Сентябрь дает старт очередному деловому году в ИТ-отрасли, и как раз сейчас подходящее время для оценок и прогнозов ситуации в индустрии. Три года назад я решил сделать небольшой анализ, взяв за исходную информацию официальные финансовые результаты нескольких ведущих мировых ИТ-корпораций. Раньше мы использовали данные по одним и тем же девяти компаниям. На этот раз к ним добавились еще две — Symantec (вместе с Veritas) и EMC.


Годовые финансовые итоги ведущих ИТGкомпаний по состоянию на 10 сентября 2005 г.
Годовые финансовые итоги ведущих ИТGкомпаний по состоянию на 10 сентября 2005 г.

В качестве показателей деятельности компаний мы выбрали два — доход (revenue) и чистую прибыль (net incomes — прибыль, оставшаяся после выплаты всех налогов). Доход (или, что то же самое, объем продаж) отражает объем и структуру (если разобрать этот показатель глубже) предприятия, его рыночную долю и т. д. Но нужно помнить, что увеличение рыночной доли — это не цель, а средство ее достижения. Цель же любой коммерческой организации — получить прибыль. Именно эта характеристика отражает стабильность положения компании на рынке, ее внутреннюю готовность к развитию и привлекательность для инвесторов1.

Разумеется, завершение отдельного отчетного периода с убытками вместо прибыли еще мало о чем говорит: это может быть вызвано повышенными затратами на реорганизацию компании, важными приобретениями и другими объективными причинами. Каждая крупная компания обладает финансовыми резервами, накопленными ранее, чтобы покрыть такие “минусы”. Но убыточность фирмы в течение двух лет уже заставляет акционеров и инвесторов задуматься о причинах, а в течение трех — рождает серьезные сомнения в ее перспективности.

Использование двух ключевых финансовых показателей позволяет сравнивать компании между собой и оценивать их собственный бизнес в многолетнем разрезе. Но при этом нужно понимать относительность таких оценок. Наиболее объективной и стабильной характеристикой является доход. Но его изменение может отражать уменьшение или увеличение собственного производства, а может быть и следствием приобретения бывшего конкурента.

С прибылью дело еще сложнее — она является результатом применения той или иной схемы финансовой отчетности. Законодательная база США (а все выбранные нами компании — американские) в области налогов, управления акциями и пр. очень сложна и предоставляет фирмам широкие возможности по выбору наиболее оптимальных схем для решения тех или иных бизнес-задач, которые обычно определяются интересами главных держателей акций. Как правило, публичные компании стремятся увеличить размер объявляемой прибыли, что повышает привлекательность ее акций на фондовом рынке, но иногда бывает необходимо и понизить этот показатель.

На эти моменты, связанные с финансовыми результатами ИТ-лидеров, мы обратим внимание, рассказывая об отдельных фирмах. Сейчас же только подчеркнем, что сроки окончания финансового года у компаний не совпадают, разброс в данном случае составляет девять месяцев: например, последний (на текущий момент) финансовый год у HP закончился в октябре 2004 г., а у Cisco — полтора месяца назад.

Как же общий мировой экономический кризис отразился на устойчивости бизнеса ИТ-гигантов?

Анализ данных за 2001—2002 гг. показал, что наступили тяжелые времена: многие ведущие фирмы переживали спад доходов и даже несли серьезные убытки. Два года назад можно было видеть, что кризис продолжается, но пик спада как будто преодолен. Прошлогодние сведения говорили о том, что мировая компьютерная индустрия наконец выходит на этап стабильного развития. Сейчас можно констатировать, что кризис преодолен и ИТ-индустрия уверенно растет. За прошедший год практически все компании (за исключением Sun) увеличили свои объемы продаж и прибыль. Конечно, это не величины середины 90-х годов, когда лучшие показатели темпов роста достигали 30—40%, но все же нынешние значения на уровне 10% выглядят очень неплохо.

Однако все участники рынка преодолели кризис с весьма сильно различающимися результатами — некоторые из них понесли заметные потери за три года экономического лихолетья. Это хорошо видно, если сравнивать нынешние показатели с данными четырехлетней давности, 2001-м, докризисным годом (см. последнюю колонку таблицы). Здесь видны два явных лидера — Microsoft и Dell, они существенно укрепили свои рыночные позиции. Остальные к настоящему моменту фактически лишь восстановили бизнес в докризисном объеме.

Пример HP довольно хорошо отражает проблемы слияния крупных компаний. Объединение двух примерно равноценных игроков — всегда очень сложно, а в период экономического кризиса — тем более. Впрочем, если бы не кризис, возможно, эта сделка и не состоялась бы. История же Compaq являет собой наглядный пример проблем быстрого роста. С 1990-го она была одной из самых динамично развивающихся крупных (!) ИТ-компаний, стала лидером среди поставщиков ПК и быстро расширяла сферу своего бизнеса. В конце 90-х купила “ветерана” ИТ-рынка — многопрофильную корпорацию Digital Equipment, и, похоже, именно это подорвало силы растущей Compaq — “переварить” DEC оказалось очень непросто, компания попала в разряд убыточных.

К моменту приобретения Compaq (2001 г.) HP тоже испытывала спад объема продаж, а после покупки завершила год с убытками. Но уже в 2003-м HP преодолела период структурной реорганизации, полностью восстановила боевую форму и устремилась в погоню за IBM.

Голубой гигант, который был и остается самой крупной ИТ-корпорацией, продемонстрировал во время кризиса хорошую устойчивость бизнеса: хотя на какой-то момент компания снизила продажи, все эти годы она работала с прибылью. Последние два года IBM очень динамично развивается, заметно усилив свои позиции в стане Linux/Java.

Деятельность IBM включает три основных направления — Global Services, Hardware и Software, доход по которым составляет в последний финансовый год соответственно 46, 31 и 15 млрд. долл. Однако характерно, что динамика их развития за три года весьма различна: +40%, –16% и +20%. В результате еще три года назад “услуги” вышли на первое место в бизнесе IBM. После продажи подразделения персональных компьютерных систем китайской Lenovo составляющая доходов от аппаратной части компании снизится. Что же касается софтверной части, то, хотя она отвечает лишь за 16% от общего оборота корпорации, на нее приходится почти половина получаемой прибыли. Кстати, подразделение IBM Software также показывает очень удачный пример интеграции приобретаемых компаний в его основной бизнес (за годы кризиса это Informix и Rational, ранее — Lotus и Tivoli).

Корпорация Intel, демонстрировавшая в 90-е годы фантастическую динамику развития бизнеса, в 2002-м пережила резкий спад: доходы упали с 33,7 до 26,5 млрд. долл., а чистая прибыль — с 10,5 (рекордный показатель не только для ИТ-отрасли, но и для мировой экономики в целом) до 1,3 млрд. долл. Правда, уменьшение объемов продаж помимо снижения спроса и цен на микропроцессоры объяснялось также отказом компании от некоторых непрофильных видов деятельности. И все же Intel смогла удержать бизнес на уровне прибыльности и за последние два года демонстрирует очень хорошие показатели роста.

Dell за время кризиса уверенно вышла в лидеры поставщиков компьютеров. В последнем финансовом году компания показала лучшие темпы роста по доходам (среди компаний из нашего “старого” списка). Два года назад она поменяла название с Dell Computer Corp. на Dell Inc., что объяснялось необходимостью смены имиджа, который раньше ассоциировался с работой на рынке домашних пользователей. Сейчас основной фокус Dell сосредоточен на корпоративном сегменте, куда компания поставляет не только ПК, но и мощные серверы, системы хранения данных, а также предлагает большой набор услуг.

Самые серьезные проблемы из представленного нами списка имела все это время Sun Microsystems: в 2002 г. она сразу потеряла 32% своих доходов и с тех пор каждый год заканчивает с убытками. За это время мы стали свидетелями драматических изменений в стратегии Sun: активное продвижение компьютеров с использованием процессоров своих прямых конкурентов из стана x86 (при наличии собственных UltraSparc), выпуск ОС на базе Linux (в дополнение к своей Solaris), повышенный интерес к клиентским системам и пр. Складывается впечатление, что проблемы Sun последних лет стали прямым следствием “головокружения от успехов” во второй половине 90-х, когда победа платформы Java над Windows казалась уже такой близкой...

Последние пару лет мы видим замедление темпов роста продаж Microsoft, а вот прибыль корпорации увеличивается фантастическими темпами. Дело дошло до того, что два года назад компания перешла на новую систему отчетности, в результате чего снизила показатель прибыли сразу на 2,5 млрд. долл. По старой системе отчетности ее прибыль в 2005 г. составила бы не 12,25, а почти 15 млрд. долл.

Завершим обзор представлением двух новичков нашей сводной таблицы. Корпорация EMC уже много лет является одним из лидеров в сегменте устройств хранения данных. По итогам 2000-го финансового года она имела выдающиеся результаты — 8,87 млрд. долл. доходов и 1,78 млрд. долл. прибыли (годовой рост на 32 и 51% соответственно). Но потом последовал спад продаж до 5,44 млрд. долл. в 2002 г. (два года компания завершала с убытками). Однако в 2003-м EMC начала реорганизацию своего традиционного аппаратного бизнеса, одновременно расширив софтверное направление. Только за минувший год она приобрела несколько ведущих софтверных компаний — LEGATO Systems (управление данными), Documentum (управление документами) и VMware (технологии виртуализации). Хотя сейчас EMC еще не восстановила докризисные показатели, но последнюю пару лет показывает очень хорошую динамику развития. Ее софтверные подразделения дают почти 20% от общего объема продаж компании.

Корпорация Symantec — пример того, как можно делать софтверный бизнес, сконцентрировавшись на ключевой проблеме ИТ-отрасли: обеспечении безопасности компьютерных систем. За кризисные четыре года она увеличила объемы продаж с 944 млн. до 2,58 млрд. долл., показывая очень высокую рентабельность. А сейчас, купив компанию Veritas (сделка завершилась в июле 2005 г.), увеличила оборот сразу до 4,5 млрд. долл. Veritas, ведущий поставщик ПО в области хранения данных, все эти годы также расширяла продажи, но вот только заканчивала несколько последних отчетных периодов с убытками. Так что впереди у Symantec довольно сложный период объединения и решения проблем, доставшихся в наследство.