с точки зрения финансовых расходов на содержание большого количества высококвалифицированных специалистов. Фантастика в сфере ИТ давно стала реальностью, уже сегодня менеджеры нашей компании могут получать и управлять информацией при помощи мобильных, беспроводных устройств.

Какими критериями руководствуется ваша компания при подборе ИТ-персонала?

А. Я.:
Отвечу кратко: профессионализм, здоровая инициатива и умение работать в команде. Всё остальное лечится и прививается.

Что, по Вашему мнению, необходимо изменить на государственном уровне, чтобы улучшить ситуацию в отечественной ИТ-отрасли?

А. Я.:
Насколько я понимаю, в отечественной ИТ-отрасли всё нормально. Я знаю большое число компаний, в которых ничего улучшать не надо. Если речь идёт о государственном секторе, это другой разговор. Нужно не играть в электронное правительство и не пытаться адаптировать существующее архаичное бумажное делопроизводство к современным программным продуктам, а победить всеобщую компьютерную безграмотность, научить всех уважать авторское право и провести реинжиниринг делопроизводства с постепенным переходом на электронный документооборот. В наших школах и колледжах необходимо менять подход к информационным технологиям. Сегодня в школах на втором уроке информатики учитель пенсионного возраста учит школьников, на какую кнопку нажать, чтобы включить монитор, а наши с вами дети на уроках друг другу перекидывают шпаргалки через Bluetooth. По-моему это, мягко говоря, неправильно.